Публикации
«Проектно-исследовательская технология обучения и воспитания в начальной школе»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проектно-исследовательская технология обучения и воспитания в начальной школе»
Автор: Кристина Александровна Керимова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проектно-исследовательская технология обучения и воспитания в начальной школе»
Автор: Кристина Александровна Керимова
МБОУ Бояркинская СОШ имени М.Е.Катукова, Г.о.Коломна, Московской области
Подготовила:
учитель начальных классов
Керимова К.А.
Статья Проектно-исследовательская технология обучения и воспитания в начальной школе
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.
В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Отметим, что наиболее эффективными в связи с этим становятся методы и технологии, основанные на проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества! Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. С возрастом приходит избирательность, направленность исследований, исследуется только то, что вызывает настоящий интерес. Затем ребёнок идёт в детский сад, школу и ему приходится жить по правилам, изучать очень много заданного, запланированного разными программами и стандартами, и на то, что раньше вызывало исследовательский интерес, нет ни времени, ни сил! Постепенно эти качества угасают и когда в школах начинаются олимпиады, конкурсы, конференции, ребёнок слушает об участии в исследовательской деятельности, как о чём-то до этого ему неизвестном! Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектно-исследовательской деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, проходной для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов.
Активное использование в организации образовательного процесса исследовательской деятельности младших школьников …дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности- возможности осваивать не только суммы готовых знаний. А методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества. Этот процесс поступательного преобразования личности учащего возможно начинать с первых дней пребывания в школе. С этой целью необходимо поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно заново откроет для себя известное в науке, но при этом его мыслительная деятельность осуществляется так же, как и деятельность ученого. Вот почему в начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение организацию проектно-исследовательской работы младших школьников в своём классе. В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает их второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания со знаком минус — становятся объектом насмешек. И вот эта детская отверженность - явление, к сожалению, частое и трудно поправимое. Не стал исключением и мой класс! Таким образом, возникла необходимость создания личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей через организацию исследовательской деятельности.
В своей работе я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, мозговой штурм, исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты. Ребятам интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие. Именно в процессе активной деятельности формируются ключевые компетентности, столь необходимые для продолжения обучения в основной и старшей школе. Работая в данном направлении в течение 4-х лет, мы с детьми познаём мир, делаем открытия, удивляемся, разочаровываемся, совершаем ошибки, исправляем их, приобретаем опыт общения. Ведущее место занимают творческие проекты с элементами исследования. Считаю, что такая комбинация уместна, так как творчество обязательно сталкивается с желанием добыть, исследовать, доказать. Материал для исследований черпаем из жизни.
Роль проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе является неотъемлемой частью воспитательного процесса в школе. Особое место во внеурочной деятельности я отвожу интеллектуальному направлению. Программа внеурочной деятельности кружка Учимся общаться направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах села (парки, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). Занятия проводятся во второй половине дня.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Переход на проектно-исследовательский метод обучения осуществляется поэтапно:
• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
• комплексные блочно-тематические занятия;
• интеграция: частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим); полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
• составление минипроектов на уроках и во внеурочной деятельности.
Включая младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность, можно сформировать у них следующие компетентности:
• определение целей деятельности, ее прогнозирование, выполнение действий и операций, соотношение результата деятельности и ее целей, контролирование своих действий;
• выполнение мыслительных операций, входящих в состав проектной деятельности;
• проведение наблюдений, постановка простых экспериментов, построение простой модели объектов и явлений окружающего мира.
В начальной школе в целях обеспечения психологического благополучия и здоровья детей, развития познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков целесообразнее всего использовать следующие типы проектов:
• исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
• информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
• творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
Задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Если в младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) таковыми являются вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты), то в более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Использование проектно-исследовательского метода в начальной школе имеет свою специфику. Прежде всего, нельзя забывать о том, что проект должен быть посильным для ребенка.
Во-вторых, темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
В-третьих, младший школьный возраст - это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели, гипотезу проекта, основные направления деятельности, формы и методы исследования (эксперимента), представление отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Отчет о проделанной работе представляется на уроке в виде презентации.
В-четвертых, целесообразно работать над исследованиями в микрогруппах (не более 3 человек) с учетом потенциальных возможностей или индивидуально с детьми, которые мыслят нестандартно, могут выдвинуть собственную гипотезу решения вопроса.
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач.
Проектная деятельность содержит:
• анализ проблемы;
• постановку цели;
• выбор средств ее достижения;
• поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;
• оценку полученных результатов и выводов.
Целью проектно-исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
• дифференцированный и личностно ориентированный подход;
• создание ситуации успеха;
• сотворчество учителя и ученика.
Проектно-исследовательский метод изменяет и содержание деятельности учителя. Он выступает в роли научного консультанта:
• создает условия для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней знаний;
• знакомит с основополагающими принципами научного исследования;
• определяет проблемное поле исследования;
• помогает корректировать и конкретизировать тему;
• совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи;
• знакомит с методами исследования;
• помогает определить круг изучаемых источников;
• знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой;
• совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы;
• помогает решить спорные вопросы при написании текста;
• совместно с учеником проводит анализ его проектно-исследовательской деятельности;
• помогает определить направления дальнейших исследований.
Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания иумения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Все работы, полученные в ходе исследовательской деятельности, активно использую на уроке и во внеклассной работе.
Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для меня главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое, которую определяю из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной, детской и центральной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса ежегодно принимают участие в разных конкурсах, проектах.
Я буду продолжать начатую работу, искать новые формы использования проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. Задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
Библиографический список
1. Давыдова, Е.Р. Исследовательская деятельность учащихся / Е.Р. Давыдова //Начальная школа.- 2010.-№12.-С.61-62
2. Гузеева, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В. Гузеева //Школьные технологии.- 2010.-№5.-С.49-52
3. Лукина, В. Исследовательская деятельность в практике /В. Лукина //Математика. Газета Изд. дома Первое сентября.- 2010.-№15.-С.5-7
4. Фахретдинова, Ф.Р. исследовательская деятельность – основа развития одаренной личности /Ф.Р. Фахретдинова // Одаренный ребенок.- 2010.-№1.-С.122-127
5. Жильцова, О.А. Возможности организации проектно- исследовательской деятельности учащихся в средней школе /О.А. Жильцова //Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.100-103
6. Зильберг Н.И. Этапы включения школьников в исследовательскую деятельность /Н.И. Зильберг //Школьные технологии.- 2008.-№5.-С.76-81
7. Савенкова, А. Развитие исследовательских умений школьников /А. Савенкова //Школьный психолог. Газета Изд. дома Первое сентября.- 2008.-№18.-С.20-30
8. Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. – Начальная школа плюс до и после , №5,2004.
9. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа. №10, 2006.
10. Алексеева В. Проекты и исследования. //Начальная школа. №5, 2008.
11. Сухаревская Е. Задачи проектной и исследовательской деятельности. // Начальная школа, №5, 2008.
12. Павленко В. Проекты и исследования. // Начальная школа. №9, 2008.
Подготовила:
учитель начальных классов
Керимова К.А.
Статья Проектно-исследовательская технология обучения и воспитания в начальной школе
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.
В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Отметим, что наиболее эффективными в связи с этим становятся методы и технологии, основанные на проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества! Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. С возрастом приходит избирательность, направленность исследований, исследуется только то, что вызывает настоящий интерес. Затем ребёнок идёт в детский сад, школу и ему приходится жить по правилам, изучать очень много заданного, запланированного разными программами и стандартами, и на то, что раньше вызывало исследовательский интерес, нет ни времени, ни сил! Постепенно эти качества угасают и когда в школах начинаются олимпиады, конкурсы, конференции, ребёнок слушает об участии в исследовательской деятельности, как о чём-то до этого ему неизвестном! Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектно-исследовательской деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, проходной для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов.
Активное использование в организации образовательного процесса исследовательской деятельности младших школьников …дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности- возможности осваивать не только суммы готовых знаний. А методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества. Этот процесс поступательного преобразования личности учащего возможно начинать с первых дней пребывания в школе. С этой целью необходимо поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно заново откроет для себя известное в науке, но при этом его мыслительная деятельность осуществляется так же, как и деятельность ученого. Вот почему в начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение организацию проектно-исследовательской работы младших школьников в своём классе. В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает их второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания со знаком минус — становятся объектом насмешек. И вот эта детская отверженность - явление, к сожалению, частое и трудно поправимое. Не стал исключением и мой класс! Таким образом, возникла необходимость создания личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей через организацию исследовательской деятельности.
В своей работе я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, мозговой штурм, исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты. Ребятам интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие. Именно в процессе активной деятельности формируются ключевые компетентности, столь необходимые для продолжения обучения в основной и старшей школе. Работая в данном направлении в течение 4-х лет, мы с детьми познаём мир, делаем открытия, удивляемся, разочаровываемся, совершаем ошибки, исправляем их, приобретаем опыт общения. Ведущее место занимают творческие проекты с элементами исследования. Считаю, что такая комбинация уместна, так как творчество обязательно сталкивается с желанием добыть, исследовать, доказать. Материал для исследований черпаем из жизни.
Роль проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе является неотъемлемой частью воспитательного процесса в школе. Особое место во внеурочной деятельности я отвожу интеллектуальному направлению. Программа внеурочной деятельности кружка Учимся общаться направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах села (парки, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). Занятия проводятся во второй половине дня.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Переход на проектно-исследовательский метод обучения осуществляется поэтапно:
• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
• комплексные блочно-тематические занятия;
• интеграция: частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим); полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
• составление минипроектов на уроках и во внеурочной деятельности.
Включая младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность, можно сформировать у них следующие компетентности:
• определение целей деятельности, ее прогнозирование, выполнение действий и операций, соотношение результата деятельности и ее целей, контролирование своих действий;
• выполнение мыслительных операций, входящих в состав проектной деятельности;
• проведение наблюдений, постановка простых экспериментов, построение простой модели объектов и явлений окружающего мира.
В начальной школе в целях обеспечения психологического благополучия и здоровья детей, развития познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков целесообразнее всего использовать следующие типы проектов:
• исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
• информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
• творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
Задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Если в младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) таковыми являются вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты), то в более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Использование проектно-исследовательского метода в начальной школе имеет свою специфику. Прежде всего, нельзя забывать о том, что проект должен быть посильным для ребенка.
Во-вторых, темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
В-третьих, младший школьный возраст - это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели, гипотезу проекта, основные направления деятельности, формы и методы исследования (эксперимента), представление отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Отчет о проделанной работе представляется на уроке в виде презентации.
В-четвертых, целесообразно работать над исследованиями в микрогруппах (не более 3 человек) с учетом потенциальных возможностей или индивидуально с детьми, которые мыслят нестандартно, могут выдвинуть собственную гипотезу решения вопроса.
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач.
Проектная деятельность содержит:
• анализ проблемы;
• постановку цели;
• выбор средств ее достижения;
• поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;
• оценку полученных результатов и выводов.
Целью проектно-исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
• дифференцированный и личностно ориентированный подход;
• создание ситуации успеха;
• сотворчество учителя и ученика.
Проектно-исследовательский метод изменяет и содержание деятельности учителя. Он выступает в роли научного консультанта:
• создает условия для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней знаний;
• знакомит с основополагающими принципами научного исследования;
• определяет проблемное поле исследования;
• помогает корректировать и конкретизировать тему;
• совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи;
• знакомит с методами исследования;
• помогает определить круг изучаемых источников;
• знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой;
• совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы;
• помогает решить спорные вопросы при написании текста;
• совместно с учеником проводит анализ его проектно-исследовательской деятельности;
• помогает определить направления дальнейших исследований.
Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания иумения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Все работы, полученные в ходе исследовательской деятельности, активно использую на уроке и во внеклассной работе.
Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для меня главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое, которую определяю из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной, детской и центральной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса ежегодно принимают участие в разных конкурсах, проектах.
Я буду продолжать начатую работу, искать новые формы использования проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. Задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
Библиографический список
1. Давыдова, Е.Р. Исследовательская деятельность учащихся / Е.Р. Давыдова //Начальная школа.- 2010.-№12.-С.61-62
2. Гузеева, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В. Гузеева //Школьные технологии.- 2010.-№5.-С.49-52
3. Лукина, В. Исследовательская деятельность в практике /В. Лукина //Математика. Газета Изд. дома Первое сентября.- 2010.-№15.-С.5-7
4. Фахретдинова, Ф.Р. исследовательская деятельность – основа развития одаренной личности /Ф.Р. Фахретдинова // Одаренный ребенок.- 2010.-№1.-С.122-127
5. Жильцова, О.А. Возможности организации проектно- исследовательской деятельности учащихся в средней школе /О.А. Жильцова //Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.100-103
6. Зильберг Н.И. Этапы включения школьников в исследовательскую деятельность /Н.И. Зильберг //Школьные технологии.- 2008.-№5.-С.76-81
7. Савенкова, А. Развитие исследовательских умений школьников /А. Савенкова //Школьный психолог. Газета Изд. дома Первое сентября.- 2008.-№18.-С.20-30
8. Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. – Начальная школа плюс до и после , №5,2004.
9. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа. №10, 2006.
10. Алексеева В. Проекты и исследования. //Начальная школа. №5, 2008.
11. Сухаревская Е. Задачи проектной и исследовательской деятельности. // Начальная школа, №5, 2008.
12. Павленко В. Проекты и исследования. // Начальная школа. №9, 2008.