Публикации ОПРЕДЕЛЕНИЕ АУДИТА, КАК ФОРМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОПРЕДЕЛЕНИЕ АУДИТА, КАК ФОРМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Герасименко Елена Алексеевна

Аннотация. Данная статья посвящена теме аудита, а конкретно аудиту как форме независимой проверки финансово-хозяйственной деятельности. Актуальность темы имеет большое значение: Профессионально проведенная аудиторская проверка финансовой отчетности зачастую выявляет резервы, благодаря которым организация может рассчитывать на дополнительную прибыль. Поэтому актуально проведение финансового аудита, с помощью которого прослеживается состояние системы документооборота и ликвидируются слабые места. Появляются вполне правомочные субъекты делового и экономического бизнеса, одна из главных целей существования которых, - получение наибольшей прибыли от своей деятельности. Это невыполнимо при неверном ведении бухгалтерской отчётности и других видов финансового учёта. Нарушения, связанные с отчётностью, могут привести к неправильному управлению предприятием и к претензиям со стороны государственных органов с последующим административным и даже уголовным (с администрации предприятия) взысканием. Помочь предприятиям с выявлением и предотвращением нехороших тенденций в организации деятельности призван аудит. С его помощью организации могут исправить, проконтролировать и подтвердить свою отчётность. Заключения аудиторских фирм или самостоятельных аудиторов представляются в государственные органы. Это помогает государству контролировать в должной степени экономических субъектов, что в целом является необходимым фактором для развития экономики страны. Аудит является своеобразным методом контроля на первой ступени проверки государством экономических субъектов. Аудит помогает исправить ошибки ведения учёта финансовой деятельности предприятия, это позволяет предотвратить взыскания со стороны государственных органов контроля, что способствует сохранению и правильности определения прибыли на данном предприятии. Немаловажно отметить то, что аудиторские фирмы и самостоятельные аудиторы являются полностью независимы, ведут только деятельность, связанную с аудитом. Таким образом можно определить, что аудит является независимой формой финансового контроля, обеспечивающий не только необходимую проверку, но и дополнительную консультацию по наилучшему устройству и организации финансово-экономической деятельности предприятия, что в конечном счёте важно и необходимо для становящегося российского бизнеса в условия противоречиво складывающейся экономики. Постановка проблемы. Аудиторский финансовый контроль – независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности. Порядок проведения аудиторского финансового контроля был урегулирован Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"[1]. В соответствии с данным нормативными актами, аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг[3]. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ. Кроме того, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами оказываются следующие услуги: постановка, восстановление и ведение бухучета, составление финансовой отчетности, бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в т.ч. связанное с реструктуризацией организаций; правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий; оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-плана; проведение маркетинговых исследований; проведение НИОКР в области, связанной и аудиторской деятельностью и многое другое[5]. Аудиторы и аудиторские фирмы, прошедшие аттестацию, начинают свою деятельность после государственной регистрации, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Лицензии на осуществление аудита выдаются Минфином РФ. Аудитор в процессе проведения аудита оценивает существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Результатом аудиторской деятельности является аудиторское заключение, имеющее силу официального документа и содержащее выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухучета законодательству РФ[8].В зависимости от сферы проведения, аудит делиться на: банковский аудит; аудит внебюджетных фондов; аудит инвестиционных фондов и бирж; аудит страховых организаций; общий аудит. Материалы и методы. Шишкоедов Н.Н. под финансовым состоянием хозяйствующего субъекта понимает это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами[4]. Русинов В. под оценкой финансового состояния понимает рассмотрение каждого показателя, полученного в результате финансового анализа, с точки зрения соответствия его фактического уровня нормальному для данного предприятия уровню, идентификация факторов, повлиявших на величину показателя и определение необходимой величины показателя на перспективу и способов ее достижения. Хахонова Н.Н. целью аудиторских проверок предприятий и организаций считает формирование и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта и в зависимости от сложившегося мнения либо подтверждение ее достоверности для внешних пользователей, либо нет [4]. Результаты исследований. Аудиторской деятельностью (аудитом) является предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудиторская проверка — неизменный атрибут деятельности компаний, направленный на оценку правильности ведения финансово-хозяйственной деятельности. По результатам работы формируется заключение с информацией о соответствии данных в документах предприятия действующим нормам и правилам. Несоблюдение требований законодательства в отношении аудиторской проверки чревато наказанием в виде штрафов или дисквалификации на определенный срок. Выводы и предложения. Многие уже успели порадоваться изменениям, внесенным 19 декабря 2020 года в Закон «Об аудиторской деятельности». Давайте разбираться, в чем суть. Изменения устанавливают, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия проводится в случаях: если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей; сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей. Действительно, изменения, с одной стороны, снимают финансовую нагрузку на предприятия с относительно небольшой выручкой. Но для главных бухгалтеров наличие положительного аудиторского заключения подтверждало их правомерные действия по ведению учета и составлению отчетности, что являлось (и является) очень весомым аргументом в случае возможного привлечения главбуха к субсидиарной ответственности. При этом мало кто обратил внимание на Распоряжение Правительства РФ № 3709-р от 31 декабря 2020 года. Этим распоряжением была утверждена «Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года» (далее — Концепция). Это Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3709-р «Об утверждении Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года». Если отбросить общие слова и декларативные высказывания, то в Концепции можно выделить несколько основных моментов, которые окажут влияние не только на аудиторские организации, но и на ведение бизнеса в целом В Концепции указывается, что главной целью дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ является формирование и поддержание доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг. При этом целевая модель организации, регулирования, осуществления аудиторской деятельности, а также контроля (надзора) за аудиторской деятельностью основывается на современных международно признанных стандартах. Для достижения указанной цели должны быть реализованы следующие меры: 1. Введут понятие «общественно значимые организации» и «общественно значимые организации на финансовом рынке». 2. Планируется вновь (!) пересмотреть сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также иных форм обязательного подтверждения достоверности информации, проводимого в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, исходя из общественных интересов. 3. Будет проведена дифференциация аудиторских организаций в зависимости от общественной значимости информации об обслуживаемых ими аудируемых лицах. В частности, будет повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим общественно значимые организации (прежде всего, на финансовом рынке), совершенствование процедур регистрации таких аудиторских организаций.Скорее всего, это подготовка условий для нового передела рынка аудиторских услуг. 3. Введут в законодательство РФ понятие «руководитель задания по аудиту» и установят требования к лицам, назначаемым руководителями заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций. Фактически, это лицо, назначенное для персональной ответственности за качество аудиторской проверки. 4. Повысят вовлеченность аудиторского сообщества в национальную систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в борьбу с коррупцией, в том числе с подкупом иностранных должностных лиц. Боюсь даже представить, насколько будут вовлечены аудиторы в эту борьбу. 5. Усиление ответственности субъектов экономической деятельности за недостоверность их бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также за уклонение от проведения обязательного аудита этой отчетности, совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности аудиторских организаций, аудиторов перед заказчиками аудиторских услуг и иными лицами, заинтересованными в этих услугах. Возможно дальнейшее увеличение штрафов для организаций. 6. Совершенствование методик проверки аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами исполнения организациями, которым оказываются аудиторские услуги, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также требований антикоррупционного законодательства, в том числе по противодействию подкупу иностранных должностных лиц. А важнейшими факторами обеспечения такого поведения являются своевременное выявление случаев недобросовестного поведения и неотвратимость соразмерного наказания в отношении недобросовестных аудиторских организаций, аудиторов. 7. Предлагается развитие членской базы аудиторов, в том числе посредством, привлечения в качестве членов саморегулируемой организации аудиторов представителей, связанных (смежных) видов экономической деятельности (специалистов по бухгалтерскому учету, иных специалистов). Для усиления ответственности аудиторов предлагается: совершенствовать институт признания аудиторских заключений заведомо ложными, а также разработать процедуры признания аудиторских заключений ненадлежащими в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности; ввести административную ответственность аудиторских организаций, аудиторов за грубые нарушения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности; совершенствовать механизм уголовной ответственности за преступления в сфере аудиторской деятельности. В Концепции декларируется укрепление обеспечивающего основу взаимоотношений аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц института аудиторской тайны, имея при этом в виду общественную значимость услуг, оказываемых этими субъектами.Кроме того, уточнят перечень случаев, в которых неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение 3 последовательных календарных лет не влечет аннулирование его квалификационного аттестата аудитора. И наконец, провозглашается пересмотр программ повышения квалификации аудиторов в области оказания аудиторских услуг кредитным и не кредитным финансовым организациям, ориентация таких аудиторов в первую очередь на развитие компетенций и навыков, необходимых для оказания аудиторских услуг в финансовой сфере. Главное, что заложено в Концепции: при организации и осуществлении управления качеством, контроля внутри аудиторской профессииособое внимание должно уделяться исполнению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований законодательства РФ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также требований законодательства о противодействии коррупции, в том числе в случаях выявления подкупа иностранных должностных лиц. В этой связи совершенствованию и укреплению подлежат формы и методы взаимодействия саморегулируемой организации аудиторов, Федерального казначейства и Банка России с Федеральной службой по финансовому мониторингу. Конечно же, только в целях развития отечественного аудита в 2022 году начнет функционировать единый рынок аудиторских услуг в Евразийском экономическом союзе. В связи с этим в краткосрочной перспективе должно быть принято Соглашение об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза. Законодательство РФ об аудиторской деятельности должно быть приведено в соответствие с этим Соглашением, государствами — членами Евразийского экономического союза должны быть устранены барьеры и ограничения доступа на национальные рынки аудиторских услуг. Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России нужно обеспечить реализацию Концепции, в 3-месячный срок утвердить план мероприятий по реализации Концепции. Произойдет передел рынка аудиторских услуг. Многие, особенно мелкие, аудиторские фирмы просто исчезнут, а оставшиеся будут более тесно сотрудничать с государством. При проведении аудиторской проверки в соответствии с международными стандартами предприятию будет сложнее получить безусловно положительное заключение по итогам проверки. В случае вовлечения главных бухгалтеров в качестве членов саморегулируемой организации аудиторов, скорее всего, для них установят ответственность за сокрытие сведений по применению предприятием схем налоговой оптимизации.