Публикации Разработка открытого урока: "Методы выучивания музыкального произведения наизусть"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка открытого урока: "Методы выучивания музыкального произведения наизусть"
Автор: Сидорова Ирина Александровна

МБУДО «детская школа искусств»муниципального образования «Дорогобужскийрайон» Смоленской областиМетодическая разработка открытого урока на тему:«Методы выучивания музыкального произведения наизусть»Подготовила преподаватель I квалификационной категориипо классу баяна Сидорова И.А. 2019Вид урока: урок-практикум.Цель урока: помочь учащемуся в выучивании музыкальных произведений наизусть.Задачи: 1.Образовательная: овладение приемами и методами, помогающими в выучивании музыкального произведения наизусть, умение их применять в работе над пьесами.2.Развивающая: расширение кругозора, развитие музыкальной памяти, способности к самоконтролю, развитие навыков самостоятельной работы, формирование мышления.3.Воспитательная: пробуждение интереса к игре на инструменте, творческой активности.План урока:1. Введение: приветствие, краткая характеристика учащегося.2. Методическое сообщение: «Методы выучивания музыкального произведения наизусть». 3. Основная часть – практическая.4. Заключение.5. Список используемой литературы.Ход урока:1. Приветствие. Характеристика учащегося.Урок проводится с учащимся 5 класса Емельяновым Арсением. Арсений обладает хорошими музыкальными данными (музыкальным слухом, чувством ритма), хорошо развито логическое мышление, соответственно, и логическая память. Его проблема в недостаточной активности игрового аппарата, в следствии чего страдает тактильно – мышечная память. Поэтому, в работе над выучиванием нотного текста наизусть, наряду со всеми возможными приемами, используемыми в конкретном произведении, я стараюсь акцентировать внимание на применение методов, развивающих именно этот вид памяти.2. Методическое сообщение: « Методы выучивания музыкального произведения наизусть».Память является одним из самых загадочных свойств человеческой психики.Музыкальная память – это способность узнавать, запоминать и воспроизводить музыкальный материал. В процессе выучивания музыкального произведения наизусть бывают задействованы многие виды памяти:• Слуховая память (объединяет ритмическую и звуковысотную)• Зрительная память• Память движения (тактильная + мышечная)• Словесно-логическая (форма произведения)• Образно-эмоциональная памятьКак показывает практика, мы преподаватели далеко не всегда задаемся вопросом: как, каким образом, с помощью каких видов памяти тот или иной ученик учит произведения наизусть. Как правило, выучивание произведения наизусть обычно задается учащемуся на дом. Однако далеко не все ученики способны самостоятельно прийти к рациональным способам работы с текстом. Представляется более полезным затратить на уроке какое-то время на разбор и усвоение сложных мест, чем длительное время быть пассивным свидетелем мучений ученика, не знающего иных способов работы, кроме как откровенная зубрежка.1В первую очередь поговорим о том, как мы запоминаем музыку. Общеприняты две позиции: • непроизвольное запоминание • осмысленное (подразумевающее специальную работу по запоминанию текста).Чаще всего непроизвольно запоминают дети, обладающие абсолютным слухом, но как быть тем, у кого хороший относительный слух. Видимо пользоваться вторым способом. Каждый из приведенных выше двух способов запоминания, редко применяется «в чистом» виде, соответственно каждый педагог имеет возможность выбора, в зависимости от ситуации.При выборе метода запоминания необходимо учитывать возрастную психологию школьника; дети младшего возраста лучше запоминают непроизвольно, старшие – осмысленно. Это связано с объемом и сложностью материала.Изучение музыкального произведения начинается со знакомства с произведением, композитором. Допустимо предварительное проигрывание пьесы педагогом, либо прослушивания записи – это сразу включит в работу слуховую память. Именно с этого момента начинается запоминание музыкального произведения наизусть, в процесс включается слуховая память.Следующий шаг – знакомство с текстом. Это так называемый разбор музыкального сочинения. Первым делом смотрим на ключи, ключевые знаки и размер. Цель разбора – играть без остановок произведение по нотам. Для этого надо свободное владение системой нотной записи, а так же быстрота и точность моторных реакций. Но любое музыкальное произведение в своей протяженности не одинаково по сложности чтения текста. Трудными бывают такие места, которые требуют одновременного внимания, как к нотному тексту, так и к координации движения рук. Такие места вычленяются и выучиваются отдельно.Большую помощь в запоминании наизусть играет создание эмоционально – художественного образа произведения, какого – то сюжета, картинки.Одно из главных условий, при выучивании произведения наизусть – это объяснить и убедить учащегося в неэффективности игры пьесы от начала до конца для того, что бы ее запомнить наизусть. Будет более рациональным и целесообразнее поделить пьесу на части, периоды, предложения, фразы и работать над отдельными фрагментами, объединяя их затем в более крупные построения, в дальнейшем из которых, как из музыкальных пазлов, можно будет составить единое, целое музыкальное произведение. 3. Основная часть. Практическая.В. Завальный «Жатва» - простая 3-х частная форма. Начинается со вступления (2 такта), которое не представляет трудности для учащегося, запоминается быстро. Мелодия вступления строится по звукам Т6. Далее проводится тема в двухголосном изложении. Есть смысл поиграть каждый голос отдельно, прислушаться к каждому голосу, почувствовать положение пальцев, координацию движений, важно, что бы учащийся соблюдал верную аппликатуру. Правильная аппликатура – залог успеха. Игра темы по голосам способствует обострению слуховых восприятий, соответственно активируется слуховая память. Между 1-ой и 2-ой частью есть связка из двух тактов, которую можно быстро запомнить, определив основные ноты (мелодическую линию ) и подголосочную ноту ( фа 1-ой октавы).Для усиления мышечных ощущений, активизации и укреплению игрового аппарата, для более быстрого запоминания вступления, темы, связок я рекомендую Арсению поиграть эти места сильными, активными пальцами штрихом нон легато,после чего проиграть эти места штрихами и туше, указанными в нотном тексте. Результат – ученику стало легче технически справляться с текстом, текст лучше и быстрее запоминается наизусть, появляется уверенность в исполнении.2-я часть имеет очень плотную фактуру, построена на аккордовых ритмических фигурациях2(повторяющихся в определенном ритме одинаковых аккордов). В данном случае надо сконцентрировать внимание ученика на смене аккордов. Для этого мы играем, пропуская повторяющиеся аккорды, или как вариант, объединяем их в одну более крупную длительность. Это поможет учащемуся научиться быстро распознавать аккорды в линеарности голосов. Вычленение в аккордах опорной линии ускоряет процесс запоминания наизусть. Так же полезно поиграть эти аккорды арпеджато, причем двумя вариантами:1 вариант - начиная с нижнего звука аккорда, 2 вариант – начиная с верхнего звука аккорда. 3-я часть – реприза. От 1-ой ее отличает, практически, только окончание. Здесь полезно поиграть для сравнения окончание 1-ой части и окончание 3-й части, проанализировать их, выделить моменты, отличающие их друг от друга, постараться запомнить их зрительно. Так же полезно поиграть окончание штрихом нон легато активными пальцами. После того, как пьеса выучена наизусть фрагментами, можно пробовать из фрагментов собирать части, а затем из частей целое произведение. При этом могут выявиться какие – то пробелы, над которыми стоит еще доработать отдельно.Обр. Г. Лещенко р.н.п. «Во кузнице» - вариационная форма. При изучении обработок народных песен, не лишне будет познакомиться со словами песни т. к. это поможет созданию художественного образа произведения, включит в работу образно – эмоциональную память.Тема изложена не сложно, одноголосно. Тему полезно играть с пением нот, запоминая ноты, как стихотворение. В данном случае работает словестно – логическая память, а так же слуховая.В первой вариации ( 1-я ее часть) тема в правой руке осталась неизменной, а в левой руке происходит варьирование аккомпанимента. Вариация построена на движении по звукам гаммы До мажор (практически До мажор в чистом виде). Осложняет исполнение восьмая пауза на сильную долю. Поэтому на начальном этапе эту паузу можно заполнить восьмой нотой До (дублировать первую ноту пассажа), а затем, когда исполнение будет более свободным и комфортным для учащегося, эту первую восьмую ноту нужно будет убрать, сконцентрировав внимание ученика на том, что бы он эту восьмую представлял мысленно (слышал внутренним слухом).Во 2-ой части варьируется тема в правой руке. Вариация построена по звукам основных трезвучий лада в виде арпеджио. Полезно поиграть, объединив арпеджио в аккорды, это поспособствует умению читать и запоминать текст не нота за нотой, а маленькими группами, блоками. Игра активными, сильными пальцами штрихом нон легато активизирует двигательную память. Активизация ассоциативного мышления ускорит выучивание мелких фигурационных ячеек, если их как- то назвать, например, «петельками». Но в данном случае петельки не одинаковые (ноты одни и те же, но в разном порядке), поэтому Арсений сначала путал какие «петельки» надо играть сначала, а какие потом. После внимательного изучения нотного текста зрительно, у Арсения возникла ассоциация как будто эти петельки в зеркальном отражении. Проблема с запоминанием была решена учащимся самостоятельно.Вторая вариация. В 1-ой части вариации тема проводится в басах. Мы ее сравнили с темой в правой руке, нашли отличия и сконцентрировали на них внимание, играли тему левой рукой с пением нот, запоминали позиции пальцев (взаимодействие слуховой, зрительной, двигательной памяти). Правая рука играет аккорды-исполняет роль аккомпанимента. Для лучшего усвоения аккордов полезно сделать их гармонический анализ, поиграть их арпеджировано, выявить общие ноты, за которые можно «зацепиться». Во 2-ой части вариации мелодия проводится в правой руке, в аккордовом изложении, где верхний голос аккордов-тема. Запоминанию поспособствует гармонический анализ этих аккордов, применение метода арпеджирования аккордов, выявление общих нот, анализ движения голосов по линиям.В. Ицкевич «Монмартр». Простая трехчастная форма. В 1-й части тема представлена3одноголосно, каждая фраза начинается с мелких длительностей, имеющих поступенное движение, и заканчивается более крупными длительностями. Проанализировав нотный текст, мы пришли к выводу, что нотное строение мотивов визуально похоже на лесенку. Сначала мы поднимаемся, как бы, на одну ступеньку (ноту) вверх, а затем поступенно, как по лестнице, спускаемся вниз. Полезно поиграть эти места штрихом нон легато, а так же методом изменения ритмического рисунка с - пунктирным ритмом.2-я часть – аккордовая. Приемы работы аналогичные, как в «Жатве» Доренского А. Что касается запоминания партии левой руки, здесь полезно сделать гармонический анализ (если ученик обладает достаточными теоретическими знаниями) и запоминать ее схематически, как формулу, сравнивая фразы, выявляя повторения и различия, затем объединяя их в более крупные построения. 4. Заключение.В заключении хочется добавить, что огромную пользу для запоминания произведения приносит игра в медленном темпе, которой не должны пренебрегать даже учащиеся с хорошей памятью. Это помогает, как указывает болгарский методист А. Стоянов, «освежить музыкальные представления, уяснить все, что могло с течением времени ускользнуть от контроля сознания».Даже тогда когда произведение хорошо выучено наизусть, рекомендуется не расставаться с нотным текстом. Повторение по нотам должно регулярно чередоваться с проигрыванием наизусть.Список использованной литературы:1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано – М.,1978.2. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967.3. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М-Л., 1964.4. Цыпин Т. Обучение игре наизусть. – М.,1984.5. Дроздовская Л. Л. Методы ускоренного выучивания музыкального произведения наизусть. 4