Публикации ФОРМИРОВАНИЕ УУД ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ УУД ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.
Автор: Алексей Михайлович Литвинов

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.МКОУ «Старополтавская средняя школа» Учитель физической культурыЛитвинов А.М.  Целью физического воспитания в школе является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность. Урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности, на первый план выдвинута забота о поддержании здоровья, сохранении того, что есть.Сегодня перед учителем выдвигается комплекс новых задач, которые в явном виде не стояли перед ним. Это такие задачи, как воспитание ценностных ориентаций подростка на физическое и духовное совершенствование, формирование потребностей и действенных мотивов занятий физическими упражнениями,   формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между детьми, детьми и учителями. В числе новых задач, стоящих сегодня перед учителем физической культуры  - ориентация детей на самостоятельные занятия физическими упражнениями, использование их в целях отдыха, досуга, самосовершенствования, а также овладение умением осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.Успешное построение учебно-воспитательного процесса по физической культуре возможно в том случае, если учитель не только ясно понимает современные цели и задачи физического воспитания, но и осуществляет свою деятельность на основе таких принципов, как личностный и деятельностные подходы, применение на практике современных технологий обучения, воспитания личности.Одной из важнейших задач современного урока физкультуры является формирование знаний.  Именно сформированные знания позволяют добиваться осмысленного выполнения учащимися программного материала. Успех усвоения знаний будет полным, если эти знания используются в практической деятельности школьников. Чтобы знания были восприняты, поняты и отложены в памяти, они должны воплощаться в действии, подкрепляя и корректируя их. Например, если ученик знает, как можно оценить свою функциональную подготовленность, то в процессе выполнения упражнений (например, длительного бега) он сможет скорректировать скорость бега: если интенсивность работы мала, то увеличит её, а если превышает возможности занимающегося, то снизит нагрузку.  По возможности учащимся нужно показать, в какой области деятельности можно использовать те или иные знания: ведь они не ограничиваются только физической тренировкой. Знания по физической культуре можно использовать в любой практической работе человека. К сожалению, традиционное обучение не позволяет обучающимся успешно адаптироваться в современном мире. Поэтому в последние годы особое значение в обучении приобретает системно-деятельностный подход. Главная роль отводится формированию ключевых компетентностей обучающихся: предметных, метапредметных, личностных. Важной составляющей компетентности обучающихся является сформированность универсальных учебных действий (УУД). «Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться». В своей педагогической деятельности формирую следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные универсальные учебные действия определяются как «действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся». В процессе самоопределения ученик решает две задачи: построение индивидуальных ценностей, смыслов и построение жизненных планов в перспективе. «Действия смыслообразования – действия, направленные на установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом», продуктом обучения и значимостью этого продукта. Регулятивные универсальные учебные действия – действия, направленные на организацию учебной деятельности обучающихся. К ним относятся: целеполагание (постановка целей и задач своей деятельности), планирование (разработка плана своих дальнейших действий), прогнозирование (прогноз результата), контроль, оценка (оценка деятельности). К познавательным универсальным учебным действиям относятся общеучебные, логические, действия постановки и решения проблемы. К познавательным действиям можно отнести поиск и систематизацию информации по проблеме, моделирование объектов и способов возможного решения проблемы, осуществление планируемых шагов для достижения сформулированных целей, выбор наиболее эффективных средств и способов решения поставленных задач и т. д.Коммуникативные универсальные учебные действия – действия, позволяющие обучающимся не только гибко адаптироваться в системе межличностных отношений «ученик – ученик», «ученик– учитель» и др., но и самому строить эффективное партнёрское сотрудничество для достижения целей. К этому виду УУД относятся: планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний, умение разрешать конфликтные ситуации и т. д. Успешность формирования УУД зависит от многих факторов, один из них: благоприятная развивающая среда, созданная учителем. Главная задача учителя – «организация условий, инициирующих детское действие, позволяющее ребёнку качественно развиваться». Считаю, что использование метода проектов в обучении физической культуры позволяет создать наиболее благоприятную развивающую среду для каждого обучающегося и успешно формировать УУД. Среди всех современных технологий обучения именно технология проектного обучения позволяет сочетать все виды УУД наиболее гармонично на каждом этапе проектной деятельности обучающихся. На организационно - подготовительном этапе формируются личностные и регулятивные УУД. Совместно с учениками осуществляем выбор тем проектов, определяем цели исследований, намечаем предварительный план, некоторые методы и приемы исследования. Основными критериями выбора тем являются индивидуальные особенности обучающихся, практическая, социальная значимость проекта, воспитательный потенциал проекта, связь темы проекта с изучаемым материалом и возможность реализации предметных и метапредметных связей, а также наличие у обучающихся необходимых знаний и личного опыта. На втором – поисково-исследовательском этапе обучающиеся осуществляют сбор и анализ информации, структурируют ее, моделируют изученное содержание, разрабатывают программу исследования, проводят анализ выполненной работы, формулируют выводы, готовят презентации результатов исследований. Таким образом, формируются познавательные УУД. А также регулятивные и коммуникативные УУД, так как обучающиеся сами организуют, планируют, контролируют и корректируют свою деятельность. На третьем - информационно – презентативном этапе формируются личностные, регулятивные УУД. Обучающиеся представляют свои результаты, продукт проекта, выполняют его оценку и самооценку своей работы (рефлексию). Защищая проект, ученики реализуют свои творческие способности, корректируют оценку успешности его выполнения. Защита проектов происходит на уроке, школьной конференции. Педагогическая работа в рамках технологии проектного обучения позволяет мне, как учителю, раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребёнка, усиливать волевую саморегуляцию слабых учащихся, создавать ситуацию успеха, повышать не только мотивацию обучения, но и качество образования. Главная ценность в том, что метод проектов делает обучение  осмысленным, повышает значимость решения учебных задач, связывает их с реальными жизненными целями и ситуациями, развивает умение учеников быть конкурентно способными в жизни. В процессе работы над проектом происходит развитие и становление личности учащихся с помощью формирования универсальных учебных действий. Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный потенциал физической культуры. Ведь с помощью универсальных учебных действий дети смогут разумно строить отношения с природой и социумом, оценивать последствия, риски принимаемых решений в различных жизненных ситуациях.Список использованной литературы.
  • Л. П. Кезина, А. А. Кузнецов и др. ФГОС общего образования. Окончательный вариант Москва- 2010 г.
  • А. Г. Асмолова Учебные действия в основной школе: от действия к мысли. М.: «Просвещение» - 2012г. 67 стр.
  • Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М.: «Просвещение» - 2011. 135 стр.