Публикации "Перелётные птицы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Перелётные птицы"
Автор: Армбристер Ирина Александровна

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме «Перелётные птицы» Цель: Расширение и активизация  словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения работать со схемами, развитие звукового анализа.Задачи:Коррекционно- обучающая:
  • активизация и расширение словаря по теме;
  • развитие навыка словообразования;
  • упражнение  в построении  предложений;
  • развитие звукового анализа;
  • Коррекционно - развивающая:
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • Коррекционно - воспитательная:
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать  ответы товарищей.
  • Предварительная работа: беседа о перелетных птицах, рассматривание иллюстраций, чтение стихов о перелетных птицах, наблюдение за птицами во время прогулок, разучивание пальчиковой игры "Птенчик", подбор  и изготовление материала для занятия.Оборудование: ноутбук, презентация, мяч, аудиозапись с голосами птиц, разрезные картинки по теме, макет дерева, силуэты птиц, медали для поощрения.НОД1. Мотивационно-побудительный этап. (слайд 2)1. Совместная деятельность логопеда с детьми:Упражнение "Мы идём в лес".В лес весенний на прогулкуПриглашаю вас пойти.Интересней приключеньяНам, ребята, не найти.Друг за дружкой становитесь,Крепко за руки беритесь.По дорожкам, по тропинкам,По лесу гулять пойдем.Может быть, в лесу весеннем,Перелётных птиц найдем.Самостоятельная деятельность детей: дети берутся за руки и за логопедом идут  шагом - «змейкой» между разложенными на полу цветами.2. Упражнение «Сядет тот, кто повторит ряд слов».Совместная деятельность логопеда с детьми: логопед произносит ряды слов.Самостоятельная деятельность детей: дети называют ряды слов и отвечают на вопросы.Сядет тот, кто повторит  ряд слов.Аист, гусь, пеночка;Журавль, гусь, трясогузка;Цапля, соловей, лебедь;Грач, скворец, кукушка;Ласточка, удод, иволга;Пеночка, утка, лебедь;Соловей, цапля, кукушка;Трясогузка, аист, чиж.Кого мы сейчас называли? (Птиц). Какие это птицы? (Это перелётные птицы).    2. Основной. (слайд 3,4)Совместная деятельность логопеда с детьми: логопед показывает картинки, задавая вопрос «Что это?»Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, называя «признаки весны», названия весенних месяцев.1. Сюрпризный момент.– Я сегодня получила письмо. Не знаю, кто его прислал, но оно адресовано детям  детского сада 45 подготовительная к школе группа. Значит нам. Интересно? (Да). Тогда надо прочитать его?(слайд 5)«Привет, ребята!Девочки и мальчики, если хотите узнать, кто прислал вам письмо, то выполните все задания по порядку».Ребята, а вы хотите узнать, от кого оно? Тогда  внимательно слушайте задания, а за каждый правильный ответ вы получите птицу.  После занятия все ваши птицы и цветы окажутся на чудесном весеннем дереве.Самостоятельная деятельность детей: дети слушают и отвечают на вопросы.2. Беседа о перелётных птицах. – Откуда прилетают птицы весной? (Из тёплых стран). Почему они улетали? Как вы думаете, почему их называют перелётными? Что общего у птиц? (голова, туловище, шея, крылья, хвост,  клюв, перья, пух, лапы,  грудь). Чем они отличаются? (размером, голосами, опереньем, окраской).3. Упражнение «Кто, как кричит?» (слайд 6)
  • Аист - … (трещит).
  • Гусь (что делает?)- … (гогочет).
  • Лебедь - … (трубит).
  • Селезень - … (крякает).
  • Журавль - … (курлычет).
  • Соловей - … (поет).
  • 4.Упражнение «Кто, где сидит?» (слайд 7)Посмотрите на картинки и ответьте «Кто, где сидит?» Ответы детей:Пеночка сидит на земле;Ласточка сидит на проводе;Скворец сидит на скворечнике;Трясогузка сидит на пеньке;Кукушка сидит на ветке;Грач стоит на траве;Соловей сидит на дереве.5.Игра «Путаница».Помогите мне разобраться?Наступил первый весна день. - Наступил первый весенний день.Дует теплый весна ветер. - Дует теплый весенний ветер.В небе светит яркое весна солнце. - В небе светит яркое весеннее солнце.На полянах расцветают первые весна первоцветы. - На полянах расцветают первые весенние первоцветы.Все птицы поют весна песню. - Все птицы поют весеннюю песню.Все живое радуется весне. 6.  Игра «Скажи, какой, скажи какая». (слайд 8)
  • У цапли длинные лапы (какая цапля?) - Длиннолапая цапля.
  • У аиста красный клюв (какой аист?) - Красноклювый аист.
  • У лебедя белые крылья (какой лебедь?) - Белокрылый лебедь.
  • У чижа жёлтая грудь (какой чиж?) - Желтогрудый чиж.
  • У ласточки чёрная голова (какая ласточка?) - Черноголовая ласточка.
  • У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка?) - Длиннохвостая трясогузка.
  • 7.Игра с мячом «Назовите ласково».
  • Пестрая  утка - … (пестренькая уточка).
  • Серая кукушка - … (серенькая кукушечка).
  • Шустрая трясогузка - … (шустренькая трясогузочка).
  • Добрая птица - … (добренькая птичка).
  • Короткий хвост - … (коротенький хвостик).
  • Тонкая шея - … (тоненькая шейка).
  • Белое крыло - … (беленькое крылышко).
  • Острый клюв - … (остренький клювик).
  • 8. Игра «Узнай по голосу». Совместная деятельность педагога с детьми: логопед включает аудиозапись с голосами птиц.Самостоятельная деятельность детей: дети внимательно слушают голоса птиц (аудиозапись), показывают свою картинку с изображением птицы  и говорят, как она называется.9.Игра «Скажите наоборот». (слайды 9-15)
  • У жаворонка туловище мелкое, а у грача … (крупное).
  • Журавль большой, а соловей … (маленький).
  • У аиста клюв длинный, а у соловья … (короткий).
  • У трясогузки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
  • У пеночки хвост короткий, а у трясогузки …(длинный).
  • У соловья серая грудка, а у ласточки …(белая).
  • Аист белый, а грач …(черный).
  • 10. Упражнение «Так бывает или нет»- Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле. Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? (Нет). А кто высиживает яйца? (Птицы). Из яиц птиц   вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? (Нет!) Из яиц птиц вылупились …(кто?)  (птенцы)ети сделали для аистов скворечники? Так бывает? (Нет!) Для кого дети сделали скворечники (Для скворцов). Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет? (Нет!) Чем покрыто тело птицы? (Опереньем). Медведи строят  гнезда. Так бывает или нет? А как бывает? (Птицы строят гнезда). Скворец живет в будке. Так бывает или нет? (Нет!) А как бывает? (Скворец живет в скворечнике).11. Упражнение   «Звуковая дорожка». (слайд 16)Совместная деятельность педагога с детьми: логопед показывает картинку  (журавль, синица, грач, кукушка, чиж, жаворонок, гусь, скворец).Самостоятельная деятельность детей: дети называет первый звук в слове и дают его характеристику.12. Игра «Сложите картинку».Совместная деятельность педагога с детьми: логопед предлагает детям разрезанные картинку с изображением птиц.Самостоятельная деятельность детей: дети собирают картинку из частей и называют птицу.- Вы молодцы, выполнили все задания! Сейчас вы узнаете от кого нам пришло письмо.- Кто же у нас? (Скворец) (слайд 17)- Так значит, это скворец принес нам письмо.Рефлексивный этап.Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы, совместно с детьми подводит итоги, называет победителей.Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, подсчитывают количество птиц, наклеивают птиц на весеннее дерево. -Сегодня мы очень много говорили о перелётных птицах. Чем можно помогать птицам? (подкармливать их зимой, делать им скворечники, и т.д.).- Посчитайте, сколько у каждого из вас птиц.Отмечаются трое детей, набравших большее количество птиц (им выдаются медали с изображением птиц).Дети наклеивают птиц на  весеннее дерево.