Публикации "Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения"
Автор: Манойлова Татьяна Ивановна

Манойлова Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 21 г. Магнитогорска
Новое качество образования:
запросы, оценки, пути достижения
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ министерства образование и науки РФ от 18.07.2003 г. № 2783) предусматривает взглянуть на образовательный процесс с новой стороны. Учителя-словесники, основываясь на опыте предшествующих лет должны определить современные социальные запросы и найти пути реализации этих запросов.
Основные структурные компоненты языкового образования:
языковая система (совокупность знаний о языке в виде понятий, сведений, правил); речевая деятельность как реализация языка (речеведческие знания и умения, в том числе умение воспринимать и создавать текст на репродуктивном и продуктивном уровне);
речевые произведения, которые используются в процессе овладения языком и речью (текст- основа обучения);
способы деятельности, обеспечивающие усвоение языка и формирование умений;
культура речевого поведения (общения); культура народа- носителя языка (познание культуры невозможно без познания того, что создано в языке).
Учителю - словеснику нужно только учитывать новые стандарты образования и своевременно вносить коррективы в учебно- тематическое планирование в соответствии с новым содержанием:
Языки естественные и искусственные;
Литературный язык и язык художественной литературы,
Взаимосвязь языка и культуры;
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур;
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Уточнение целей литературного образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования обусловило обновление содержания литературного образования: значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функция предмета.
Исходя из целей и особенностей содержания литературного образования, необходимо:
особое внимание в процессе преподавания уделять работе с текстом;
ориентировать учебный процесс на формирование читательских умении;
чаще использовать разнообразные по форме упражнения и задания для формирования знаний по теории и истории литературы, умений применять литературоведческие понятия и термины при анализе текста;
учить школьников умению самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации;
выстраивать межпредметные связи в преподавании литературы;
использовать эффективные методики, повышающих качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе преподавания литературы;
внедрять современные технологии обучения (в том числе и в систему текущей и итоговой аттестации учащихся).
Важнейшим из условий повышения эффективности проведения уроков – развитие у школьников интереса к учебному предмету. В роли мотивов могут выступать:
потребности и интересы;
влечения - эмоции;
установки и идеалы.
Выступая в качестве ориентационной основы поведения, интересы становятся основным психологическим механизмом повеления. Развитию интереса к учебному предмету способствуют:
занимательность;
слово учителя;
создание элемента новизны (в содержаниях и методах обучения);
решение проблемных вопросов;
обращение к жизненному опыту учащихся;
обеспечение преемственности и перспективности в работе; - использование средств наглядности в обучении;
содержание дидактического материала.
В психологии выделяются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные – текущее психологическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности ребенка.
Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего – основной фактор человеческой активности.
Поэтому необходимо дифференцированно подходить к изложению учебного материала, к отработке практических навыков.
Учитывать индивидуальные особенности детей разных видов памяти:
слуховая (запоминание на слух фонем в процессе письма под диктовку);
зрительная (сохранение и воспроизведение зрительных образов);
речедвигательная (послоговое орфографическое проговаривание слов);
моторная ( многократная запись слова).
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Знание индивидуальных особенностей ребенка
Здоровье
Психологические особенности
Условия жизни
Интеллектуальный уровень
Работа с учениками разных каналов восприятия.
Характеристика ченика
Условия успешной деятельности
Ученик – визуал
Схемы, таблицы, наглядные пособия (цвет, форма)
Ключевые слова — видеть, смотреть, наблюдать
Речь — много интонаций
Плохо запоминает словесные инструкции
Меньше отвлекается на шум
Испытывает замешательство, читая новые слова
Хорошо читает
Помнит все, что видел
Живая, образная фантазия
Ученик – кинестет
Обучается делая
Ключевые слова- чувствовать. Ощущать
Чем больше преувеличений, тем лучше запоминают
Хорошо работают в группах
Не может сидеть неподвижно
Ученик – аудиал
Любимая деятельность – слушание
Не может работать в шуме
Ключевые слова – слушать, согласовывать, знать, думать, понимать
Вариации голоса – громкость, высота, паузы - Нельзя делать замечания в процессе выполнения сложного задания – может не справится
Современный урок ориентирован на воспитание личности, поэтому разработка способов, приемов реализации личностно - ориентированного подхода – основа методической работы.
Особого внимания требует проблема вариативности применительно к выбору программ, учебников, типов урока, вариантов упражнений, заданий (в том числе и домашних), форм итоговой аттестации. Не только учитель, но и ученик должен иметь возможность выбора упражнений, заданий в зависимости подготовки, темпа работы, интересов.
Формирование умения и навыков учебного труда (выделять главное, планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность, например, с помощью словарей, справочников) требует внимания учителей.
Особенно важно в современных условиях на всех уроках уделять внимание чтению в зависимости от цели урока, типа текста конкретной учебной задачи.
Речевое развитие учащихся, воспитание культуры общения, формирование навыков грамотного письма - межпредметная проблема.
Современный подход требует осуществления интеграции, проведения уроков интегрированного типа. Работа в рамках осуществления учебных задач в образовательной области Филология предполагает интеграцию в преподавании таких предметов, как русский язык, литература, иностранные языки, история.
Развитие творческих, исследовательских способностей учащихся помогает такая организация учебного труда, когда на каждом уроке создается мотивация, вызывающая потребность в самостоятельной исследовательской работе.
Уроки в старших классах (их структура, приемы организации учебной деятельности) должны включатся в систему непрерывного образования школа вуз. Особого внимания учителей требует обучение приемам конспектирования, грамотной записи лекции, составлению развернутого плана, тезисов, подготовки рефератов, написанию рецензий.
Для осуществления преемственности в рамках школа вуз целесообразно включать в систему обучения старшеклассников уроки-семинары, уроки – практикумы, уроки – зачеты, уроки- лекции. Необходимо уделять внимание формированию умений связного монологического высказывания научного стиля.
Для создания на уроках здоровье сберегающей среды следует добиваться разумного соотношения рационального и эмоционального, создавать у ученика ощущение успеха, постепенного продвижения в усвоении учебного материала, воспитывать интерес к учебному труду, повышать авторитет знаний.
Урок в современной школе – это проявление совместной творческой деятельности учителя и учащегося. Решая проблемы совершенствования, модернизации образования, необходимо бережно относиться к традициям отечественной школы. Опора на продуктивные традиции дает надежные ориентиры для осуществления современных подходов к воспитанию, развитию, обучению школьников.