Публикации Основные методы и приемы организации взаимодействия между учащимися в классном коллективе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные методы и приемы организации взаимодействия между учащимися в классном коллективе
Автор: Горбатова Елена Максимовна

Основные методы и приемы организации взаимодействия между учащимися в классном коллективеПедагогическое взаимодействие между учащимися, как особая форма связи между участниками образовательного процесса, направленного на взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной деятельности, требует постоянной координации со стороны учителя. Учитель, работая с классом, должен использовать ряд методов организации взаимодействия между школьниками. Их использование активно способствует как накоплению у учащихся социального опыта общения, так и освоению социальных методов организации своей учебной деятельности. Психологическая наука опытным путем доказывает, что любая попытка отстранения школьника от социума и обучения его лишь методам индивидуальной работы является односторонним подходом к процессу обучения и полностью ограничивает процесс обретения ребенком социального опыта. Помочь в такой тяжелой ситуации может внеклассная деятельность, перерывы между уроками, игры, где у ребенка появляется возможность учиться взаимодействовать с другими детьми, вступая в межличностные отношения и осваивая его. Заметим, что такое общение стихийно, оно не обеспечивает необходимой социализации и порождает множество ситуаций, затрудняющих решение проблемы самим ребенком – у него фактически нет для этого инструментария. Для наиболее полного социального развития ребенка необходима целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу. Основополагающим, формирующим элементом такой работы выступает диалогическое общение, проблему которого впервые поднял Л.П. Якубинский. Он обращал внимание на то, что, используя диалогическую речь, ребенок не только овладевает грамматическим строем родного языка, но учится придавать речи связный характер, выражать посредством ее многие отношения. Диалог позволяет поддерживать совместную учебную деятельность, в которой происходит непрерывный процесс развития учащегося. Он также активно способствует переводу индивидуальных видов деятельности в совместную, имеющую общую цель. Роль диалогического общения как основополагающего начала в методах организации взаимодействия учащихся помогает оценить тезис о том, что ребенок развивается не индивидуально, отстраненно, а посредством его единства с микросоциумом, частью которого является класс.Мы можем выделить множество методов организации взаимодействия школьников в классном коллективе, но рассмотрим лишь некоторые из них, обращаясь к педагогической литературе. Среди наиболее часто применяемых методов можно выделить:
  • Создание ситуаций совместного переживания;
  • Временная работа в группах;
  • Метод взаимной проверки заданий;
  • Освоение базовых норм ведения разговора;
  • Организация работы учащихся-консультантов;
  • Перевод игровой деятельности на творческий уровень.
  • Создание ситуаций совместного переживания направлено на формирование доверительных отношений между школьниками и является их совместной деятельностью, содержащей элементы сильного эмоционального переживания в позитивной форме. Известно, что такие переживания наиболее свойственны учащимся при ответе перед классом, у доски, однако такие ситуации необходимо создавать на протяжении всего учебного процесса и на всех его этапах. Так, создавать ситуации совместного переживания следует при подготовке ученика к ответу, в процессе ответа, а также при обсуждении результатов такой деятельности, ее объективной оценки, совместном решении возникших трудностей и поиску оптимальных вариантов для этого. В данном случае в ответе на заданный учителем вопрос или при подготовке к ответу ученик участвует не индивидуально, а в паре или малой группе. Совместная работа объединяет школьников, учит коллективной деятельности и позволяет проявить творчество: разделить обязанности, распределить нагрузку, совместно решить поставленную задачу, выслушав идеи каждого из членов микрогруппы.Временная работа в группах является достаточно новым методом обучения и с каждым годом лишь прочнее закрепляется в современных школах как эффективный и перспективный метод, представляющий собой совместную работу школьников в составе малых групп, образованных для выполнения конкретных небольших заданий. Обычно такие группы не содержат больше 3-4 человек и отличаются мобильностью, результативностью. Выполняя какое-либо общее задание на урок, класс делится на мини-группы и получает задания «промежуточного» типа, которые позволят достигнуть по итогам общей цели учебного занятия. Учитель может предложить мини-группам следующие задания:
  • Выработка правил;
  • Обмен идеями и передача личного опыта в каком-либо виде деятельности;
  • Обмен информацией и ее обсуждение;
  • Постановка проблем для совместного обсуждения и поиска их решения;
  • Выявление разногласий и поиск компромиссного решения;
  • «Мозговой штурм»;
  • Подготовка дискуссии в классе;
  • «Высвобождение» эмоций и переживаний как реакция на процессы деятельности.
  • При формировании групп не требуется учета какого-либо фактора, критерия, так как учителю необходимо наладить взаимодействие учащихся всего классного коллектива. Время работы таких мини-групп ограничено, также в каждой из них выбирается лидер, ведущий, докладчик, который говорит от лица сложившегося коллектива, принявшего какое-либо общее решение посредством совместной деятельности. Метод взаимной проверки наиболее результативно позволяет обеспечить взаимодействие внутри классного коллектива. Проверка двумя учащимися друг у друга правильности выполненных ими заданий вызывает высокую степень заинтересованности у школьников: один отдает свою тетрадь соседу по парте и забирает его задание на проверку. Объем проверяемых заданий может быть различным. Все ошибки и недочеты отмечаются карандашом, галочками и т.д. на усмотрение учителя. Далее дается объективная оценка работы. Освоение базовых норм ведения разговора заключается в том, что учащимся необходимо усвоить общепринятые правила общения для построения дальнейшего взаимодействия в классном коллективе. Для данного метода существует несколько правил, которым учитель должен обучить детей: обращаться друг к другу по имени, смотреть на говорящего, слушать его до конца и не перебивая, отвечать внятно, емко, а также, что немаловажно, оценку действий и речи собеседника начинать с акцентирования положительных моментов.Организация работы учащихся-консультантов, несмотря на всю свою сложность, является результативным методом организации взаимодействия школьников в классе и значительно повышает их успеваемость. В качестве преимуществ метода выступает повышение количества времени для устных заданий и формирование в классе системы взаимопомощи. Применяют некоторые варианты метода организации такой работы консультантов:–Назначение консультантом одного из школьников на урок или его часть;–Назначение консультанта по определенной теме на несколько уроков либо на постоянной основе;–Помощь отстающим ученикам, работа с ними в группе продленного дня;–Помощь учащимися по их желанию.Перевод игровой деятельности на творческий уровень выражается в том, что в какую-либо ранее известную для школьников игру вводят новые элементы и особенности: дополнительные правила, измененные условия. Главное требование при выборе нововведений – после его появления складывается такая ситуация, способы решения которой ученикам неизвестны, и только творчески, сообща представляется возможным решить возникшую задачу, что направлено на активное формирование взаимодействия школьников.