Публикации
Консультация
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация
Автор: Армбристер Ирина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация
Автор: Армбристер Ирина Александровна
Консультациядля педагогов на тему: «Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»Определение понятий «культура поведения», «этика».Культура поведения как действенное проявление уважения к окружающим.Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность устойчивых форм повседневного поведения в быту в общении, в различных видах деятельности.Объектом изучения этики служат мораль и нравственность, т.е. это учение о том, как нужно вести себя в обществе друзей и близких.Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь, подкрепляет их.Нравственные чувства отражают общественную мораль (в отличие от эгоистических чувств, отражающих лишь личные интересы). Правила, требования, мотивы поступков, базирующиеся на нравственных чувствах, в основном понятны дошкольнику, поскольку с первых лет жизни связи его с окружающим достаточно разнообразны. Поэтому с полным правом можно говорить об особой роли чувств в воспитании ребенка вообще и культуры поведения в частности.Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение ряда принципов.1. Системность.Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего процесса. Целесообразно проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Что же касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в утренние время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.2. Опора на положительное.Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.3. Гуманизация воспитательного процесса.Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.4. Личностно-деятельный подход.Воспитатель должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы; постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выяснять и устанавливать причины, которые могут помешать достижению цели, максимально опираться на собственную активность личности; сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело организовать и направлять ведущую к успеху деятельность.5. Единство воспитательных воздействий.Все лица, причастные к воспитанию, должны действовать сообща, предъявлять воспитанникам согласованные требования, идти рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Надо сложить действие всех сил.Воспитатель в своей работе опирается на деятельностный подход. Это значит, что педагогическим средством воспитания служат разные виды деятельности детей (познавательная, игровая, самостоятельная). Приобретенный опыт служит основой для осуществления целостной деятельности формирования культуры поведения. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Задачи по формированию культуры поведенияу детей дошкольного возраста:формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни; учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; познакомить с правилами культуры поведения; воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей. Педагогические условия воспитания культуры поведения у дошкольников:речевая и поведенческая культура взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей); продуманная, рациональная организация образа жизни детей в детском саду; разнообразная предметно-развивающая среда, удовлетворяющая актуальные потребности дошкольников в общении и деятельности, интересы мальчиков и девочек; взаимодействие педагогов и родителей дошкольников в воспитании поведенческой культуры привычек, выработке единых позиций и согласованных действий с учетом индивидуальных особенностей детей и освоении культурного опыта; проектирование содержательной жизни детей, «событийного сценария», обеспечивающего накопление опыта переживаний, участие в эмоционально насыщенных ситуациях нравственного поведения, дружеских контактов, уважения к другим людям, а также развитие собственного достоинства. Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе — чувство собственного достоинства и даже самоуверенность или, напротив, чувство неуверенности в своих силах.Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства, например уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью.В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания все же не решить. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходима также «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестает быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения. Это, в свою очередь, служит основой для оценки динамики развития ребенка и корректировки дальнейшего процесса воспитания.Наблюдая за детьми, воспитатель одновременно старается определить, насколько типичен для ребенка тот или иной проступок (грубость в разговоре с товарищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на просьбу убрать на место игрушки и т. п.), стремится вовремя заметить все то новое, чем овладел его воспитанник.Чтобы лучше узнать ребенка, педагогу необходимы сведения о его поведении дома. Поэтому до начала учебного года следует обязательно посетить семьи тех детей, которые должны впервые прийти в детский сад. Это даст возможность познакомиться с членами семьи, выявить условия жизни малыша, особенности и традиции воспитания, пообщаться с ним в привычной для ребенка обстановке.Но этим контакты с семьей, конечно же, не должны ограничиваться. Необходимы плановые посещения семьи - примерно два раза в год. Они дают возможность направлять родителей на правильное решение конкретных вопросов воспитания своего ребенка.Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо воспитывать положительное доброжелательное отношение к окружающим его взрослым, желание охотно выполнять их требования, также вежливое обращение со сверстниками, бережное отношение к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании.В раннем возрасте закладываются основы доброжелательных отношений между детьми. Это умение играть, не мешая друг другу, проявлять сочувствие, делиться игрушками, согласовывать свои действия с действиями других детей. Даже самый маленький ребенок обычно положительно настроен по отношению к партнеру, и проявляет интерес не только к нему, но и к предмету, с которым тот действует. Но вначале (в возрасте 10 месяцев - 1 года 2 месяцев), не умея просить, и не зная, что такую же игрушку можно найти в манеже или на полочке, ребенок берет ее у соседа и с удовольствием проделывает только что увиденные действия.Чтобы это пока безобидное проявление невоспитанности не превратилось в отрицательную привычку, нужно, чтобы дети умели соблюдать правила поведения в группе. Ребенка постепенно приучают делать не только то, что можно, что нравится, но и то, что нужно, хотя и не хочется, воздерживаться от того, что хочется, но нельзя, спокойно подождать, пока взрослые пригласят за стол, подвинуться на диванчике, чтобы дать возможность сесть другому. Надо, чтобы дети знали, что плохо (мешать, сорить, кричать, ломать), а что хорошо (убирать на место игрушки, помогать друг другу и т.п.).Для формирования доброжелательных отношений детей друг к другу большое значение имеет правильная организация обстановки, в которой играют дети, подбор игрушек. Если малышей до 1 года 1 месяца - 1 года 2 месяцев держат в манеже и в комнате, где находятся дети второго и третьего года жизни, не соблюдается порядок в расположении игрушек, у них возникает отрицательная привычка отнимать их друг у друга. Ведь они не знают, где найти предмет или его часть, необходимые для продолжения игры. Целлулоидные и полиэтиленовые игрушки, обычно изображающие стилизованных животных, чаще всего используются детьми как куклы. Поэтому, если в группе, где воспитываются дети старше 1,5 года, нет посуды, кукольной мебели, одеял, тележек, т.е. нет ничего, кроме полиэтиленовых игрушек, дети почти не играют с ними и, не зная, чем заняться, ссорятся. На развитии совместных игр детей третьего года жизни отрицательно сказывается отсутствие в группе крупных пособий (типа плиты, стола для кормления кукол), около которых могут одновременно играть двое-трое детей.Одна из задач воспитания детей первой младшей группы — формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владения различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда — особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит и непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах со взрослым. От того, как сложатся и будут развиваться отношения малыша со взрослыми, во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма, столь важное для человека. Не менее важно привить интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь им, а позднее - и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умения преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувства благодарности за заботу и уход, послушания и чувства симпатии, дружелюбия к детям и взрослым — все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в первой младшей группе детского сада.Культурно - гигиенические правила. Методы и приёмы формирования у детей культурно- гигиенических навыков и привычек.В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определенным образом. Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. Недооценка педагогом перечисленных условий может привести не только к потере детьми уже начавших закрепляться полезных привычек, но и к возникновению у них чувства неудовлетворенности.Следует помнить также, что у ребенка очень рано, уже на первом -втором году жизни, в силу особенностей его нервной деятельности, при неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки (сосание пальцев, отказ умываться, пользоваться горшком, засыпать только при укачивании, брать пищу руками из тарелки, крошить хлеб, кричать и падать на пол, требуя желаемого, и др.).Важной задачей в работе с детьми первой младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков — опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.Чтобы дети могли освоить культурно-гигиенические навыки необходимо, чтобы мебель и оборудование соответствовали физиологическим установленным нормам. В групповых и других помещениях должны быть созданы все условия для успешного воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения: наличие веников для очистки обуви перед входом в детский сад, щеток для чистки одежды в раздевальной комнате, зеркал и индивидуальных расчесок в верхних ячейках вешалок для полотенец, фартуков для дежурных по столовой и т.п.Желание ребенка выполнять требуемое правило (есть аккуратно, мыть руки до появления пены и т. д.) во многом определяется связанным с этим действием чувством приятного или неприятного. Поэтому так важно, чтобы посуда, кусочки мыла, веники, совки, лопатки и другие вещи и инструменты были красивыми и удобными в пользовании. Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка - признак высокой общей культуры дошкольного учреждения. А она, в свою очередь, важное условие эффективности воспитательного процесса.Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни — стремление к самостоятельности.Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание и т.д., доставляют ребенку радость; дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия членят на несколько операций. Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо вытирает.Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время остается. Поэтому надо умело направить усилия детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения: «Посмотрите, дети, как быстро и чисто Таня вымыла руки. Теперь, Таня, покажи, как ты умеешь их вытирать» и т.п.Другой весьма эффективный способ усвоения навыков – использование игр (с куклой, водой и т.п.). Для укрепления навыка малыша следует поощрять за удачно выполненные задания. Для освоения малышами приемов одевания можно включить в игру больших кукол с наборами одежды. Надевая на них рубашку и штанишки, сандалии, шапку, дети быстрее научатся одеваться сами. На одежде детей должны быть пришиты петельки. Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду.Целесообразно проводить коллективные игры-занятия, игры упражнения, которые помогают воспитателю выравнивать уровень овладения навыками каждым ребенком. В эти игры-занятия можно включать разнообразные предметы, игрушки (расчески, носовые платки, столовые приборы, щетки и подставки для обуви, зеркало, картинки, фотографии, диафильмы и т.д.). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Воспитатель показывает каждому малышу имитирующие действия с реальными предметами, которые в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах.Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях.Содержание понятия, «культура общения».Педагогические условия воспитания культуры общения. Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками.Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направление на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми (по классификации М.И.Лисиной): ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они с нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится: что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.Педагогические условия воспитания культуры общения:оценка педагогом эмоциональных проявлений ребенка: с каким настроением он чаще всего приходит в группу, насколько комфортно он чувствует себя в детском саду; общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми: умение вступать в контакт, учитывать эмоциональное состояние партнера по общению, соблюдать правила культуры общения, освоение игровых и коммуникативных умений; личностные черты поведения: доброжелательность, дружелюбие, активность; умение воспитателя правильно оценить индивидуальные особенности каждого ребенка для выбора адекватной тактики в воспитании культуры общения и поведения. Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.Игра - педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Психологическое воздействие игры - это развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируются начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. В игре происходит развитие различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.Цель игры, два аспекта цели: познавательный (обучение способам действия с предметами), воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми). В игре существуют игровые правила: правила действия и правила общения. Воспитатель должен осуществлять правильный подбор игр в соответствии с возрастом ребенка, их проведение и анализ результатов. Он должен использовать такие виды психоразвивающих игр для детей дошкольного возраста как, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования, индивидуальные и совместные игры.Педагогическое воздействие воспитателя в ходе общения с ребенком: прямое (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.), косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку). Должны использоваться эмоционально-положительные формы общения. Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) - моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играют важную роль в процессе общения.Должны использоваться методики обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др.; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; узнавание детьми эмоций, их анализ и сравнение; методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунках, свободное и тематическое рисование, музыкальное сопровождение.Все это развивает культуру общения детей как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей и возможностей детей.Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.Для определения достигнутого в воспитании культуры деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективе сверстников.Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. В результате, дети старше четырех лет в своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить поделки для игры, в подарок маме, малышам.Важной задачей нравственного воспитания является формирование у детей дошкольного возраста психологической готовности к труду. Интерес к тому, что делают взрослые в детском саду, дома, охотное выполнение поручений воспитателя, няни, родителей, посильную активность, а затем и самостоятельность в одевании, еде и в других режимных процессах можно воспитать уже в возрасте 1,5-3 лет.Добиться этого можно при условии, если учитывается возрастная активность детей, решается задача формирования у них посильной самостоятельности в быту (в самообслуживании), в играх и на занятиях. Самостоятельность - важнейшее качество формирующейся личности, ее потребность. Если недоучитывать это, к концу третьего года у ребенка может возникнуть «кризис поведения», выражающийся во вспышках негативизма, капризах.Режимные процессы — умывание, одевание, сон, питание и т.д. - предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.По мере закрепления соответствующих навыков «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется. Так, собираясь на прогулку, надо не только, не отвлекаясь, одеться самому, но и помочь товарищу. И как приятно обратиться с просьбой к другу, поблагодарить его за услугу и предложить свою помощь: «Валя, завяжи мне, пожалуйста, шарф... Спасибо... Теперь давай я тебе завяжу!»Время от времени воспитатель должен специально варьировать обстановку, в которой дети едят, моют руки, одеваются:— Дети, сегодня мы празднуем день рождения Светы, Валерика и Толи! Столы составим в одну линию; положим фрукты и сладости в вазы.Подобная вариативность условий придает усвоенным навыкам большую гибкость, осознанность и тем совершенствует всю систему нравственного поведения ребенка.У детей на четвертом году жизни продолжает формироваться самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям). Постепенно детям предоставляется все большая самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.Наблюдения показывают, что не все дети соблюдают порядок в группе: зная, что игрушки надо убирать в «домики», все-таки их не убирают. Не всегда делают это некоторые дети, и после напоминания педагога. Если же педагог, используя игровой прием, говорит, например: «Ребята, машина не в гараже, она промокнет под дождем, давайте ее уберем», и сам включается в игровой процесс, дети откликаются более охотно. Иными словами, взрослый, привлекая различные средства и используя различные формы, должен тонко и ненавязчиво, но настойчиво побуждать детей к действиям до тех пор, пока они не привыкнут самостоятельно выполнять работу.Развитие детей идет не только в бытовой деятельности и труде, но и в условиях обучения на занятиях. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным и содержательным занятиям.Важно, чтобы педагогическая задача и методика ее решения соответствовали фактическому уровню развития ребенка, их возрастным возможностям. Если задание слишком простое или слишком сложное, то интерес к нему у ребенка пропадает. Большую роль при проведении занятий с детьми раннего возраста играют предметы, пособия, которые педагог использует в занятии. Они должны быть яркими, привлекательными, вызывающими интерес у детей.Но маленьким детям недостаточно только видеть предмет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему в раннем возрасте ведущим методом обучения является наглядно-действенный. При использовании данного метода детям предоставляется возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, отвечать на вопросы, т.е. проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету.Эффективность занятий определяется умением детей применять полученные знания в самостоятельной деятельности.При формировании культуры общения и поведения необходимо придерживаться определенных этапов:I этап: Диагностика сформированности уровней культуры поведения.Методика № 1. Изучение коммуникативных умений.Цель: выявить сформированность коммуникативных умений у детей.Методика № 2. Изучение организаторских умений детей в совместной деятельности.Цель: выяснить степень сформированности организаторских умений ребенка в совместной деятельности со сверстниками и влияние этих умений на взаимоотношения со сверстниками.Методика № 3. Изучение навыков культуры общения.Цель: выявить навыки культуры общения ребенка, выяснить какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками, как часто возникают конфликты и как ребенок их решает.Методика № 4. Серия бесед на тему «Культура поведения, речи детей».Цель: выявить знания детей о культуре поведения в различных ситуациях, уступать друг другу, поступиться со своими желаниями в пользу товарища; выявить понимание детьми слов дружба, товарищество, честность.II–III этапы: Задачи, содержание и методы по формированию культуры общения и поведения, процесс их формирования.Таблица 1.Педагогические методы и приемы формирования культуры общения и поведенияв различных видах детской деятельности.При этом, организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности в освоении детьми правил культуры общения и поведения:1-й шаг. Привлечение внимание детей к проблеме, к соответствующему правилу и способу культуры поведения.Задача педагога: вызвать у детей интерес к поведенческой проблеме, желание разрешить возникшую ситуацию.Действия педагога: введение в ситуацию, рассказ воспитателя или игрового персонажа, показ инсценировки, видеосюжета, картинки. 2-й шаг. Обсуждение с детьми проблемы (события, ситуации).Задача педагога: вызвать у детей желание высказаться, обратиться к своему личному опыту в аналогичной ситуации.Действия педагога: постановка проблемных вопросов, обращение к чувствам и переживаниям детей, привлечение примеров из личного опыта (детей в группе, самого педагога, детей из другого детского сада), нацеливание на различные варианты решения проблемы (как поступить). 3-й шаг. Формулирование правила поведения в подобных ситуациях и обстоятельствах.Задача педагога: побуждать детей самостоятельно сформулировать правило и перечислить соответствующие способы поведения.Действия педагога: поддержать самостоятельность детей, поощрять активность в высказываниях, предлагать для обсуждения разные варианты, дать окончательную формулировку правила. 4-й шаг. Наглядная фиксация правила и способов его выполнения.Задача педагога: пробудить фантазию детей, активность в поиске формы наглядной фиксации правила и способов его выполнения.Действия педагога: поощрять инициативу и активность детей, предлагать разный материал для осуществления замысла и предложений детей (краски, фломастеры, трафареты, картинки, символические изображения).5-й шаг. Практическое разыгрывание ситуаций общения или поведения, связанных с выполнением правила.Задача педагога: упражнять детей в практическом выполнении правил для разрешения ситуации.Действия педагога: создать проблемно-игровую обстановку, вовлечь детей в ситуацию общения, оказать при необходимости поддержку в выборе способа разрешения проблемной ситуации, включить их в обсуждение.6-й шаг. Эмоциональное завершение ситуации.Задача педагога: закрепить положительное эмоциональное впечатление детей, нацелить на самостоятельное выполнение правила в общении и поведении.Действия педагога: выразить свое удовлетворение действиями детей и закончить эмоциональным моментом – песней (например, «От улыбки станет всем светлей») или общей игрой.IV этап: Взаимодействие с родителями по формированию культуры поведения у детей.Большое место в организации взаимодействия занимает общение педагогов с родителями. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой детского сада на открытых занятиях, при посещении различных общих мероприятий; помещать информацию в «Уголке для родителей»; организовывать специальные экспозиции и выставки детских работ.Положительные результаты в формировании культуры поведения у детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества воспитателей и родителей. При этом целесообразно использовать как традиционные, так и новые формы работы.Родительские собрания проводятся групповые и общие. На собраниях можно информировать родителей о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими норм и правил культуры поведения.Беседы. Чаще всего предметом бесед могут стать детские страхи, отношение к ребенку сверстников, настроения и вкусы детей, их интересы и потребности. Мы можем порекомендовать такие темы для бесед:«Для чего нужна дружба?» «Как избежать ссор?» «Чего боится ребенок?» Индивидуальные и групповые консультации. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.Совместная деятельность. Можно организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Опыт организации такой работы с родителями показывает эффективность и результативность в формировании культуры поведения. Тематика:постановка общих спектаклей; изготовление коллективных панно по определенным темам и т.д. Тренинги. Новая и эффективная форма работы с родителями. Предложение родителям вместе обсудить какую-либо ситуацию. Тематика:«Ваш ребенок иногда не убирает за собой игрушки». «Игрушки в жизни ребенка». «Экспонирование семейных фотографий». В процессе работы с родителями педагог достигает единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказание большой помощи в формировании культуры поведения у дошкольников. Показателями эффективности проведенной работы будет повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания в беседах, многочисленные их вопросы к педагогу, обсуждение примеров из собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, а в итоге – положительные результаты в формировании культуры поведения и морального облика ребенка.Руководство поведением детей должно сочетать в себе контроль с представлением разумной самостоятельности. Только тогда возникают привычки нравственного поведения. Одно дело, когда ребёнок ведёт себя как надо, потому что находится под вниманием воспитателя и совсем другое, когда он так же ведёт себя в его отсутствие. Только в этом случае можно считать, что правила поведения, стали для ребёнка нормой. Постепенно у детей формируется привычка следовать требованиям культуры и в личном поведении и во взаимоотношениях с другими людьми. В итоге старшие дошкольники приобретают необходимую социальную компетентность, которая свидетельствует о готовности применить освоенные культурные умения и социально-ценностные представления в новых условиях школьного обучения.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.Буре Г.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М., Просвещение, 1979. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. С.В. Петерина.- М.: Просвещение, 1986. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб., Питер, 2013. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А. Марковой. - М., Просвещение, 1984. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.