Публикации
«Формирование познавательного интереса у детей среднего возраста посредством использования книг – пазлов ПМК «Мозаичный Парк».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование познавательного интереса у детей среднего возраста посредством использования книг – пазлов ПМК «Мозаичный Парк».
Автор: Городова Анастасия Олеговна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование познавательного интереса у детей среднего возраста посредством использования книг – пазлов ПМК «Мозаичный Парк».
Автор: Городова Анастасия Олеговна
«Формирование познавательного интереса у детей среднего возраста посредством использования книг – пазлов ПМК «Мозаичный Парк».Само название «Мозаичный Парк» произошло от названия примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика», составленной в 2014 г. ПМК «Мозаичный Парк» - комплекс, включающий в себя ряд блоков. Первая часть – книги – пособия для педагогов, вторая часть – это книги и развивающие тетради для детей. Их в руках держат непосредственно дети. И последняя составляющая – это игровое оборудование (конструкторы, деревянные игрушки, шнуровки и т.д.) ПМК обеспечивает развитие личности ребенка в пяти образовательных областях, поэтому формирует познавательный интерес дошкольника - стремление его познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала и использование игровых приемов в образовательном процессе.Привлекательна и интересна в этом плане серия книг «Мозаика развития» из второго блока МПК. Она представлена комплектом книг – пазлов и методическими рекомендациям к ним. Книги содержат познавательные тексты и иллюстрации по тематике текста. У нас есть книги для младшей, средней и старшей групп. Текст представлен на одной странице, на другой – иллюстрация – пазл, который разбирается, позволяя играть с книгой. Книга может стать образовательным событием месяца, потому что посвящена одной теме, и вокруг этой темы строится образовательная деятельность. Это следующие темы: «Ходит осень по дорожке» (сентябрь); «Дом, в котором я живу» (октябрь); «Дружные ребята» (ноябрь); «Здравствуй, гостья зима» (декабрь); «Зимние забавы» (январь); «Мы поздравляем наших пап» (февраль); «В гостях у сказки» (март); «Что рассказывает весенний ручеек» (апрель); «Весна идет навстречу лету» (май). Темы достаточно интересные , они всегда востребованы в общении и во взаимодействии с детьми. В методическом пособии для воспитателей содержатся конспекты игровых занятий с вопросами и заданиями – играми. Стоит отметить, что пазлы представлены разные: с ключом – замком и произвольным разрезом. Причем, ключ – замок рекомендован для детей младшего и среднего возраста, а для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется произвольный разрез. Так же количество пазлов увеличивается, сначала учебного года мы детям предлагается 6 пазлов в одной картинке, а к концу года 9 пазлов. Также меняется и размер пазлов, к началу года – более крупные детали, то к концу года – более мелкие.При обучении детей собирать пазлы, используем разные уровни, от более простого до более сложного. Первый, самый простой уровень, когда дети составляют пазлы на основу в книге, то есть на зрительный образ. Второй, более сложный, когда дети собирают пазлы на столе. Здесь они смотрят на картинку и ориентируясь на этот зрительный образ, собирают пазлы. Последний, самый сложный уровень, когда воспитатель закрывает книгу, а ребенок складывает пазл по памяти. Рассмотрим более подробно книгу-пазл «Вот она какая - осень золотая» (сентябрь) Автор И. С. Артюхова. Книга содержит четыре пазла, «Осенние цветы водят хоровод», «Грибы в осеннем лесу», «Дождик детям не помеха», «Всем нужен теплый дом», каждый из которых, рассчитан на проведение одного игрового занятия. Однако, при проведении каждого игрового занятия мы отрабатываем с ребенком то количество заданий, предложенных после рассказа, которое он сможет выполнить без утомления, с явным интересом. При повторном проведении занятия, по этому же рассказу, полностью повторяем данный алгоритм, предлагая ребенку следующие, новые для него задания. Работа с книгами - пазламиЭтап 1. Введение в тему занятия, мотивирование ребенка1. Даем ребенку книгу-пазл: ребенок листает, рассматривает.2. Раскрыть книгу на нужной странице.3. Прочитать название рассказа.4. Задать мотивирующий вопрос перед прослушиванием текста.5. Даем ребенку возможность ответить на вопрос.Этап 2. Слушание текста (рубрика книги «Послушай!»)6. Читаем рассказ: обязательно выразительно и эмоционально. Если рассказ написан в форме беседы, то нужно выслушать ответы ребенка, обсудить прочитанный отрывок.Этап 3. Рассматривание иллюстрации, игра с пазлами (рубрика книги «Рассмотри и собери!»)7. Даем ребенку возможность рассмотреть рисунок к рассказу.8. Читаем ребенку текст рубрики «Рассмотри и собери!»9. Спрашиваем ребенка, что еще он видит на рисунке. Беседуем с ним об этом, обсуждаем его ответы.10. Даем ребенку возможность собрать картинку из частей пазлов.Этап 4. Выполнение заданий и ответы на вопросы по тексту.11. Организовываем выполнение заданий, предложенных после каждого рассказа, по направлениям развития : социально-коммуникативному, познавательному, речевому, физическому, художественно - эстетическому.Продолжительность игрового занятия для дошкольников младшей группы (четвертый год жизни) примерно 15 минут. В игровой деятельности на занятии происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.Как известно, любимое занятие детей младшего дошкольного возраста – игра. Их привлекают яркие игрушки, красочные картинки. Дети этого возраста только начинают знакомиться с книгами, могут с интересом воспринимать небольшие сказки, рассказы. И, конечно, больше всего детям интересно что-то делать своими руками: соединять, разъединять, собирать. Все эти актуальные для дошкольников мотивы познавательной деятельности учтены при разработке развивающей серии книг-пазлов «Мозаика развития». Ребята думают (анализируют, обобщают, доказывают); удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне; целеустремлены; фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).