Публикации
В гости к бабушке Арине
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: В гости к бабушке Арине
Автор: Рычкова Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: В гости к бабушке Арине
Автор: Рычкова Наталья Николаевна
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ»«В гости к бабушке Настасье»Цель: способствовать созданию радостного настроения от участия в русских народных играх и забавах.Задачи: Образовательные:Продолжать знакомить детей с русскими народными играми и забавами;Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре.Развивающие:Способствовать укреплению здоровья детей через выполнение различных видов игровых заданий;Развивать основные физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений;Развивать чувство юмора, смекалку, воображение.Воспитывающие:Воспитывать интерес к русским народным играм и забавам, желание в них играть самостоятельно;Воспитывать морально-волевые качества: выдержку, чувство ответственности перед своей командой.Формировать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.Методы:Методы: словесный, игровой, наглядный, практический.Материал:Музыкальные инструменты –деревянные ложки.Клубочки для игры.Платок для игры.Самовар.Чашки.Ход развлечения:В группе раздается телефонный звонок, воспитатель берет трубку и разговаривает.Воспитатель, обращается к детям, говорит, что звонила бабушка Настасья. Она вяжет своим внучатам носочки, а у нее закончились нитки. Бабушка Настасья очень просит, чтобы мы пришли к ней в гости и принесли ниток.Воспитатель: Дети, поможем, бабушке Настасье, отнесем ей ниточки для носочков? Дети: Да.Воспитатель: Вставайте в пары и пойдем в гости к бабушке Настасье.Дети вместе с воспитателем проходят в музыкальный зал. Зал оформлен в стиле русской избы детей встречает бабушка Настасья (воспитатель, переодетый в русский народный костюм)Бабушка Настасья: Здравствуйте, ребятушки (кланяется) Я - бабушка Настасья. Как вас много, как хорошо, что вы в гости зашли! А я вот чай пью, да гостей жду.Дети здороваются с бабушкой Настасьей и тоже ей кланяются.Бабушка Настасья: Детки, а вы знаете, почему гость в избу входил с поклоном?Воспитатель: Поклоном люди выражают своё уважение к хозяевам.Бабушка Настасья: Правильно, в избах даже двери делали низкими, когда входишь в избу, хочешь - не хочешь, а обязательно хозяину поклонишься!Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном и говорили «Милости просим». А если гость заходил во время ужина, ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»Воспитатель: А чем бабушка Настасья гостей угощали? Бабушка Настасья: Всем, что есть в доме, обычно чаем с пирогами или блинами. Ой, что - то долго я вас на пороге держу, проходите, будьте как дома. Я вас очень ждала в гости, в избе порядок навела, пол подмела, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила, а печь затопить и испечь не успела.Нужно дров наносить, чтобы печь растопить. Вы поможете мне дров к печке наносить? (Дети отвечают.) Проводится игра «Принеси дрова»(дети выстраиваются в две команды, чья команда быстрее принесет дрова)Бабушка Настасья: Дрова принесли, сейчас печь растопится и пироги испекутся. А пока пироги пекутся, я вам расскажу, как в старые времена был обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали вечера вместе: устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть и себя показать. Кто вяжет, кто вышивает, кто шьет, а молодежь поет да танцует, да игры разные затевает. Весело было.Бабушка Настасья тяжело вздыхает, опускает голову.Воспитатель: Бабушка Настасья, что случилось, почему ты такая грустная?Бабушка Настасья: Я собралась своим внучатам дорогим носочки связать, а пряжа у меня закончились, что же мне делать?Воспитатель: Не переживай, бабушка Настасья, мы с детьми принесли тебе ниточки. Посмотри, какие красивые клубочки – синие и красные. Тебе нравятся? Ведь не зря в старину говорили: «Собрался в гости, неси подарок в горсти»Бабушка Настасья: Спасибо вам мои хорошие, я очень рада, что смогу связать своим внучатам красивые носочки в подарок. А пока, я предлагаю вам поиграть с моими красивыми клубочками!А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости, ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.Выходите, покажите своё мастерство, как музыка начнёт играть, надо ниточку в клубочек намотать. А как закончит музыка играть, значит, хватит вам и ниточку мотать.Понятно ли задание? Начинаем соревнование Игра «Клубочки»Бабушка Настасья: Милые мои! До чего весело - то с вами!Молодцы! Я когда молодая была, мы с подружками и ребятами после работы тоже любили хороводы водить, а еще плясать любили.Мальчик: Мы по улице гуляем, себе девиц выбираем.Ну-ка, девицы вставайте, дружно пляску начинайте!Дети исполняют танец « Кадриль»Дети садятся на стульчики, воспитатель обходит по кругу бабушку Настасью, любуется ее платком.Воспитатель: Бабушка Настасья, какой красивый платок у тебя.Бабушка Настасья: В старину все женщины на Руси носили платки. Их или просто накидывали на голову или плечи, или завязывали узлом под подбородком. В давние времена крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках, украшали их вышивкой и ленточками. Женщины берегли платки, чтобы не испортить, их даже никогда не стирали. А чтобы платок оставался чистым, его просто выветривали.Воспитатель: Дети, а вы знаете, что на Руси платок использовали не только как головной убор, но и с платками водили хороводы и играли в разные игры. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок.Бабушка Настасья: И я знаю одну такую русскую народную игру. А называется она «Горелки с платочком». Дети, вы хотите со мной поиграть в эту игру?Дети: Да.Музыкальная игра «Гори - горя ясно»Дети, становятся парами друг за другом и держатся за руки. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором говорят слова:Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Глянь на небо,Птички летят,Колокольчики звенят!Раз, два, три- беги!Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.Воспитатель: Бабушка Настасья, а мы с детьми очень бы хотели с твоим большим платком поиграть. Ты знаешь игру с большим платком?Бабушка Настасья: Конечно, знаю.Игра «Раз, два, три кто же спрятался внутри?»Бабушка Настасья: Вот платочек расписной, он волшебный, не простой. Буду с вами я играть, всех платочком накрывать.Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит- «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.Бабушка Настасья: Ох, утомилась бабушка, давно так не веселилась.Воспитатель: А ты бабушка Настасья посиди, отдохни. (Обращает внимание на стол, где лежит чугунок с деревянной ложкой)Бабушка Настасья, а что это у тебя такое на столе стоит?Бабушка Настасья: Ой, это я утром кашку ела. А чугунок с ложкой позабыла убрать.Воспитатель: Бабушка Настасья, а какая у тебя ложка красивая, большая.( берет ложку в руки и показывает детям)Бабушка Настасья: Да, ложка у меня красивая. Русские люди ели щи да кашу деревянными ложками, которые вырезали из дерева. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу. У каждого была своя ложка, её носили за поясом или в голенище сапога и ласково называли «хлебалочка», «едалочка». Дети в старину использовали ложки для игры: заворачивали ложку в лоскуток ткани, и она становилась ребёночком, её качали и пели колыбельные.Ребятки, я хочу вас научить одной игре с ложками, будете со мной играть? Может Оркестр Ложкарей сделать???Ложки спят на коленочках лежат (Дети сидят и держат в каждой руке ложку, положив их себе на колени)Вот проснулись, потянулись, (Поднять ложки перед собой, над головой, опустить перед собой)Друг на друга оглянулись. Завтракать они пошли, (Подносить по очереди ложку ко рту)Стали печь пирожки. (Ударять ложка о ложку, переворачивая их то вправо то влево)А потом пошли гулять (Ударять медленно ложками по коленям, то правой то левой рукой)Прыгать бегать и скакать (Ударять по коленям одновременно)По дорожке пробежали (Ударять быстро ложками по коленям)И нисколько не устали на качели сели, к небу полетели: (Стучать ложками перед собой)Вверх- вниз (Хлопнуть над головой, затем перед собой 2 раза)Вверх-вниз, и за спинку спрятались? (Спрятать ложки за спину)Надо ложки поискать, с кем же будем мы играть?Солнце за гору зашло ложкам спать пора давно, вы к столу все подойдите Ложечки вы положите. (Качаем сложенные вместе ложки, относим на стол)Бабушка Настасья: Играете, вы ребятушки хороша, а плясать то вы умеете?Дети: Да!Бабушка Настасья: Умел народ трудиться - умел и веселиться!Воспитатель: А ну, народ, становись в хоровод! Хоровод « Вейся, капустка»Бабушка Настасья: Да девчата все у нас примечательные.И ребята все у нас замечательные.А успех их здесь не мелочный,Значит вкусен русский чай - посиделочный.Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.По ходу рассказа Бабушка Настасья накрывает стол и расставляет атрибуты.Стол накрывался скатертью (накрывает стол скатертью).На середину его ставили самовар (ставит самовар).Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками (ставит чайник, затем сахарницу).Затем баранки, бублики, сладости (ставит бублики, баранки, сушки). В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара.(Ставит чашку, показывает как наливался чай)По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.Бабушка Настасья: Чувствую, ребятки, поспели мои пироги. (Подходит к печи, смотрит, достает пирог) Пироги то горячие, ребятушки, пока пироги стынут, предлагаю сыграть в еще одну игру, пирог называется. Хотите в нее поиграть?Дети отвечают.Игра «Пирог»Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:Да экий он высокинький,Да экий он широкинький,Да экий он мякошенький,Режь его, да ешь.Во время пения, при словах «высокинький» - поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».Воспитатель: На посиделках побывали, в игры русские играли! Пора нам бабушка прощаться, пора нам в группу возвращаться.Бабушка Настасья: Но по старинному обычаю, гости не уходили без подарков! Спасибо вам, ребята, за всё! Примите от меня гостинец, пирожки вкусные! Приходите ко мне в гости опять! Буду вам очень рада! До свидания!Благодарят бабушку, прощаются и возвращаются в группу.Воспитатель: (в группе) Молодцы, задорно поиграли - удаль свою показали!Вот так веселился народ в старину. А мы к столу всех приглашаем, пирогами бабушки Настасьи угощаем! Подходите, подходите! Угощение берите! Чаем запивайте, бабушку Настасью добрым словом вспоминайте! В конце Цветик-семицветик (рефлексия)Способы поддержки и развития детской инициативы, используемые в практике дошкольного образования:Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идейЭкспериментирование – практические действия для конкретизации понятийСюжетное обыгрывание макетов жизненных пространствМоделирование разных устройствИгры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение целиОбразно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детейИгры‐ представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическими фольклорным произведениямИспользование алгоритмов при создании разных целостностейСоздание воображаемых миров