Публикации ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательных процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательных процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности».
Автор: Гулина Людмила Михайловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ«Развитие познавательных процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности». Автор:Гулина Л М., воспитатель 1 квалификационной категории, г. Моршанск2020 г.Информационная картаСодержание1. Обоснование проекта……………………………………………………........61.1. Актуальность……………………………………………………….……….61.2. Гипотеза ………. ………………………………..…………………..….. .72. Цели и задачи……………………………………………………………..…...7 3. Инновационность проекта …………………………………………………. .8 4. Практическая значимость ………………………………................................ 95. Этапы проекта……………….……………………………… ……………......9 6. Механизм реализации проекта………………………………………………107. Оценка эффективности проекта.…………………………….…..…............. 128. Планируемые результаты……………………………………….……..........129. Вероятные риски и способы их компенсации………………………………1310.Перспективы развития инновации идеи проекта…………………………. 1311. Литература…………………………………………………………………...14 1. Обоснование проекта.1.1 Актуальность.Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение предается дошкольному образованию, так как именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом. Важно получение ребенком нового опыта понимания окружающего мира, создающего особенный тип мышления – исследовательский, творческий, креативный, научно-технический, что требуетразвития вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка. Кроме этого оптимальными условиями для развития детей старшего дошкольного возраста является возможность изучать окружающий мир самостоятельно, в рамках организованной развивающей среды, при наличии необходимого руководства. Именно всем этим требованиям соответствует эффективная инновационная технология «Тико — моделирование». Данная технология, предоставляя широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми, в игровой, коммуникативной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка, способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия. Таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Технология «Тико - моделирование» позволяет эффективно и последовательно, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, развивать, логическое мышление, память, внимание, креативные способностей детей. Ребенок приобретает умение ориентироваться в пространстве, определенные комбинаторные и конструкторские навыки. Все это способствует дальнейшей успешной самореализации и содействует развитию личности ребенка-дошкольника. Кроме того, актуальность технологии «ТИКО - моделирование» значима так как, объединяя игру с образовательной деятельностью, предоставляет возможность детям и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детям с опережающим развитием развиваться, обучаться каждому в своем темпе. Исходя из значимости актуальности использования технологии «Тико — моделирование», возникла идея проекта, которая заключается в применении данной инновации в содержании обучения и развития детей старшего дошкольного возраста. Данный проект можно рассматривать как опыт по организации образовательного процесса старших и подготовительных групп ДОУ с использования технологии «Тико — моделирование». Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для реализации проекта используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у детей опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники.Проект находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это касается задач по формированию у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и моделированию, развития их нравственных, интеллектуальных, качеств и целевых ориентиров, таких как обладание знаниями о научном мире, знакомство с объектами окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.).1.2. ГипотезаЕсли создать в образовательной организации оптимальные условия для самореализации воспитанников старшего дошкольного возраста в конструктивно – модельной деятельности с использованием различных видов конструктора «ТИКО», то это позволит обеспечить развитие их познавательных процессов, способностей.2. Цели и задачиЦель. Создание образовательного пространства для детей старшего дошкольного возраста, способствующего развитию познавательного интереса, способностей в процессе конструктивно – модельной деятельности воспитанников посредством технологии «ТИКО - моделирования».Задачи: - развитие у дошкольников мотивационной сферы – интереса к исследовательской деятельности и моделированию; - развитие у детей регулятивной структуры самостоятельной деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); - расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы, развитие художественно-эстетического вкуса; - развитие восприятия, памяти, воображения, мышления, речи и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение); - развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и пр.); - создание условий для творческой самореализации на основе предметно-преобразующей деятельности;- развитие умения мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных задач с разными вариантами ответов, установления причинно – следственных связей объектов и предметов; - обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной, успешной адаптации детей в школе.Для педагогов и родителей:1. Формирование навыков сотрудничества детей, педагогов, родителей как равных субъектов воспитательно - образовательного процесса. 2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ – участников реализации проекта.3. Инновационность проекта.Инновационность проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс старших и подготовительных групп ДОУ. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются развивающие, воспитательные и образовательные задачи. Организация процесса с использованием конструктора ТИКО обеспечивает высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития.Инновационная идея проекта заключается:- в оптимизации, структурировании новых форм, моделей, технологий образовательной деятельности;- в изменении подходов к организации конструктивной, познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности детей, - во внедрении в образовательный процесс современных комплексов игрового оборудования нового поколения. 4. Практическая значимость проекта. Практическая значимость проекта определяет сферу применения продукта проекта.1. Обеспечение качества образования (образовательная деятельность, воспитательная система). 2. Повышение рейтинга, имиджа учреждения, качества предоставляемых образовательных услуг. 3. Реализация инновационной деятельности, повышение профессиональной компетентности педагогов: индивидуальный инновационный стиль педагогической деятельности, повышение методической, психологической, исследовательской, педагогической культуры педагога. 4. Реализация приоритетных направлений и стратегий государственной политики в области образования. 5. Внедрение в образовательную деятельность ДОУ развивающих технологий нового поколения, способствующих развитию креативного мышления детей дошкольного возраста. Данный опыт по использованию технологии «ТИКО – моделирования» может воспроизводиться во всех старших и подготовительных группах детского сада.5.Этапы реализации проектаВсе виды работ проекта разделены на три этапа.6. Механизм реализации проекта.6.1. Психолого-педагогические условия:Реализация проекта предполагает наличие следующих психолого-педагогических условий:- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; - обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний; - ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями- сбалансированность репродуктивной деятельности (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт), в детской познавательной, исследовательской, творческой деятельности;- вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка;- развитие профессиональных компетентностей педагогов в аспекте развития способностей воспитанников посредством «ТИКО – моделирования».6.2. Концептуальные подходы к реализации проектаС помощью технологии «ТИКО - моделирование» формируются обучающие задания разного уровня. Каждый ребёнок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным. Разбивка заданий по блокам с усложнением задач планируется с учетом, как начального уровня знаний детей, так и в процессе обучения с учетом усвоения материала. Эффективность обучения зависит и от организации образовательной деятельности, проводимой с применением следующих методов. 7. Оценка эффективности проекта.Оценить эффективность проекта позволяют сравнительные показатели психологической и педагогической диагностики. Психологическая диагностика развития познавательных процессов проводится педагогом-психологом с использованием определенного набора методик, состав которых зависит от конкретных задач обследования. Планируемые результаты представляет не только в конкретных образовательных достижениях воспитанников, но и в виде базовых характеристик личностного развития и базовых компетенций ребенка.- ребенок способен к волевым усилиям, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать; - ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими.8. Планируемые результаты (в т.ч. выраженные в методической продукции).Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в ДОО условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе «ТИКО - моделирования» в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и расширения границ социализации ребёнка в обществе.Создание модели формирования навыков инженерно-технического творчества дошкольников посредством внедрения «ТИКО» технологии в образовательное пространство ДОУ. Получение дошкольниками конструкторских навыков; умение применять знания и мыслить логически. Увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к техническому творчеству. Увеличение количества детей, имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения Освоение педагогами новых технологий в ходе реализации проектаСистематизирование, обобщение опыта работы по внедрению и использованию «ТИКО- моделирования» в образовательном процессе.Перспективное планирование образовательной деятельности с использованием «ТИКО- моделирования» в старшей и подготовительной к школе группах.9. Предполагаемые риски при реализации инновационного проекта и предполагаемая возможность их устранения10. Перспективы развития инновации проекта после его реализации. 1. Расширение спектра образовательных услуг по формированию технических навыков 2. Широкое вовлечение родителей в решение проблемы. 3. Активное использование наработок проекта педагогами ДОУ в своей деятельности ЛитератураЛогинова И.В. «ТИКО – мастера». Программа дополнительного образования. для детей 3 7 лет. Режим доступа: ogo_obrazovaniya_detey_tiko_mastera/. (Дата обращения: 15.11.2018).Логинова И.В.Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2014Методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО Интернет-ресурсы / (ТИКО:программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.) Режим доступа: (Дата обращения: 15.11.2018)Фрейлах Н.И. «Методика математического развития» М.: Форум, 2015www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО» - ИПЦ Маска, 2013Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-нийи фак. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014