Публикации ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Автор: Мамедова Фатима Халил кызы

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙУниверсальные учебные действия представляют собой направленные на все виды познавательной деятельности действия учащегося в процессе обучения. Они образуются в процессе интеллектуального, плодотворного сотрудничества преподавателя и детей младшего школьного возраста. В противовес предпосылкам парадигмы знаний, которая подразумевает под собой только пассивное вовлечение школьника и непрерывное запоминание, и зубрежку изучаемого материала, действует личностная парадигма. В его рамках осуществляется непосредственное взаимодействие в системе «школьник преподаватель», влияющее на выработку учащимися мотивации, их инициативность в познавательной деятельности и, вследствие чего, формируется учебные действия, имеющие непосредственное касательство к разного рода сторонам личности младшего школьника.Как отмечает Шапигпова Н.В. полученные знания у детей младшего школьного возраста ранятся отнюдь не только на уровне заучивания и дальнейшего репродуцирования, они содействуют одновременно становлению личности ребенка и повышению результативности учебного процесса [Шагипова Н.В.].Асмолов А.Г., в свою очередь, отмечает, что УУД в более широком понимании дают возможность обеспечить школьнику умение самостоятельно развиваться и совершенствоваться посредством осмысленного и инициативного получения нового для него социального опыта [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.].С более узкой психологической точки зрения понятие УУД может уточняться как набор действий школьника, которые обуславливают его культурную принадлежность, общественную состоятельность и терпимость, умение независимо от других усваивать необходимые знания и навыки наряду с обеспечением организации данного процесса, иначе говоря, способность к обучению. Это обусловлено тем, что УУД, представляя собой совокупность действий, предоставляют младшим школьникам подлинный потенциальный шанс для обширной направленности, как относительно разнообразных областей знаний, так и относительно выстраивания непосредственно процесса познавательной деятельности, а также вероятность осознать ее необходимость, значение и смысловую нагрузку [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.].При этом приобретение способности к обучению предоставляет учащимся возможность в максимальной степени проработать все составляющие познавательной деятельности, к числу которых, согласно мнению Д.Б. Эльконина, относятся:- познавательные и образовательные побуждения;- задачи обучения и их функциональное содержаниеучебные действия;- осуществление наблюдения и оценивания [Эльконин Д.Б.].Современными учеными установлены следующее функции УУД:- расширение возможностей школьника для осуществления познавательной деятельности независимо от других, для определения целей обучения, нахождения и применения ресурсов необходимых для их реализации, для контроля за процессом и оценивания итогов данной работы;- формирование необходимых условий для обеспечения эффективного формирования личности ребенка и на основе желания и потребности в постоянном обучении и развитии собственных компетенций совершенствовать ее, терпимость к жизни в многонациональном социуме, а также развитие повышенной общественной и трудовой активности;- обеспечивая гарантированное освоение школьниками необходимых знаний, умений и навыков, формируя полноценную картину мира и компетентность во всех предметных областях знаний [Асмолов А. Г., Барменская Г.В., с. 82].Свойственная УУД универсальность находит свое подтверждение в том факте, что они:- имеют надпредметный и метапредметный по своей сущности характер;- обеспечивают полноценность процесса формирования в общекультурном, личностно-познавательном смысле, а также самостоятельное развитие личности ребенка;- обеспечить непрерывность всех ступеней учебно-образовательного и воспитательного процессов;- устанавливают фундамент для организации и регулирования любого вида деятельности младшего школьника, вне зависимости от ее особого тематического содержания;-позволяют обеспечить поэтапное освоение изучаемого материала и развития, необходимых для этого психических возможностей детей младшего школьного возраста [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.].На рисунке 1.1. можно увидеть схему взаимообусловленность и взаимовлияние между всеми видами УУД. Из данного рисунка видно, что к основным видам УУД, которые отвечают основным целям системы общего образования, можно выделить следующие блоки: личностный; регулятивный, который также включает в себя действия в сфере саморегулирования; познавательный и коммуникативный.Рис. 1.1 Модель системы УУДКак отмечает Асмолова А.Г., личностные УУД определяют ценностные и жизненные ориентиры школьников и детерминацию в социальных ролях и отношениях между людьми. Применительно к познавательной деятельности личностные УУД подразделяются на следующие три типа [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.]:- личностное, жизненное и функциональное самоопределение;- смысловообразование, а именно, осознание школьниками взаимосвязи между целью познавательной деятельности и побудительной основой, другими словами, между результатами познания и того, что побуждает к его совершению;- морально-этическая направленность анализа, в том числе анализ пройденного учебного материала с учетом общественных и персональных жизненных ценностей, обеспечивающая личностный нравственный выбор.Регулятивные УУД дают школьникам возможность обеспечить организацию познавательной деятельности. К таким действиям можно отнести:- постановка цели как формулировка задачи в процессе обучения, учитывая то, что школьник действительно знает и хорошо понимает, а также то, что пока не знает;- составление плана как определение очередности достижения поставленных промежуточных целей в зависимости от окончательного итога, а также определение последовательности выполнения действий;- прогноз как предвидение конечного результата деятельности и стадии освоения новых знаний;- корректировка и внесение необходимых изменений и поправок в составленный план по реализации действий в ситуации несоответствия между реальным действием и его итогом и установленным стандартом;- осуществление управления в виде сравнения очередности выполнения действий и их итога с заранее определенным стандартом для установления отклонений и отличий от установленного образца;- определение и осознание младшими школьниками пройденного учебного материала и того, что предстоит еще им освоить, а также понимание реального уровня и качества процесса обучения;- саморегулирование как способность к концентрации своих сил и энергии, а также к выполнению волевого усилия и преодоления трудностей [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.].Рис. 1.2. Структура познавательных УУДВ соответствии с рисунком 1.2 можно увидеть, что познавательные УУД включают в себя как общеучебные универсальные учебные действия, так м логические. Общеучебные УУД, в свою очередь, предполагает следующее- проведение независимого определения и постановки учебной цели;- осуществление постоянного поиска и отбора необходимой информации, применение методов получения информации, в частности, с помощью интернета;- формирование структуры системы знаний;- содержательное и непринужденное выстраивание выразительности речи как в устной, так и в письменной форме;- подбор наиболее эффективных методов урегулирования проблем в соответствии с определенными факторами;- осмысление путей и принципов деятельности, осуществление процесса и оценки действий и их результатов;- осмысленное чтение как осознание предназначения прочитанного и возможность выбора литературы в соответствии с этим предназначением, получение первостепенной необходимости и второстепенной информации как из прослушанных, так и прочитанных текстов различных по жанру, свободное и самостоятельное ориентирование и понимание художественных, научно-публицистических и деловых стилей повествования, умение понимать и адекватно оценивать информацию, поступающую из СМИ. - формулирование и определение задачи, создание в дальнейшем алгоритмов самостоятельной работы при выполнении творческих и исследовательских задач [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.].Логические универсальные учебные действия включают в себя следующее: - исследование особенностей объектов с целью определения основных и неосновных характеристик;- синтез, который представляет собой процесс построения целостного объекта из отдельных компонентов, включая его самостоятельное завершение с заменой недостающих элементов;- выделение необходимых признаков и параметров для сопоставления, а также классификации объектов;- обобщение концепции, определение последствий и формирование причинно-следственной зависимости;- выстраивание логической цепи аргументации и доказательств, а также выдвижение гипотез и их логическое обоснование.Коммуникативные УУД дают возможность продемонстрировать высокий социально-профессиональный уровень и принять во внимание мнение окружающих людей, которые являются участниками процесса общения или совместной деятельность, способность слушать и вести диалог с людьми, участвовать в групповом рассмотрении и обсуждении возникших вопросов и трудностей, интегрироваться в коллектив ровесников и налаживать плодотворное общение и взаимовыгодное взаимодействие как со своими ровесниками, так и со взрослыми людьми.В соответствии с ФГОС к коммуникативным Асмолов А.Г. относится следующее:- составление плана учебно-воспитательного сотрудничества с преподавателем и одноклассниками;- постановка цели, определение функций вовлеченных в общение лиц, определение методов взаимодействия с этими лицами;- задавание вопросов при активном взаимодействии в процессе поиска и получения необходимой информации;- выявление, осознание проблемы, осуществление попыток поиска и анализа других способов урегулирования конфликтной ситуации, а также принятие и реализация необходимых решений;- контролирование действий своего собеседника, т.е. контроль, корректировка, анализ его или ее действий; - способность формировать собственные мысли без ошибок в соответствии с поставленной задачей и имеющимися условиями взаимодействия;- овладения формами речи в сочетании с грамматической и синтаксической нормой русского языка [Асмолов А.Г., Барменская Г.В.].Таким образом, можно сделать вывод, что УУД детей младшего школьного возраста состоит из следующих блоков, а именно личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный, которые взаимообусловленными и взаимовлияющими. Личностные УУД включают в свою структуру личностное, жизненное и функциональное самоопределение, смысловое образование и морально-этический анализ пройденного учебного материала. В начальных классах самостоятельное определение, осмысление и морально-этический анализ детьми своих способностей находит свое проявление в личной готовности к школьному обучению, которая подразумевает под собой сформированную позицию детей, высокую мотивацию, а также психологическую и эмоциональную подготовку.