Публикации Приобщение детей раннего возраста к истокам народного творчества, средствами художественно-эстетическое развития в лепке и рисовании

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение детей раннего возраста к истокам народного творчества, средствами художественно-эстетическое развития в лепке и рисовании
Автор: Горшечникова Елена Сергеевна

" Приобщение детей раннего возраста к истокам народного творчества, средствами художественно-эстетическое развития в лепке и рисовании" МДОБУ № 44 р. п. Чунский воспитатель Горшечникова Е.С.«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранён что народ пронес через столетья…» В.А. Сухомлинский.Художественно- эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования создаются широкие возможности для творческого самовыражения детей: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. В ритме современной жизни дети нередко растут в условиях скудности эстетического воспитания. И мы, взрослые, должны показать детям дорогу в сказочный и добрый мир творчества, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Русская культура - это кладезь мудрости и опыта, красоты слова и музыки, неповторимости мастерства, величайшего трудолюбия. Ценность народного искусства определяется ещё и тем, что она воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В своей работе с детьми я поставила перед собой цель: приобщить детей к творчеству, обогатить сенсорный опыт малыша, развивать мелкую моторику и речь, обращаясь к истокам русской народной культуры, которую решаю через следующие задачи: Знакомить детей с наследием русской народной культуры Вызвать интерес к процессу рисования, лепкиПознакомить малышей со свойствами изобразительных материаловРазвивать эмоциональную отзывчивость, предпосылки к развитию творческих способности детей раннего возрастаСоздать разнообразную творческую среду соответственно возрастуПривлечь родителей в воспитательно - образовательный процессВоспитывать интерес к народному творчеству Для реализации поставленных задач, в  соответствии  с особенностями детей раннего возраста, я активно использую метод наблюдения, рассматривание предметов, манипуляции с предметами, обращая внимание на детали. А также применяю игровые приемы. Обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождая рисование или лепку эмоциональным комментарием, обыгрываю с малышами готовые рисунки и поделки, использую фольклорный материал, предложенный И. А. Лыковой. Такой метод обучения помогает заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Практический опыт показал, что при отборе фольклорного материала нужно учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх и на занятиях лепкой и рисованием. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Например, когда детям предлагается рассмотреть уточку, говорят "Утка Марфутка бережком идёт, Уточек Марфуточек за собой ведёт.." Ребёнку народное творчество доступно, а значит и интересно. Традиции народного фольклора и игры позволяют успешно решать задачи по усвоению детьми навыков в рисовании и лепке (в их творчестве). Может не все пока понятно малышу, но почувствовать выразительность (симбиоза) поэтической речи (и собственного труда) он способен. Например, лепим из теста пирожок, (применяю приём экспериментирование с материалом, художественное слово) приговаривая: " Пошёл котик на торжок,Купил котик пирожок,Пошёл котик на улочку,Купил котик булочку." Или рисуем " Солнышко- колоколышко,Выгляни в окошечко!Солнышко, нарядись. Красное, покажись!" " Рыбка плавает в воде, Рыбкам весело играть.Рыбка, рыбка озорница,Мы хотим тебя поймать. "Для разминки (разогрева рук перед лепкой, рисованием) пальчиков играем в игры: "Сорока-ворона кашу варила, деток кормила..." ," На двери висит замок,," и другие.На занятии для запоминания способа лепки предметов, с малышами применяла игры. Например, нужно скатать шарик говорю:"кари-кари я катаю шарик"; шарик нужно сплюснуть, говорю, что поиграем в игру "Звоночек", скажем: "Дзынь" и надавливаю на шарик, получилась лепёшка . В результате данных методов и приемов, использовав диагностику И. А. Лыковой , дети начинают приобретать навыки способов рисования прямых и волнистых линий , в лепке начинают чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик  в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Свои действия пытаются проговорить, рассказывая поговорку, потешку. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.Большое внимание уделяю работе с родителями. Чтобы дети лучше усваивали полученные навыки, необходимо не только планомерно и систематически проводить занятия, но и закреплять их в течение дня в детском саду и дома. Для этого мы даем задания на дом, чтобы дети рисовали знакомые картинки вместе с родителями. Родители оказали помощь в создании и оформлении кукольного театра.В период диагностического обучения через интернет сообщество для родителей группы выставляла консультации : "Учимся рисовать", " Лепка для малышей". Предлагала родителям обратить внимание на сайт "Родная тропинка".А также проводила видео- занятия :"Яблочко на красивой тарелочке"; "Путешествие по Байкалу" и другие.Участвовала с детьми в районных конкурсах: « На страже Родины», « Пасхальный сувенир», « Мир в моем окне»Совместно с родителями помогала участвовать в районных конкурсах в сети интернет, работы детей были оценены дипломом и грамотами. Активно помогали родители в создании групповых газет и оформлении группы к праздникам.Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственно- патриотического, эстетического, трудового и семейного воспитания.Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.