Публикации
Формирование гражданско-патриотического сознания подростков с ОВЗ (выступление на МО классных руководителей)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование гражданско-патриотического сознания подростков с ОВЗ (выступление на МО классных руководителей)
Автор: Виноградова Елена Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование гражданско-патриотического сознания подростков с ОВЗ (выступление на МО классных руководителей)
Автор: Виноградова Елена Юрьевна
«Формирование гражданско-патриотического сознания подростков с ОВЗ(выступление на заседании МО классных руководителей)Подготовила учитель ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3» Виноградова Елена ЮрьевнаАкадемик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.Патриотизм в переводе с греческого языка означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается организованный и непрерывный процесс по формированию учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.Весь контингент школы составляют учащиеся, имеющие, как правило, различные осложнения: расстройства эмоционально – волевой сферы, психопатоподобное поведение, общее недоразвитие речи, проблемы в общении, неврозоподобные синдромы и т.д. Учащиеся моего класса – это дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей. Наследственная олигофрения, агрессивность, низкий социальный статус семей – факторы, которые необходимо учитывать в работе. Вся моя воспитательная деятельность в таких условиях направлена на достижение следующих целей:личностно - ориентированная реабилитация учащихся; социализация личности в современном социально - экономическом и культурно нравственном аспекте. формирование активной позиции патриота своей страны через любовь к родному краю. Программа воспитательной работы составлена с учётом возрастных, психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом регионального компонента, представляет собой содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. Задачи:знакомство с особенностями природы, географии родного края; формирование представлений об особенностях промышленности и народных промыслов города и области; воспитание потребности в охране природы родного края; формирование чувства гордости понятием «Я - воркутянин»; обогащение знаний о выдающихся людях земли Коми; формирование осознанного понимания патриотизма вообще и любви к родному краю, в частности; воспитание любви и уважения к своей семье, родным, друзьям; формирование общечеловеческих ценностей (доброта, честность, отзывчивость, взаимопомощь и т.д.). Гражданственность – интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. С развитием общества гражданское сознание постепенно становится приоритетным по отношению к патриотическому – но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке – значительно раньше гражданских представлений.Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.У детей с ограниченными возможностями здоровья гражданская позиция не воспитается сама по себе. В отличие от общеобразовательных школ в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) наиболее важную роль в развитии гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.При развитии у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) патриотического воспитания необходимо помнить об особенностях его биологического развития. Нарушение центральной нервной системы не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания гражданских качеств, но и создаёт преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылке личностного развития ребенка. Нарушение развития психических процессов ведет к непониманию ребенком обращенной к нему речи, неумению устанавливать связи между событиями действиями, неспособности запоминать информацию. Потребности и мотивы претерпевают сложные изменения, прежде чем ребенок начинает действовать в соответствии с моральным правилом. Раннее включая детей в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач нравственного развития можно в значительной степени преобразовать личностный облик аномального ребенка.При работе над воспитанием патриотизма в условиях коррекционной школы возникают некоторые трудности. Они заключаются в том, что недостаточно педагогической литературы, адаптированной к аномальным учащимся. Другая очень важная проблема в работе заключается в том, что к воспитательной системе необходимо подключить ребенка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения. У детей за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курения, употребления алкоголя, а по части ненормативной лексики могут выйти на первое место. В этом заключается противоречие воспитания: в школе даются знания и умения одного направления, а дома дети сталкиваются с другими нормами поведения. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.В работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья выделяю следующие направления по воспитанию гражданско-патриотического воспитания:создание ученического коллектива, классные часы, беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, работа с родителями, просмотр видеофильмов, знакомство с литературой, выставки, выставки рисунков, поделок, проекты и др. События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизила воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.Гражданско-патриотическое воспитание это не громкие слова и не формальность – это реальная необходимость в условиях работы школы. Дети, обделенные в своих семьях самым элементарным, с раннего возраста столкнувшиеся с жестокостью взрослых и негативными сторонами нашего общества, практически не обладают чувством любви к Родине и гордости за неё. В них нет тяги и потребности помогать кому-то, уважать старшее поколение и быть ему за что-то благодарными. Они почти не знают историю нашей страны, и фильмы о войне воспринимают, как фантастические бестселлеры. Именно на формировании чувства любви к своей стране и народу основана система гражданско-патриотического воспитания в школе.В настоящее время перед школой стоит важнейший вопрос – это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны. История и культура России имеют глубокие и древние корни. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.Сегодня именно школа – то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды. Литература:Катрышова И.Ю. Гражданское и патриотическое воспитание школьников. Александрова М.А., Степанов Е.Н. Классные дела., М., 2004 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годы». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования.