Публикации Сообщение из опыта работы по теме «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сообщение из опыта работы по теме «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности».
Автор: Наумова Наталья Викторовна

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наумова Наталья Викторовна, воспитатель ГОБУЗ Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики г. Апатиты, Мурманской области.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, помогая воспринимать окружающую действительность и адекватно реагировать на неё. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Поэтому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всём поведении.
Поступая в специализированное дошкольное учреждение, ребёнок попадает в новые, непривычные для него условия, в окружение незнакомых взрослых и детей, с которыми ему придётся налаживать взаимоотношения. Поэтому моя задача объединить усилия всех педагогов, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт ребёнка.
Для меня поведение ребёнка, уровень развития его эмоциональной сферы являются важными показателями для понимания внутреннего мира маленького человека и свидетельствуют о его психологическом состоянии, о благополучии и возможных перспективах развития. Поэтому я стремлюсь к установлению тесного эмоционального контакта с каждым ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки являются важнейшим источником для формирования его чувств: радости, нежности, гнева и других переживаний.
Именно мне, воспитателю, полагается формировать у детей навыки и умения коммуникативного и адекватного поведения, организовывать способы освоения и присвоения культурного опыта. Обычные игры, упражнения, общение с куклами, мишками, зайчиками и т.п. не дают желательного эффекта, то есть не в полной мере развивают потребность ребенка знать, хотеть, желать и скорее сводятся к многократным повторениям определённого набора действий, механическому натаскиванию на отработку правильных форм общения. Они в лучшем случае упражняют в освоении правильных ролевых функций. Считаю, что для этого необходима систематическая и целенаправленная работа по формированию отношений к миру, эмоционального интеллекта, развития волевых устремлений у наших воспитанников.
Эта работа осуществляется скорее на интуитивном уровне. Я чувствую, что детям необходимо передать вот такие формы общения, восприятия, эмоционального отношения…. Проблемы развития эмоций, воли у малышей с неврологическими нарушениями и другими проблемами в развитии представлены в методической литературе ограничено.
Любое взаимодействие между людьми создают особую эмоциональную ауру, ту особую среду, в которую втягиваются предметы, люди, животные, в ней одухотворяются явления природы. Эта среда, называемая эмоциогенной, то есть порождающей эмоции и имеет свои специфические особенности. Именно в дошкольном возрасте закладываются механизмы мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка, выступающие в связке эмоции – мотив – потребности. И только эмоция является тем основанием, по которому мы можем приблизиться к пониманию конкретных двигателей поведения ребёнка.
Эмоциогенная среда – предметная, социальная, природная и сфера собственного Я - это та среда, которая обеспечивает развитие познавательного, аффективного, произвольно-волевого направлений личности. Эмоциогенная среда очень хрупка, её нарушения, поломки совершаются порой одним взглядом, словом, каким-то одним жестом, поступком и т.п. Они оказываются незаметными, неощутимыми для воспитывающих взрослых, особенно для тех, которые не совсем чётко представляют себе ведущего значения эмоций, пронизывающих все корневые, ядерные структуры личности ребёнка. Именно комплекс оживления, являясь по существу эмоциональным катализатором состояния ребёнка, и выступает в качестве приоритетного старта в процессе воспитания малышей. Именно в дошкольном возрасте стихийно закладываются ядерные слои субъективного опыта ребёнка, которые и обнаруживают себя в старшем возрасте и которые уже изменить практически невозможно.
Наши дети, почти во всём зависимые от взрослых, как бы подпираемые ими, проявляются в основном в поверхностном слое, который и составляют их эмоции, и на который направлены все воспитательные воздействия. Постоянное обращение к миру эмоций ребёнка, своего Я формируют эмпатийные процессы, которые сливаясь и переплетаясь, образуют то эмпатийное поле, которое побуждает ребёнка, а впоследствии и взрослого захотеть и стремиться к эмпатийному поведению, уже независимо ни от каких ситуаций.
Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, к осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Наши дети мало общаются не только с взрослыми, но и друг с другом, они менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому всю работу лучше всего проводить в форме занятий, включающих в себя элементы театрализованных игр и театральных постановок, где педагог берёт на себя роль режиссёра детской деятельности.
Для этого в группе изготовила и систематизировала различные виды театров:
Настольные театры.
Пальчиковые театры.
Картинки – фланелеграфы по разным сказкам.
Маски для игр – драматизаций.
Куклы – перчатки для театральных постановок.
Основные цели таких занятий:
Повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.
Обеспечение всестороннего гармоничного развития личности.
Создание эмоционального комфорта.
Для успешного достижения поставленных целей необходимо, чтобы воспитатель способствовал развитию самопознанию ребёнка, помогал ему понять свои характерные особенности и предпочтения, развивал навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе. С помощью таких занятий я стараюсь выработать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения, провести корректировку отрицательных черт его характера и поведения. В ходе игры-драматизации или театрализованной игры ребёнок проживает определённое эмоциональное состояние, может описать и объяснить его, а самое главное – в процессе игрового общения у него развиваются творческие способности и воображение.
В ходе таких игр дети становятся персонажами, исполнителями ролей и, что очень важно, благодарными зрителями; они не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но при этом учатся управлять собой.
Стараюсь, чтобы участие детей в игре было добровольным. Каждое упражнение активизирует фантазию (мысли и воображение), чувства (эмоции и переживания) и движения ребёнка.
Основной задачей, которую решают дети в процессе театрализованной игры, является развитие образных представлений, познавательной и эмоциональной активности, а не механическое заучивание и воспроизведение текста. Поэтому я создаю условия для раскрытия исполнительских и оценочных способностей каждого ребенка.
В ходе выполнения заданий каждый ребёнок может проявить себя. Начинать следует с простых театральных этюдов: Это Я! Это моё!, Вот я какой!, Тише!, Уходи!, Не покажу!. Затем можно перейти к этюдам на природе: Встреча с другом и т.д. Постепенно осуществляем переход к массовым этюдам: Игра в снежки, Возьми и передай и др. Все эти задания знакомят детей с элементами выразительных движений (жест, поза), мимикой.
Следующим этапом занятий является работа над интонациями персонажей – игра Повтори за мной. В ходе неё педагог читает различные литературные произведения с определённой интонацией. Большим успехом у детей пользуются хорошо знакомые стихи А. Барто. Они способны вызвать и грусть, и радость, и удивление. Я читаю стихотворение, а затем обсуждаю с ребятами настроение, передаваемое в нём. После этого дети повторяют стихотворение с учётом всех интонационных моментов.
Необходимо включать в занятия и коммуникативные игры, в ходе которых у детей формируется способность увидеть достоинства в других людях. Так ребята учатся сотрудничать. Начинать следует с простой игры Давайте поздороваемся! (здороваются плечами, спинами, руками, носами, щеками и т.д.).
Важны также игры, направленные на развитие воображения. В ходе них у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, ребята начинают лучше понимать себя и других людей, у них чаще возникает эмпатия по отношению к окружающим. В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. С этой целью в качестве отдыха использую спонтанный танец, подвижные шумные игры.
Процесс проведения занятий предполагает вариативность. Задания можно менять местами, дополнять, повторять, усложнять или упрощать. Главное, чтобы они были разнообразными и доступными детям по содержанию. Таким образом, в ходе своей работы я использую различные виды деятельности:
телесно-ориентированные игры,
игротерапия,
оптимизация двигательной активности,
арттерапия,
совместная деятельность.
Главные принципы моей работы – игровая форма проведения занятий и положительная эмоциональная оценка любых достижений ребёнка.