Публикации Скоро в школу! Идём в первый класс!

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Скоро в школу! Идём в первый класс!
Автор: Тамара Бойхоновна Финогеева

Первый раз в первый класс …, или Родителям надо постараться. «Хотите ли, не хотите ли, но дело, товарищи, в томчто прежде всего мы родители, а всё остальное – потом».Школа дает очень многое, но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Сила взаимодействия семьи на человека огромна. Именно родители закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка. Воспитание в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Поступление в школу - новый этап в жизни вчерашнего дошкольника и его семьи. Задача родителей - создать благоприятные условия для ребёнка к обучению.Мамы часто говорят так: «Мы идем учиться», «Мы пошли в школу». Слово «Мы» отражает реальное положение дел, потому что родители маленького ученика волнуются едва ли не больше будущего школьника, вместе с ним собирают портфель, делают уроки, переживают за его ошибки и радуются первым успехам.Что должен знать и уметь будущий первоклассник? Этот вопрос начинает волновать многих родителей чуть ли не с пелёнок. Образование сейчас в большой цене. Главное и единственное пожелание, которое есть у школы к первокласснику, - он должен хотеть учиться. И здесь необходимо постараться родителям. Они должны его подготовить морально, физически, психологически. Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако, в семье не всегда правильно относятся к их решению, считая достаточным ознакомить ребёнка с простейшими навыками чтения, счёта, письма. На самом же деле данный вопрос следует рассматривать значительно глубже.В последнее время требования к уровню подготовленности ребёнка к школе значительно возросли. Обусловлено это явление, прежде всего, усложнившейся программой школьного обучения. На сегодняшний день существует множество различных вариантов подготовки ребёнка к школе: всевозможные детские центры, клубы творческого развития, частные репетиторы, школы «будущего первоклассника». Какой способ предпочтительнее? Для того, чтобы Ваш ребёнок успешно адаптировался к школе, необходимо посещение специальных подготовительных занятий в детской группе: в первую очередь, это нужно для социализации малыша (особенно, если ребёнок не ходил в детский сад). В игре, являющейся в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, формируются базовые коммуникативные и социальные навыки, помогающие в дальнейшей учёбе. Для того, чтобы малыш чувствовал себя более уверенно в первые школьные дни, хорошим вариантом является подготовка на базе того образовательного учреждения, в котором будет учиться Ваш ребёнок. Так, малыш познакомится со своими будущими учителями, узнает своих будущих одноклассников, постепенно будет привыкать к школьному распорядку. Как правило, занятия на базе школы длятся на протяжении года, поэтому к окончанию подготовительного курса школьные стены станут для Вашего малыша «родными», что снизит уровень тревожности и повысит мотивацию.В подготовке к школе важны не только базовые знания, которыми обладает Ваш ребёнок; огромную роль в успешной адаптации малыша играют психологические факторы, такие, как: мотивация, внутренняя позиция школьника, социализация. Часто родители неосознанно формируют у ребёнка неверную учебную мотивацию, что может привести к трудностям в дальнейшем обучении. К примеру, не стоит говорить ребёнку, что «В школу ходят, чтобы получать пятёрки» или «В школе будет весело, ты будешь постоянно играть с друзьями» и т.д. Данные высказывания рождают ложные представления, которые могут помешать детям правильно относиться к процессу обучения. Разумеется, сухой формулировки о том, что «В школу ходят для того, чтобы учиться» также недостаточно. Интерес к познанию нового нужно формировать постепенно, ещё до непосредственной подготовки ребёнка к школе.Следует уделить внимание соблюдению режима дня. Особенно это касается детей, не посещавших ДОУ. Если ребёнок не приучен ложиться и вставать в одно и то же время, ему крайне тяжело «включиться» в работу в классе, слушать и запоминать учебный материал. Нередко такие дети быстро теряют интерес к учёбе, переходят в разряд неуспевающих.Необходимо сформировать у детей умение внимательно слушать взрослого и чётко выполнять предъявляемые инструкции. Это является одним из важнейших факторов школьной зрелости.Дисциплинированность, аккуратность, умение спланировать свои действия – также имеет большое значение для успешного обучения. Учите ребёнка объективно оценивать плоды своего труда. Не захваливайте его и не допускайте излишней критики. Придерживайтесь   золотой середины.  Дети, которых слишком часто хвалят, да ещё не всегда заслуженно, приходят в школу с ожиданием признания своей исключительности от учителя и одноклассников. Не получая этого, впоследствии они теряют интерес к обучению, ухудшается успеваемость, растёт неудовлетворённость, возможны конфликты с учителем и сверстниками, которые заканчиваются, как правило, нервными срывами.  У ребёнка, которого хвалят редко, не хвалят вообще, либо часто критикуют, формируется комплекс неудачника. Со временем такой ребёнок уже и не старается сделать хорошо, не имея надежды добиться успеха. Со временем ситуация лишь усугубляется, если её вовремя не изменить.Бывает, что ребенок боится идти в школу. «В школе учительница строгая. Она меня ругать будет. Она мне двойку поставит». Причина такого отношения к учебе в школе чаще всего кроется в неправильном домашнем воспитании. Родители, стремясь показать ребенку, как надо и как не надо себя вести в школе, начинают запугивать его. Это очень вредно для всех и совершенно недопустимо по отношению к робким и не уверенным в своих силах детям. «Смотри, как ты неаккуратно сделал. В школе тебе за такую работу двойку поставят». После таких слов ребенку становится просто страшно идти в школу.Если ребенок не стремится в школу и не готов соблюдать школьные обязанности и правила, то как бы хорошо он ни умел читать и считать, он не сможет хорошо учиться.Для первоклассника процесс приспособления к новым условиям, к новому коллективу — достаточно трудный, поэтому ребенку необходима помощь взрослых. Для легкого и безболезненного привыкания ребенка к школе очень важно, чтобы отношения в семье были ровными, без ссор и скандалов. Конфликтные ситуации в семье, непонимание между родителями значительно затрудняют вхождение юного ученика в новую полосу жизни.Не надо брать с ребенка слово, что он обязательно станет отличником. Быть отличниками никогда не смогут все дети. Да и едва ли это самое важное. Только отсутствие завышенных требований и уверенность родителей в том, что учеба у ребенка наладится, в конце концов принесут свои плоды.Намного проще было бы сразу сформировать правильное представление о школе, положительное отношение к учителю, к учебе, книге.Существует множество методов, которыми успешно пользуются многие семьи. Это чтение всей семьей различных книг, составление личной библиотечки ребенка, и родительские рассказы о школьных годах, и т. д. Часто детский вопрос, одно из бесконечных «почему», может быть поводом для совместного поиска ответа в книге. Путь более трудоемкий на первый взгляд, он может превратиться со временем в исключительно полезную привычку «рыться в книгах» в поисках ответов на самые разные вопросы. Это «вечная» игра «в школу», для которой стоит создавать условия, и участие в ней родителей.Все эти моменты способны подготовить ребенка для созревания главного школьного качества – необходимости сделать то, что нужно, а не только то, что хочется. Результативность дошкольной подготовки зависит также от индивидуальных особенностей ребенка, систематичности игр-занятий, увлеченности родителей в процесс. Важно заранее выработать определенную внутрисемейную стратегию по тому, как подготовить ребенка к школе и подстраиваться под его интересы, а остальное – дело времени и терпения. Удачи!