Публикации Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать
Автор: Сутурина Эльвира Викторовна

Вы никогда не задумывались, как формируется национальная идентичность? Что определяет нашу принадлежность к Родине? Язык?... Внешние черты?... Место жительства?...Но эти показатели не определяют национальный менталитет, и тем более не формируют гражданскую позицию.У каждого народа есть своя, веками выработанная система норм и традиций, основанная на определённом идеальном образе, который задает вектор воспитания и формирования личности. Одним из таких инструментов воспитания является праздник.Праздники у нашего народа не только играют позитивную роль в сохранении и передаче традиций, представлений о нравственных ценностях, но и способствуют социализации личности. Современная праздничная культура характеризуется зрелищностью, упуская тот факт, что она по сути своей представляет собой комплекс обрядов и ритуалов, определяющих значение праздника. Поэтому актуальной становиться работа с ценностно-смысловым содержанием праздника и преобразование его из концерта в воспитательное событие. С изменением образа жизни и социальной обстановки у людей меняются праздники и традиции. Используя праздник, как инструмент воспитания, педагог должен знать не только названия праздников, но и различать их по виду, типу, по содержанию и идеологии.Годовой круг праздников славян имеет сложную структуру. «Наиболее древний - земледельческий круг праздников, по которым отмечались четыре самые важные природо-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие» [1]. Следующий, по смысловой значимости в нашей культуре, - круг религиозных праздников. Тысячелетнее христианство Руси наложило отпечаток на все области и сферы жизни людей: семья, быт, труд, отношение к жизни и смерти (инициация – перехода из одной формы проживания / жизни в другую). Многие ритуалы и обряды были трансформированы и адаптированы под условия жизни людей, их мировоззрение. Так рождественская звезда стала новогодней, подарки волхвов – подарками членам семьи на Новый год и на каждый день рождения «виновнику торжества» и пр.Наиболее сохранившийся круг праздников – это семейные праздники: родины, крестины, именины, свадьбы. Традиции празднования, как правило достаточно бережно передаются из поколения в поколение.Немаловажную роль в воспитании играют - общинные праздники. «Это дни памяти святых покровителей того или иного ремесла, традиционные мужские и женские сборища. В советский период круг этих праздников расширился за счет профессиональных праздников. Профессиональные праздники продолжают жить благодаря сохраняющейся ценности труда для человека. К ним примыкают международные праздники, постепенно входящие в праздничную культуру нашей страны – день матери, день отца, день Земли и пр.» [1].Особое место в становлении государственности занимают праздники, чествующие памятные даты побед и сражений, дни, воинской славы, Конституции, России. Они так и называются - государственные праздники. Это самые молодые праздники. Они появились при Петре I, но уже на нашем веку были изданы указы об установлении государственных праздников: День России (1994 г.), День народного единства (2025 г.), День семьи, любви и верности (2022 г.). Государственные праздники основаны на старинном обычае создания атмосферы единения и согласия, и главная их цель - формирование мировоззрения. Потребность в празднике - не только естественная, но и культурная, которая возрождается в новом поколении, формирующем свое видение праздника, ритуалы и традиции и, конечно смыслы. Каждый праздник имеет свои атрибуты, песни, ритуалы и блюда. Все это складывается в традиции. Следующая, значимая категория, которую необходимо учитывать при использовании праздника в процессе воспитания это его структура. Каждый праздник состоит из:- «предпраздненствапериода создания определенного эмоционального настроя на праздник, подготовку к нему» [1];- совместное гуляние, имеющее значение идентификации участника праздника с миром, общиной, с социумом;- и «попраздненство – выведение из праздничной гульбы в будничную жизнь» [1]. Каждый этап значим и необходим.Еще одной значимой традицией праздника является дарение подарков. Подарок часто имеет символическое значение – это не только проявление чувств дарителя, но и его самопрезентация.Воспитательный потенциал праздника может быть реализован только во взаимодействии детского сада с семьей. Праздник как фактор социальной интеграции, как форма выражения национально-культурных традиций требует единения ценностного и смыслового содержания праздника, как в семье, так и в детском саду. И только в том случае, когда дети, родители и педагоги будут участниками праздника, он будет нести в себе воспитывающую функцию.Разовое проживание эмоционального события не формирует нравственных ценностей и культурных эталонов. Только повторяющиеся часть праздника формирует его традицию, но она должна быть наполнена смыслом. Смысл праздника может изменяться со временем, но его утрата делает праздник не интересным и бестолковым.Создаваемую традицию необходимо поддерживать. Поэтому праздник надо заранее проектировать как событие, продумывать подарки, формы празднования, передачи традиций, ритуалов и обрядов, и закрепления эмоций, новых знаний, ожиданий. И только в этом случае праздник перестанет представляться, как отчетный концерт или шоу, а будет наполняться формирующую личность смыслами.Использованные источники:
  • Теплова А.Б. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами традиционной культуры в детском саду и в семье: интерактивное пособие / Теплова А.Б. – Электрон. текстовые дан. (4,37Mb). - Москва, ВОО «Воспитатели России». - 2023.
  • (URL: )