Публикации Внеклассное занятие для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида» «Права детства и что значит быть гражданином?»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеклассное занятие для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида» «Права детства и что значит быть гражданином?»
Автор: Тихомирова Елена Сергеевна

Внеклассное занятие для учащихся 8 класса
коррекционной школы VIII вида
Права детства и что значит быть гражданином?
Подготовила воспитатель ОГКОУ Ивановская школа-интернат № 3 Тихомирова Елена Сергеевна
Класс – 8
Место проведения - учебный класс
Цель:дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие право, объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Задачи:
Обучающие:
Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Обсудить понятия права и обязанности, какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены;
Формировать социально значимые ориентации и установки, развивать чувство ответственности за свои действия;
Закрепить информацию через практические задания.
Развивающие:развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывающие:воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: отгадайте анаграмму (СЛАЙД 1) ЖДА—НИН—ГРА и ВА-ПРА (дети отгадывают)
Воспитатель: правильно! Тема нашего занятия связана с этими словами и звучит так (Слайд 2) Права детства и что значит быть гражданином? Но перед тем как начать наше занятие, я предлагаю вам ряд правил, которые следует соблюдать в течение всего занятия:
уважение к тому, кто говорит;
не смеяться над высказываниями других;
правило поднятой руки.
Как вы их понимаете?
Воспитатель:Давайте, ребята, вспомним о нашей Родине – России, о ее символах.
1.Что такое Родина? (ответы детей).
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
На свете много разных стран,
но есть одна страна:
от белых льдов до теплых рек раскинулась она.
2.Назовите дерево– символ России? (береза )
3.Назовите столицу нашей Родины? (Москва)
4.Как называется посёлок, где мы с вами учимся и живём?
5.Назовите государственный язык нашей страны?(русский)
6.Кто президент нашей страны?(Слайд 3)
7.Назовите основные символы нашего государства?(герб, флаг, гимн)
(Слайд 4) ФЛАГ:Государственный флаг - это трехцветное полотнище с белой, синей и красной полосами.
белый– мир, чистота, совершенство;синий– вера, верность, постоянство;красный– сила, кровь, пролитая за Родину.
(Слайд 4) ГЕРБ: У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел (золотой) на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия, а 2 головы, чтобы смотреть в разные стороны и охранять Родину от врагов. Это очень древний герб. Впервые его ввел царь Иван III. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства. Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.
(Слайд 4) Гимнторжественная песнь, которая прославляет историю государства, его народ.
Мы сказали, что наша страна Россия, мы в ней живем, а значит, являемся ее гражданами. Где бы ни был русский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России. Быть гражданином России – это большое счастье.
-Ребята, как вы понимаете слово "гражданин"? (ответы детей)
(Слайд 5) Гражданин -это человек, который постоянно проживает на территории страны, подчиняется ее законам, имеет права и обязанности, имеет документ, удостоверяющий его личность.
Воспитатель:
Мы постоянно живем в России? (Да)
Это первая характеристика гражданина – постоянное местожительства в России.
- Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.
- Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).
Права человека- это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
Взрослые и дети имеют свои права и обязанности, которые определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений.
Сегодня на нашем занятии мы поговорим о некоторых ваших правах и обязанностей.
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка..
- Скажите, кто проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
Конечно же, взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это родители, воспитатели, директор, завуч, педагоги и многие др.
- Но о вас также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка. (Слайд 6).
ООН -Международная организация, объединяющая государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.
Конвенция– это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии". Скажите, ребята, какие права у вас есть (перечисляют)
Права детей, определённые Конвенцией о правах ребенка.(Слайд 7)
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".
Все права человека, и ребёнка в том числе, начинаются с права на жизнь. Действительно жизнь – это главное из того, что мы имеем.
Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет?
У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, учителя и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.
Посмотрите ребята на этот рисунок (Слайд 8). Как вы думаете, о чем он говорит?
Воспитатель:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я!
Так написал когда-то маленький мальчик на своем рисунке. Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.
Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".
У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.
Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?
Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (Слайд9). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!
А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.
Как он называется? (паспорт) (Слайд9.)
– Что означает, иметь право на имя?
– Как следует обращаться друг к другу?
– Как следует обращаться к взрослому?
– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.
Игра Шляпа знакомств.
– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы!
Статья 18 "Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье"
Это одно из самых важных прав ребенка, так как семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.
У ребенка есть право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.
Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, на получение любви и ласки, заботы и уважения.
Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"
Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. Основное общее образование обязательно. В нашей стране существует сеть дошкольных образовательных учреждений (детских садов), где мальчики и девочки дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе. С шести-семи лет каждый мальчик или девочка в России начинает обучение в школе. В школе дети изучают литературу и биологию, историю и математику, знакомятся с миром растений и животных, с историей человеческого общества. В школе таланты и способности ребенка получают дальнейшее развитие. После окончания школы каждый ребенок в нашей стране может продолжить свое образование в колледже, лицее, институте или университете. Для того чтобы стать хорошим специалистом врачом или космонавтом, нужно много учиться. В нашей стране у детей самые широкие возможности для получения образования.
Игра Продолжи пословицу.
Я начинаю, а вы продолжаете.
Век живи … век учись.
Учиться всегда … пригодиться.
Ученье – свет, … а не ученье – тьма.
Тяжело в ученье – … легко в бою.
В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.)
-Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.
Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам.
А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.
К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.
А сейчас, чтобы не нарушать вашего права на отдых, проведём минутку релаксации.
Физкультминутка
Статья 24-27 Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь
Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.
Здоровье -главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье, готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, врачи в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался,ел полезные продукты, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные и спортивные игры. Для того чтобы уберечь ребенка от инфекционных заболеваний, ему делают прививки. Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.
– Если вы вдруг заболели, кто вам поможет?
– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?
Игра "Права сказочных героев"
Воспитатель:
В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев.
- Какие права имели сказочные герои?
- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
- картинки по сказкам ) - Как называется сказка? (русская народная сказка "Колобок") СЛАЙД 10.
Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"
Какое право нарушила Лиса? (статью 6)
Что должен ответить Колобок, защищая свое право? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
Как называется эта сказка? СЛАЙД10. (рус.нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).
Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)
Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".
Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).
(Слайд11)
Какое право имеет сказочный герой Буратино. (На образование)
(Слайд 12)
Кто знает название этой сказки? (Лиса и Заяц).
- Какое право нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)
- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно). ". На жилище.).
(Слайд 13)
Назовите сказку. ("Золушка" Шарль Перро).
- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.
- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).
Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".
Закрепление знаний по правам.
Что такое право?
Права человека- это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
Кто следит за выполнением этих правил? (государство)
С какими правами вы познакомились? (ответы детей)
Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.
Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.
Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).
Напоминаю точное определение.
Обязанности –это определенный круг действия, обязательных для выполнения.
- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).
Если у вас есть право на труд, то как вы обязаны трудиться?

Если есть право на образование, как вы обязаны учиться? И т.д.

Кроме того, каждый человек обязан сохранять природу, окружающую среду.
Рефлексия.
Выбери правильный ответ:
1. Какой документ необходим каждому из нас, чтобы стать гражданином России:
а) билет в кино;
б) паспорт;
в) билет на автобус;
2. Где получают паспорт:
а) в школе;
б) в полиции;
в) в больнице.
3. В каком возрасте получают
паспорт:
а) в 16 лет;
б) в 14 лет;
в) в 18 лет.
Итог занятия.
Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?
Нужно ли знать свои права?
Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя).
Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.(Слайд 14)
Права ребенка надо знать,
Не только знать, Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание СЛАЙД 15.