Публикации Урок русского языка на тему "Подготовка к ОГЭ"(тестовая часть)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка на тему "Подготовка к ОГЭ"(тестовая часть)
Автор: Тупикина Татьяна Алексеевна

Тема: Подготовка к ОГЭ в 9 классе (работа над тестовой частью)Цель урока: 1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний; умение применять их на практике; подготовка к сдаче экзаменов;2) Развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ;3) Воспитать интерес к русскому языку.Задачи:1) повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствамвыразительности языка;2)используя различные приёмы и методы, отработать  навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;3)формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.Ход урока
  • Орг. момент
  • 2.Мотивация учебной деятельности.(на доске таблички: 1,2,3)- Что могут обозначать эти цифры?-Что изучили хорошо?- Тема? Цель?( тема: Работа над тестовой частью ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Цель: вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ3. Актуализация знаний и умений.- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.(У доски по 3 – 4 ученика от каждого ряда выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. По очереди задаю им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?3. Из каких частей состоит СПП?4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?5. Как определить вид придаточного предложения?6. Перечислите значения приставки ПРИ.7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?9. Назовите значения приставки ПРЕ.10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
  • Как отделяются друг от друга части ССП и СПП?
  • Да, главная цель нашего урока – подготовка к ОГЭ, но вот «герой» урока другой. Попробуйте догадаться, какой, а для подсказки, послушайте стихотворение:Весна. На дереве грачи расселись шумной стаей,Бегут прозрачные ручьи, и скоро снег растает.Исчезнет почерневший наст, закрывший плоть земли,И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.Не остудила наших чувств суровая зима,И мы зовём прекрасных муз, пускаем их в дома.А там, где солнце припекло, уже видна земля,И в лунках робко и светло подснежники стоят.И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,(О Господи, как жизнь хрупка!)Подснежники цветут! (Наталья Васильева)Именно подснежники станут «героями» сегодняшнего урока. Пусть они подарят вам нежность и ощущение весны, пусть научат мужеству и умению преодолевать трудности.В тексте прослушанного стихотворения пропущены именно те орфограммы и пунктограммы, знание которых понадобится вам при выполнении тестовой части. № 1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Какие это орфограммы? (1 чел. у доски)Весна. На дереве грачи ра___селись шумной стаей,Бегут прозрачные ручьи и скоро снег ра__тает.И___чезнет почерневший наст закрывший плоть землиИ оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.Не остудила наших чувств суровая зимаИ мы зовём пр___красных муз, пускаем их в дома.А там где солнце пр___пекло уже видна земляИ в лунках робко и светло подснежники стоят.И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,(О Господи, как жизнь хрупка!)Подснежники цветут!Задание № 3 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка.4. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете определения средств выразительности. Итак, задание № 2. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) (взаимопроверка)
  • Вернёмся к стихотворению о подснежнике. Какое средство выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ) Назовите метафоры (ПЛОТЬ ЗЕМЛИ; ЗИМА НЕ ОСТУДИЛА ЧУВСТВ), олицетворения (ручьи бегут, исчезнет наст, оживёт предчувствие, подснежники стоят)
  • 5.Повторение сведений о словосочетании.Закончим высказывания:Если оба слова в словосочетании изменяются – это … (согласование)Если зависимым словом является существительное, употребленное в том или ином падеже, - это… (управление)Если в словосочетание входит неизменяемая часть речи – это… (примыкание)Найти в тексте (стихотворении)6. «Разминка»Заменить тип связи в словосочетании. Выполняем задания по замене словосочетаний синонимичными. Задания выполняем устно. (по цепочке, остальные хлопают)
  • Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  • Дружеский совет (совет друга)Понимающий человек (человек с пониманием)Человеческая доброта (доброта человека)Жизненная основа (основа жизни)Кирпичный дом (дом из кирпича)
  • Замените словосочетания, построенные на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью согласования.
  • Красота души (душевная красота)Встреча друзей (дружеская встреча)Добро без корысти (бескорыстное добро)Щедрость души (душевная щедрость)Каша из гречки (гречневая каша)
  • Замените словосочетания, построенные на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
  • Относится с уважением (уважительно относится)Отозвался с гордостью (гордо отозвался)Бросился с бесстрашием (бросился бесстрашно)Выполнял со старанием (выполнял старательно)Говорил с уважением (говорил уважительно)7. Лингвистический диктант (проверка по карточке)Заменить в тексте подчеркнутые словосочетания синонимичными.Дом из кирпича. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает хлебные корки. Молодой петух беззаботно гулял по двору. Щенок Фунтик прыгнул со смелостью к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух со злобой посмотрел на Фунтика.Кирпичный дом. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает корки хлеба. Молодой петух без забот гулял по двору. Щенок Фунтик смело прыгнул к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух злобно посмотрел на Фунтика.- Что такое грамматическая основа предложения? (подлежащее и сказуемое)8.  Выпишите грамматическую основу предложений (сам-но, цифры)1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама, главная защитница, и увела Лёку( Колька всполошился, поднял ; мама прибежала и увела) (2)2) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев. ( Лёка и несколько девчонок  прокрадывались и кормили) (1)3) Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.(она скользила)4)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот. ( Сергей поднырнул)  19. Сложное предложение. Укажите грамматические основы. Составьте схему.Пока мы боль чужую чувствуем,Пока живёт в нас сострадание,Пока мечтаем мы и буйствуем,Есть в нашей жизни оправдание…Перед нами сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными с однородным подчинением.10. Цифровой диктантПо схемам предложения определите тип подчинения.Что?
  • [ ], (как …), (как …).
  • Когда? Что?
  • (Когда …), [ ], (что …).
  • Что? Куда?
  • [ ], (как …), (где …).
  • Что? Какого?
  • 12). Повторение. Составление схем, определение подчинения    1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.     2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.     3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.     4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.     5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.Запись в тетрадях:последовательное – 1,3параллельное – 5однородное – 2,4 13) Самостоятельная работа Ребята получают карточки с текстом для анализа.( Пусть это музыка поможет вам при работе)     Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.Задания. 1.Подсчитать, сколько грамматических основ в  предложении.2.Выписать грамматические основы.3. Определить вид подчинения.4.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.5.Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове.6.Выписать цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.8.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.                         14) Подведение итогов.15) Домашнее задание: решать тесты, повторить правила