Публикации «Cовременные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальными нарушениям, в том числе с ТМНР в условиях школы».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Cовременные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальными нарушениям, в том числе с ТМНР в условиях школы».
Автор: Бегларян Софья Гамлетовна

«Cовременные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальными нарушениям, в том числе с ТМНР в условиях школы »В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в том числе с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (далее ТМНР).Помощь данной категории  детей  является одной из главных условий организации системы коррекционно-развивающей работы, результатом которой является социализация детей в обществоВключение в образовательное пространство детей, которые ранее считались «необучаемыми» и рассматривались, в силу  тяжести имеющихся у них нарушений, преимущественно в качестве «больных», требует изменения отношения к ним как со стороны специалистов так и со стороны общества в целом, что является на сегодняшний день актуальной проблемой. [5]Новая образовательная ситуация, открывающая доступ детям с тяжелой формой инвалидности к образованию, определяет необходимость создания оптимальных условий для реализации их образовательного потенциала, в связи с чем требуется определение содержания образованияусловий его получения, а также требований к результатам обучения и их оценке для данной группы детей. Для системной организации образования детей с ТМНР, обобщения и широкого внедрения, накопленного отечественного и зарубежного опыта необходим законодательно закрепленный инструмент, определяющий требования к образованию детей с такими нарушениями. Эту роль и призван выполнить Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с ТМНР, необходимость которого устанавливает Федеральный Закон РФ  «Об образовании в Российской Федерации».Разработанная в Институте коррекционной педагогики РАО концепция Федерального государственного  образовательного  стандарта для обучающихся с ОВЗ предусматривает гибкий  подход к образованию детей  с ОВЗ с учетом всего спектра особых образовательных потребностей всех категорий обучающихся, включая детей, которые ранее считались необучаемыми. Л. С. Выготский отмечал, что отношение ребенка с нарушениями в развитии к миру зависит не столько от самого дефекта, сколько от социальных условий, отношения к нему членов общества и его адаптированности.В настоящее время положения, сформулированные Л. С. Выготским, выступают в качестве методологической  основы  построения эффективной социализированности детей с тяжелыми дефектами в общество. [5]Недостаточное внимание со стороны специалистов и родителей к затруднениям, которые возникают у данной группы  детей  в период адаптации к школьному обучению может привести к дезадаптации учащихся.Формирование и развитие социального потенциала детей с ТМНР, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию, но существует ряд проблем, по которым дети с тяжелыми множественными нарушениями не могут полноценно социализироваться в современном мире.На разделении детей на  «обучаемых и необучаемых» базировалась устаревшая парадигма  образования, требующая качественных показателей успеваемости по учебным предметам. При переходе на новые программы обучения к существующим проблемам обучения добавились новые. [4]Сегодня неоспоримым является факт признания права любого ребенка на получение образования. В государственной политике в области образования в качестве основополагающего принципа выделяется «общедоступность образования, адаптивность системы  образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». Реализация принципа особенно касается категории детей с ТМНР. Одним из приоритетных направлений развития системы образования в настоящий момент является поиск, разработка и внедрение в педагогическую практику новых форм и видов обучения. Для того, чтобы раскрыть внутренний потенциал детей необходимо создавать благоприятные условия пребывания их в школе и вне школы. Необходимо учитывать также тот факт, что, дети обладают правами, что у них есть определенные потребности. Так как эти проблемы являются отражением социокультурных и экономических установок общества, то их решение становится актуальным, в связи с изменениями этих установок. [2] Все увеличивающийся интерес общества к проблемам социальной и трудовой адаптации учащихся со сниженным интеллектом, к проблемам их обучения и воспитания обосновывает необходимость повышения эффективности, а, следовательно, качества учебно-воспитательного процесса в школах для обучающихся с ОВЗ. Дети с интеллектуальной недостаточностью отнесены к категории «детей с особыми нуждами» и для них предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения [1]. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. [6]Реализация всего этого ускорит более полное включение особых детей в жизнь общества. Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, которые заняли подобающее место в системе коррекционной педагогики лишь в конце XIX века. [5]Cписок используемой литературы1. Бгажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития // под ред. И. М. Бгажнаковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). [1]2. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений // М. В. Жигорева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -240 с. [2]3. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков // Руководство – СПб: Речь, 2003. – 391 с. [3]4. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 496 с. [4]5. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. – Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с. [5]