Публикации
методическая разработка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка
Автор: Татьяна Владимировна Балгурина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка
Автор: Татьяна Владимировна Балгурина
Волжский филиал ГАПОУ«Волгоградский медицинский колледж»Методическая разработка занятия Дисциплина: «Биология»Тема; «Прокариоты»Преподаватель: Балгурина Т.В.2021-2022 учебный годПояснительная запискаВ данной методической разработке предоставлено подробное планирование комбинированного занятия. Большое внимание уделено работе студентов с методическим аппаратом (иллюстрации, схемы) с целью повышения познавательной активности учащихся, развитию внимания, формирования долговременной памяти, расширения словарного запаса, формирования универсальных учебных действий.Прокариоты.Прокариоты - относятся: доядерным организмам- простейшие одноклеточные организмы и прокариотам относятся сине-зеленые водоросли. В обиходе их называют бактериями или микробами.Все прокариоты принадлежат к одному царству Дробянки, представленному бактериями и сине-зелеными водорослями.Клетки прокариот (от греч. pro - до, karion - ядро) не имеют оформленного ядра. Иными словами генетический материал (ДНК) прокариот находится прямо в цитоплазме и не окружен ядерной мембраной. Выделяют две группы бактерий: архебактерии ( от греч. архаиос - древнейший) и эубактерии.Прокариоты значительно крупнее вирусов (в среднем 0,5 - 5 мкм), самые мелкие из них могут быть мельче вируса оспы. Самые крупные бактерии можно увидеть невооруженным глазом в виде точек и палочек, но это исключения. Обычно прокариотные клетки рассмативаются под оптическим микроскопом. Впервые бактерии заметил в конце XVII века голландский натуралист А. ван Левенгук в простейший микроскоп - лупу из одной крошечной каплевидной линзы.Прокариотная клетка обычно покрыта оболочкой (клеточной стенкой), как клетка растений. Но состоит эта упругая, как автомобильная шина, оболочка не из целлюлозы, а из близкого к ней вещества муреина (от лат. «мура» - стенка). Некоторые бактерии (те же микоплазмы) потеряли оболочки вторично.Многие бактерии имеют жгутики. Жгутики состоят из одинаковых сферических субъединиц белка флагеллина (похожего на мышечный актин), которые расположены по спирали и образуют полый цилиндр диаметром около 10 - 20 нм. Несмотря на волнистую форму жгутиков, они довольно жестки.Жгутики приводятся в движение посредством уникального механизма. Основание жгутика вращается, по-видимому, так, что жгутик как бы ввинчивается в среду, не совершая беспорядочных биений и, таким образом, продвигает клетку вперед. Это, очевидно, единственная известная в природе структура, где используется принцип колеса.Другая интересная особенность жгутиков - это способность отдельных субъединиц флагеллина спонтанно собираться в растворе в спиральные нити. Спонтанная самосборка - очень важное свойство многих сложных биологических структур. В данном случае самосборка обусловлена аминокислотной последовательностью (первичной структурой) флагеллина. Подвижные бактерии могут передвигаться в ответ на определенные раздражители, то есть они способны к таксису.Жгутики легче всего рассмотреть электронный микроскоп, применив технику напыления металлом. Жгутиков может быть до нескольких десятков.Как у всех клеток, протоплазма бактерий окружена полунепроницаемой мембраной. У некоторых бактерий плазматическая мембрана втягивается внутрь клетки и образует мезосомы или фотосинтетические мембраны.Мезосомы - складчатые мембранные структуры, на поверхности которых находятся ферменты, участвующие в процессе дыхания. Следовательно, мезосомы можно назвать примитивными органеллами. Во время клеточного деления мезосомы связываются с ДНК, что, по-видимому, облегчает разделение двух дочерних молекул ДНК после репликации и способствует образованию перегородки между дочерними клетками.Формы клеток прокариот довольно просты: шарики (кокки), иногда объединенный по два ( двойные коки-диплококи); образующие цепочки (стрептококки) или склеенные в некое подобие виноградной грозди (стафилококки / от греч. стафилус - виноград), склеенные по четыре (сарцины); палочки (бациллы), искривленные палочки (вибрионы); штопорообразные (спириллы). Куда реже встречаются ветвящиеся формы клеток.Размножение прокариотРазмножаются прокариоты чаще всего простым делением клетки. Реже встречается почкование, когда отшнуровывающаяся молодая клетка на много мельче материнской. Разделившиеся клетки часто остаются вместе, образуя нити, а иногда и более сложные структуры. В благоприятных условиях прокариоты растут очень быстро, по геометрической прогрессии. Захватив все ресурсы, популяция останавливает рост. Далее численность их может снижаться из-за отравления продуктами своего же обмена. В проточной среде скорость роста постоянна и зависит от температуры и количества пищи. Поэтому, в профильтрованной через почву ключевой воде бактерий нет - они не успевают размножаться до того, как их выносит за пределы источника.В неблагоприятных условиях некоторые бактерии образуют споры - покоящиеся стадии, покрытые плотной оболочкой. В виде спор они выносят высокую температуру, порой даже выше 1000С и остаются жизнеспособными многие годы. Наоборот, растущие, делящиеся клетки большинства прокариот погибают уже при 800С. Есть, однако, и любители высокой температуры - термофилы, живущие в горячих источниках.Микробиологи часто выращивают бактерии на поверхности твердой среды в мясном отваре с желатином или агаром. Клетка, попавшая на поверхность этого питательного студня, начинает делиться и образует колонию (пятно определенной формы и цвета), в которой все клетки - потомки одной, первоначальной. Это очень распространенный прием получения чистой линии микробов.Основные группы прокариот1. Бактерии - фототрофыМногие бактерии используют свет, как источник энергии. Все они окрашены в красный, оранжевый, зеленый или сине-зеленый цвет; ведь для того, чтобы свет произвел какую-либо работу, он должен быть поглощен красителем - пигментом. У бактерий это разнообразные хлорофиллы и каротиноиды.Пурпурные серные бактерии получают водород (электроны) из сероводорода (H2S), окисляя его до серы и сульфатов. Пурпурные несерные бактерии получают его из растворенных органических веществ.Земные бактерии также могут усваивать H2S, молекулярный водород и органику. Большинство из них могут связывать молекулярный азот. Обитают они, чаще всего, в водоемах на поверхности ила, некоторые в горячих источниках.Особенность бактериального фотосинтеза в том, что при нем выделяется свободный кислород (О2). Такой фотосинтез называют аноксигенным (бескислородным).Совсем по другому используют энергию солнечного излучения цианобактерии ( их неточно называли сине-зелеными водорослями). Они расщепляют воду и используют водород, а молекулярный кислород выделяется в атмосферу. Полагают, что именно цианобактерии со своим оксигенным фотосинтезом сделали атмосферу нашей планеты кислородной.Цианобактерии устойчивые к бытовому и промышленному загрязнению, вызывают «цветение» и порчу в водоемах, озерах, водохранилищах. Они могут жить и на прибрежных камнях и скалах, в горах и пустынях (им достаточно росы), в горячих источниках.Но неприятности, порой причиняемые цианобактериями, можно «простить», и не только за то, что они когда-то сделали атмосферу Земли пригодной для нашего дыхания, выделяя свободный кислород.Эти организмы активно связывают атмосферный азот, обеспечивая урожай рисовых полей и продуктивность всех других водоемов.2. Бактерии - хемоавтотрофыМногие бактерии получают энергию используя неорганические вещества: аммиак, нитриты, соединение серы, двухвалентное железо и ионы других металлов. Источником углерода для них является углекислый газ. К ним относятся бактерии, превращающие аммиак в нитриты - в нитраты. Другие бактерии получают энергию для своего роста, окисляя соединения серы:Так как сера и сероводород часто встречаются в горячих вулканических источниках, эти бактерии там обычны. Металлурги древности, в том числе и на Руси, высоко ценили железные болотные руды, залегавшие в болотах. Из них на древесном угле получалось высококачественное, чистейшее железо. Эти руды создают бактерии, окисляя двухвалентное железо до трехвалентного:Некоторые из железобактерий могут окислять и серу, перерабатывая растворимые сульфаты не только сульфиды железа, но и других металлов. Сейчас такие бактерии помогают металлургам, выщелачивая из бедных руд, цинк, сурьму, никель, марганец, молибден и уран. Проще всего через толстый слой измельченной породы пропускать воду с бактериями и собирать вытекающую воду с сульфатами соответствующих металлов. Все другие способы здесь оказываются экономически не выгодными.3. Бактерии - органотрофыТеперь перейдем к бактериям, потребляющим органическое вещество. Еще в прошлом веке великий французский химик и микробиолог Л.Пастер понял, что без микроорганизмов гниение и брожение превращающих органику в неорганические соединения NH3, H2S, CO2, H2O жизнь на Земле стала бы невозможной. Именно они замыкают круговорот биогенных веществ на нашей планете, поставляя зеленым растениям - фитотрофам необходимое «сырье». «Не по зубам» микроорганизмам только созданные человеком пластмассы, стиральные порошки и яды. Поэтому, они накапливаются в окружающей нас среде и уже начинают угрожать существованию самого человека.Из микроорганизмов - органотрофов, чаще всего, люди применяют в своей практике бактерии, использующие как источник энергии реакцию брожения. Эти процессы идут без участия кислорода микроорганизмы, не нуждающиеся в Н2О, называют анаэробами.Различают обязательных, облигатных анаэробов, для которых свободный кислород является ядом смертельным; и необязательных, факультативных, которые легко переходят от брожения к кислородному дыханию.Бактерии молочнокислого брожения, получают энергию, превращая углеводы в молочную кислоту. Эта реакция идет и в мышцах, при очень напряженной работе, когда кровь не успевает доставлять кислород. Но в наших организмах она не может идти долго - образующаяся при этом молочная кислота, которую физиологи выразительно называют «токсином усталости» утомляют мышцу. Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир и кумыс. Они же образуют кислое тесто, разные сорта сыра, квашение капусты и огурцов, силос.Другие бактерии при брожении выделяют иные органические кислоты: пропионовую, муравьиную, уксусную, янтарную, а также другие соединения. Некоторые из них используют в химической промышленности.Перейдем к прокариотам, которые приспособились к жизни на покровах и в кишечниках животных. Среди них есть полезные для своих хозяев. Коровы, овцы и все жвачные животные содержат в своих сложных желудках огромное количество бактерий, расщепляющих клетчатку (целлюлозу). Другие кишечные бактерии поставляют хозяевам витамины. Есть среди них и просто «нахлебники», не приносящие прямой пользы, но для хозяев не безразличны.Человек не исключение, на нашей коже обретает не мало бактерий, потребляющих органические вещества пота. Мы периодически смываем их, но если эти бактерии исчезнут все, например, при злоупотреблении антибиотиками освободившееся место займут дрожжеподобные грибки, которые могут вызвать кожные болезни.Но несравненно больше бактерий в содержимом наших кишечников. Кал человека на 30% по массе состоит из бактерий. В основном, это строгие облигатные анаэробы из рода Bactericides. Гораздо меньше факультативных анаэробов, которые могут размножаться в кислородной атмосфере. Из них наиболее известна кишечная палочка. Кишечную палочку легко выращивать и в лаборатории. Это самая изученная бактерия, потому что многие десятки лет служит любимыми объектом молекулярных биологов и генных инженеров.4. Бактерии - паразитыЭто бактерии, вызывающие болезни. Широко распространена опасная болезнь дизентерия. Дизентерийная палочка, размножаясь в кишечнике, вызывает его опасное расстройство («кровяной понос»). Близкими возбудителями вызывается сальмонеллез и брюшной тиф. Все они называются «болезнями грязных рук», но заразиться ими можно и через мух, загрязненную пищу и воду. Еще боле опасна холера, ее вызывает один из видов вибрионов - факультативный анаэроб, распространяющийся со сточными водами. Клетки ее выделяют опасный яд- токсин, от которого разрушаются клетки слизистой оболочки кишечника, организм теряет много воды, и от обезвоживания может наступить смерть.Многие бактерии поражают дыхательные пути, вследствие чего человек заболевает ангиной. Похожа на нее по симптомам, но несравненно более опасна дифтерия, вызываемая палочкой булавовидной своеобразной формы. Она поражает полость зева и миндалины. Опасна дифтерийная палочка не сама по себе, а лишь те ее разновидности, которые содержат «прирученный» вирус - «нахлебник». Этот вирус вырабатывает токсин, блокирующий синтез белка в клетках эукариот, в том числе в сердечной мышце, нервах и почках. Особенно опасна дифтерия для детей. Широко распространены разные формы пневмонии (воспаление легких), вызываемой пневмококками.Еще в начале века слово «туберкулез» вселяло ужас, как сейчас СПИД. В то время эта болезнь поражающая обычно легкие, была неизлечима. Но она может поражать и другие органы (костный туберкулез). Вызывается она так называемой «палочкой Коха», по имени описавшего ее Р.Коха, великого немецкого микробиолога. Относится палочка Коха к микробактериям. К ней близок возбудитель проказы - тяжелейшей и трудноизлечимой болезни.Другие микробактерии обитают в почве, некоторые из них могут усваивать такие вещества, как нефть, парафин, нафталин. Сейчас туберкулез излечим, но по-прежнему считается серьезной болезнью.С незапамятных времен опасным заболеваниемдля человечества была чума, от которой в средние века вымирали целые города. Эта болезнь вызывается чумной палочкой. Собственно чума - болезнь грызунов. От них к человеку она переносится блохами. Даже сейчас, несмотря на прививки и лекарства, чума лечится трудно. Легче предупреждать ее вспышки.Штопоровидно закрученные микроорганизмы - спирохеты - также могут быть возбудителями опасных болезней; возвратного тифа, инфекционной желтухи, сифилиса.Особняком стоят микроорганизмы облигатные, строгие анаэробы. К ним относятся возбудители опаснейших болезней: газовой гангрены, столбняка, ботулизма. Первыми двумя люди заболевают, когда в раны попадает земля. В таких случаях срочно нужно делать прививку. Бактерия ботулизма развивается в мясных и рыбных продуктах и бобовых консервах, богатых белком. Она выделяет смертельный токсин - ботулин, вызывающий паралич дыхания. Раньше его называли колбасным ядом.Сине-зеленые водоросли.Сине-зеленые водоросли (цианеи) - наиболее древние (возникли свыше 3-х млрд. лет назад) водные или реже почвенные автотрофные организмы. Клетки имеют толстые многочисленные стенки (состоят из полисахаридов, пектиновых веществ и целлюлозы), часто одеты слизистым чехлом. Их прокариотические клетки по строению сходны с бактериями. Фотосинтез осуществляется на свободно лежащих в цитоплазме мембранах, содержащих хлорофилл и другие пигменты.У многих видов сине-зеленых водорослей встречаются наполненные азотом вакуоли. Эти вакуоли регулируют плавучесть клетки, и позволяет ей парить в толще воды. Размножаются, обычно, сине-зеленые водоросли путем деления клетки надвое, колониальные или нитчатые - распадом колоний или нитей. При неблагоприятных условиях могут образовываться споры.Сине-зеленые водоросли широко распространены в биосфере, но основная масса видов населяет пресноводные водоемы, некоторые виды живут в морях и на суше. Другие живут в местах загрязнения органическими веществами, питаясь микотрофно. Они способны очищать воду, минерализуя продукты гниения.Задание 1.Зарисовать в тетрадь.Опишите строение прокариот.Задание 2.Заполните таблицу:Общая характеристика прокариот.Общая характеристика прокариот.Задание 3.- Расскажите об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий.1…….2…….3…….4……..5……..6……..7……..8……..- По способу питания все бактерии можно разделить на две группы. Какие?Особенности строения и жизнедеятельности бактерий.1.Снаружи клетку окружает плотная оболочка (муреин).2.В цитоплазме большое количество рибосом (до 1000 на одну клетку).3.Впячивания цитоплазматической мембраны выполняют функции многих органоидов (мезосома).4.Имеются включения, содержащие запасные вещества.5.Носитель наследственного материала – ДНК или РНК – часто замкнута в виде кольца и не образует оформленного ядра.6. Размножаются путем деления, которое наступает после удвоения бактериальной хромосомы – кольцевой ДНК – или после полового процесса, протекающего в форме обмена генетическим материалом между особями.7. При неблагоприятных условиях образуют споры.8.По типу питания бывают:БактерииЗначение бактерий для человека.- Что такое клетка?-Что подразумевает клеточный уровень организации живой материи?Преподаватель демонстрирует разнообразие клеток при помощи таблиц и изображения клеток через световой микроскоп.Все это многообразие клеток можно разделить на две группы по наличию оформленного ядра:-прокариоты ( не имеют четко оформленного ядра),- эукариоты ( имеют оформленное ядро).Студенты записывают определения в тетради.Клетки разных организмов отличаются друг от друга размерами, формой, выполняемыми функциями. Например, самыми мелкими являются бактериальные клетки. Их диаметр составляет в среднем 0,2-10 мкм. Клетки других организмов достигают 10— 100 мкм, несколько реже 1—10 мм. Очень редко встречаются более крупные клетки (длина яйцеклетки страусов, гусей, пингвинов равна 10—20 см, отростков нервных клеток —до 1 м).Различают округлые, овальные, многогранные, звездчатые, дисковидные и другие формы клеток (рис3.).Несмотря на многообразие форм, все клетки имеют сходный химический состав и единый принцип организации. Они состоят из цитоплазмы и ядра, которые вместе представляют собой живое содержимое клетки — протопласт. Цитоплазма — это полужидкое основное вещество, или гиалоплазма, в которую погружены внутриклеточные структуры — органеллы, имеющие разное строение и выполняющие различные функции. С внешней стороны цитоплазма окружена плазматической мем6раной, или плазмалеммой. Растительные и грибные клетки имеют также жесткую клеточную оболочку. В цитоплазме клеток растений и грибов имеются вакуоли — пузырьки, заполненные водой и растворенными в ней различными веществами. Кроме того, в клетке могут находиться включения — запасные питательные вещества или конечные продукты обмена.Рис. 3.Различные формы клеток одноклеточных и многоклеточных организмов: а — бактерии (1 — кокки, 2 — диплококки, 3— стрептококки, 4 — вибрионы, 5 — спириллы, 6 — бактерии со жгутиками); б — одноклеточные ядерные организмы (7 — хлорелла, 8 — хламидомонада, 9 — стаурастум); в — животные клетки (10 — эпителия трахеи, II — эритроциты, 12 —нервная клетка сетчатки глаза с отростками); г —растительная клетка (13 — эпидермальная клетка чешуи лука).Роль бактерий в природеПри неблагоприятных условиях бактериальная клетка образует споры.Тест: « Клеточная теория. Эукариоты Прокариоты».1. Основная заслуга Ч.Дарвина состоит в:1) формулировании биогинетического закона2) создании первой эволюционной теории3) разработке теории естественного отбора4) создании закона наследственных рядовОтвет:3)2. По Ч.Дарвину, движущими силами эволюции являются:1) борьба за существование2) наследственная изменчивость3) естественный отбор4) все перечисленное верноОтвет:4)3.Где в клетках эукариот содержится основная часть ДНК?1)в митохондриях2)в ядре3)в рибосомах4)в комплексе ГольджиОтвет: 24.Кто из ученых впервые применил термин « клетка»?1)Антони ван Левенгук2)Р.Гук3)Р.Броун4)М.ШлейденОтвет 2.5.Кто из ученых впервые обнаружил внутри клетки ядро?1)Антони ванн Левенгук2)Р.Гук3)Р.Броун4)М.ШлейденОтвет:36.Кто из ученых впервые пришел к выводу, что ядро является обязательным компонентом растительных клеток?1)Антони ван Левенгук2)Р.Гук3)Р.Броун4)М.ШлейденОтвет 37.Какой ученый сформулировал основные положения клеточной теории?1)Т.Шванн2)Р.Гук3)Р.Вирхов4)К.БэрОтвет 18.Какой ученый доказал, что новые клетки образуются из исходных, материнских клеток?1)Т.Шванн2)Р.Гук3)Р.Вирхов4)К.БэрОтвет 39.Клетких всех живых организмов:1)гомологичны2)аналогичны3)гомологичны у прокариот, аналогичны у эукариот4)гомологичны у эукариот, аналогичны у прокариотОтвет 2.10.Клеточная теория была сформулирована:1)в 1590 году2)в 1665 году3)в 1838-39 годах4)в 1900 годуОтвет 3.11.Клетка- единица строения всех живых организмов . Это положение сформулировал:1)К.Бэр2)Р.Вирхов3) Р.Гук4)Т.Шванн и М.ШлейденОтвет 4.11.Каково строение плазматической мембраны?1)образование бимолекулярным слоем фосфолипидов.2)ближе к цитоплазме бимолекулярный слой липидов, снаружи белковые молекулы 3)ближе к цитоплазме бимолекулярный слой липидов, снаружи углеводные молекулы4)бимолекулярный слой фосфолепидов, белки пронизывают всю толщу клетки и располагаются на внешней и внутренней поверхностиОтвет 212.Твердые частицы могут попасть в живую клетку с помощью:1)фагоцитоза2)пиноцитоза3)осмоса4)натрий-калиевого насосаОтвет 1.63.Растворы веществ могут попасть в живую клетку с помощью:1)фагоцитоза2)пиноцитоза3)осмоса4)натрий-калиевого насосаОтвет 213.Какой вид транспорта через плазматическую мембрану требует энергии АТФ?1)диффузия2)активный транспорт3)осмос4)облегченная диффузияОтвет 1.14.Укажите двумембранные органоиды клетки:1)лизосомы, комплекс Гольджи, ЭПС2)миофибриллы из актина и миозина, рибосомы3)хлоропласты, митохондрии, ядро4)цитоскелет, клеточный центрОтвет 3.15. Укажите немембранные органоиды клетки:1)лизосомы, комплекс Гольджи2)ЭПС. Рибосомы3)хлоропласты, митохондрии4)цитоскелет, клеточный центрОтвет: 416.Какой органоид получил название « экспортная система клетки»?Здесь происходит накопление ,модификация и осуществляется вывод веществ из клетки.Здесь же образуются ферменты лизосом1)ЭПС2)комплекс Гольджи3)клеточный центр4)митохондрииОтвет 217.Какие оргоноиды обеспечивают биосинтез белков цитоплазмы клетки?1)митохондрии2)хлоропласты3)комплекс Гольджи4)рибосомыОтвет: 418.Какие органоиды, отвечающие за обеспечение клетки энергией, получили название органоиды « дыхания»?1)митохондрии2)хлоропласты3)комплекс Голджи4)рибосомыОтвет 119.Какие органоиды отвечают за расщепление сложных органических молекул до молекул, даже пищевых частиц, попавших в клетку путем фагоцитоза?1)лизосомы2)рибосомы3)ЭПС4)комплекс ГольджиОтвет: 120. Какие органоиды отсутствуют в клетках высших растений?1)митохондрии2)хлоропласты3)комплекс Гольджи4)центриолиОтвет: 421.Какой органоид отвечает за образование цитоскелета?1)комплекс Гольджи2)клеточный центр3)ЭПС4)миофибриллыОтвет: 222.Какие органоиды способны преобразовывать энергию солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества?1)митохондрии2)хлоропласты3)лизосомы4)комплекс ГольджиОтвет: 223.Какие из перечисленных организмов относятся к эукариотам?1)вирусы2)грибы3)синезеленые водоросли4)бактерииОтвет: 224.Какие органоиды считаются симбионтами эукариотической клетки?1)рибосомы, митохондрии и пластиды2)комплекс Гольджи и клеточный центр3)митохондрии и пластиды4)ядро, митохондрии и пластидыОтвет: 325.Какие организмы в клеточном центре не имеют центриолей?1)низшие растения2)высшие растения3)животные4)грибыОтвет 226.Какое вещество характерно для клеточной стенки растений 1)клетчатка(целлюлоза)2)хитин3)муреин4)такого вещества нетОтвет: 127.Какие органоиды клетки имеют в своем составе 9 триплетов микротрубочек?1)центриоли клеточного центра2)жгутики и риснички эукариот3)микроворсинки4)комплекс ГольджиОтвет 328.Какие органоиды клетки имеют в своем составе 9 пар микротрубочек на перифириии две непарных в центре?1)центриоли клеточного центра2)жгутики и реснички эукариот3)микроворсинки4)комплекс ГольджиОтвет:229.Единая мембранная система клетки включает:1)плазматическую мембрану, ЭПС, ядерную оболочку, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли.2)плазматическую мембрану, ЭПС, ядерную оболочку, клеточный центр.3)рибосомы, плазматическую мембрану, ЭПС, ядерную оболочку, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли4)плазматическую мембрану, ЭПС, ядерную оболочку, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли. Митохондрии и пластидыОтвет 130.Органоид, образованный одной мембранной, еквнутри которого находится несколько десятков пищеварительных ферментов:1)полисома2)липосома3)лизосома4)рибосомаОтвет 331.Граны находятся:1)в комплексе Гольджи2)в митохондриях3)в ядре4)в хлоропластахОтвет 432.Лизосомы образуются:1)в комплексе Гольджи2)на шероховотой (гранулярной)ЭПС3)в клеточном центре4)на гладкой ЭПСОтвет 133.Как называют складки, образованные внутренней мембраной митохондрий?1)тилакоиды2)ламеллы3)граны4)кристыОтвет 434.Чем образована оболочка ядра?1)одной мембраной, имеет поры2)двумя мембранами, имеет поры3)одной мембраной, снаружи гликокаликс, имеет поры4)двумя мембранами, снаружи муреин, имеет порыОтвет 235.Какие функции выполняют ядрышки?1)отвечают за синтез белков2)на них синтезируются митохондрии3)на них синтезируются рибосомы4)на них синтезируются центриоли клеточного центраОтвет 336.Какие органические молекулы хранят наследственную информацию клетки?1)ДНК2)белки хромосом3)липиды4)углеводыОтвет 137.Средняя длина молекулы ДНК в клетке человека:1)5 мм2)5 см3)5 мкм4)5 нмОтвет 238.Участок хромосомы, в котором две хроматиды соединены вместе:1)теломера2)центромера3)нуклеосома4)фибриллаОтвет 239.Какие организмы относятся к прокариотам?1)вирусы2)грибы3)растения4)бактерииОтвет 440.Органоиды,часто присутствующие у прокариот:1)жгутики2)митохондрии3)пластиды4)лизосомыОтвет 141.Какие органоиды обязательно присутствуют в клетках у прокариот?1)митохондрии2)пластиды3)клеточный центр4)рибосомыОтвет 442.Какое резервное питательное вещество характерно для грибов?1)крахмал2)глюкоза3)гликоген4)такого вещества нетОтвет 343.Какое вещество характерно для клеточной стенки грибов?1)клетчатка(целлюлоза)2)хитин3)муреин4)такого вещества нетОтвет 244.Какое вещество характерно для клеточной стенки бактерий?1)клетчатка2)хитин3)муреин4)такого вещества нетОтвет 345.Какие организмы в результате белкового обмена в качестве конечного продукта образуют мочевину?1)вирусы2)грибы3)растения4)бактерииОтвет 2ЗаключениеУспехи микробиологии позволяют многие операции, которые раньше выполнялись техническими средствами, возложить на «хрупкие плечи» бактерий! Новая технология прокладки дорог предполагает использовать колонии бактерий вместо асфальтоукладчиков. Колония бактерий, медленно поедает питательный раствор, взамен его производя слой дорожного покрытия.Литература1. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреж-дений: профил. уровень: в 2ч. 8-е изд. / под ред. В.К. Шумского и Г.М.Дымшица; Рос акад. наук, Рос. акад. образования.- М.: Просвещение, 2010.-303с.: ил.- (Академический школьный учебник). - ISBN 978-5-09-023454-22. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеоб-разовательных учреждений/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова;под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова – 6-е изд., доп. –М. : Дрофа, 2010.– 381. ISВN 978-5-358-08-851-1.3. Биологический тематический словарь: учеб. пособие для студ. учрежденийсред. проф. образования / Н.В. Чебышев идр.; под ред. Н.В. Чебышева.-М.Академия, 2006.- 336с.- ISBN 5-7695-2976-84. Чебышев Н.В., Филиппова А.В. Основы экологии. – М.: ООО «ИздательствоНовая Волна»: Издатель Умеренков, 2007. – 336 с.: ил. ISBN 5-7864-0178-2Интернет-ресурсы.1. 2. 3.