Публикации
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Автор: Майорова Татьяна Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Автор: Майорова Татьяна Васильевна
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙДоклад на педсовете подготовила воспитатель ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3»Майорова Татьяна ВасильевнаВ настоящее время, полное противоречий и тревог, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан, истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активнодействующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности. Оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. С этой точки зрения данная тема является востребованной и актуальной задачей. Она определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.В последнее время мы все чаще говорим о качестве обучения, при этом забывая о качестве воспитания. Вместе с тем при этом все больше уделяется внимания ценностям, которые должны быть положены в основу учебно-воспитательного процесса школы. Это, прежде всего духовно-нравственные ценности, которые так необходимы современному человеку. Развитие их в самосознании еще маленького человека, гражданина, принесет оздоровление всему живому: и человеческой душе, и Природе, будет способствовать восстановлению гармонии отношений духовно-нравственного и материального. Самые главные ценности, о которых мы должны говорить сегодня с современными школьниками — это Родина большая и малая, крепкая семья, добросовестный труд, здоровый образ жизни, учение и самообразование, любовь к Родине, к родному народу, родной культуре и почтительное отношение к памяти предков.В нашей стране вместе живут и трудятся представители свыше 120 народов с многообразием и взаимным проникновением национально-этнических культур, поэтому воспитывать детей надо на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Стратегия работы педагогов заключается в том, что любой ребенок должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в социум, поэтому правильно-организованная учебно-воспитательная работа в школе имеет большое значение. История Родины, родного края со всеми обычаями и традициями, во всем многообразии и красоте должна прийти к детям на урок. Духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к культурному наследию своего народа расширяет представление об окружающем мире, воспитывает положительную мотивацию, формирует правильное поведение. Вот почему так важно, чтобы дети наши как можно раньше соприкоснулись с тем добрым наследием, что оставили своим потомкам прадеды наши, веками отбирая все самое лучшее, бережно сохраняя, передавая его из поколения в поколение.Школа – учреждение светское. Наш долг – говорить о толерантности,воспитывать терпимость к особенностям других людей, рассказывать об этихособенностях.В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется имодель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир.Задача педагога помочь ребенку сориентироваться в обществе, что поможет ему в дальнейшей жизни. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации этой работы. В данном курсе важным представляется показать школьникам такие общечеловеческие ценности как: доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность.Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В настоящее время в обществе сложилась приоритетна ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.В наше время особенно очевидно, что без духовности, которую несет собой Православие, нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие–вечные ценности. И бездуховной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям.Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в школьном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда сердца открыты для добродетели. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.Детство–это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости итрусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – тонесправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.Дети еще только учатся соотносить имеющиеся у них представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением.В настоящее время большое внимание уделяется проблеме духовно –нравственного воспитания личности учащихся как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной молодежной политики.Этот вопрос на протяжении долгого времени остается актуальным. Подмена духовных ценностей материальными привела к духовно-нравственному кризису человека, утрате им ориентиров в этой области и, как следствие, деградации его базовых свойств: мышления, воли, совести, веры.Однако, для того чтобы поддерживать жизнь и работоспособность тела, человек должен жить в рамках законов физического мира. А чтобы поддерживать чистоту и крепость души, он должен жить в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания. Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда.В течение тысячелетия для любого русского, и не только, понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходили из православной веры. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительными в тоже время строгими нравственно возвышенным миром Православия, со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призвана православная культура. Ведущая педагогическая идея духовно – нравственного воспитания детей –приобщение школьников к нравственным и духовным ценностям православной культуры в целях воспитания, становления и развития высоко нравственного, творческого, компетентного гражданина России.Подготовительный. Общая тема: "Первые шаги в православныймир". На этом этапе закладываются основы духовно-нравственного восприятия жизни. Дети учатся отличать хорошие поступки от плохих, грех от добродетели, видеть красоту нерукотворного мира, знакомятся с основными православными праздниками.Учитывая,что в этот период для ребенка характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, детям предлагаются занимательные и поучительные рассказы, сказки, анимированные истории, используется большое количество иллюстративного материала. Обучение строится на образно-эмоциональномвосприятииребенкомокружающей действительности.Основными задачами этого этапа являются:Установление личных связей ребенка с православной культурой. Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира. Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры. Познакомившись с данной темой, дети узнали названия основных добродетелей и пороков, события Рождества и Пасхи, названия православных праздников и научились отличать хорошие поступки от плохих.Формирование основ православной культуры. Общая тема: "Мы и мир Божий вокруг нас"("Творец и творение"). На занятиях закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающей жизни, фундамента культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.Данный этап призван решить следующие задачи:Закрепление личных связей ребенка с православной культурой. Развитие основ аскетического восприятия действий человека в окружающем мире. Увлечениедетейэлементарнымиформами творческой деятельности на основе образцов православной культуры. В завершении этой темы дети знают христианское представление устройства мира, сюжеты Рождества Христова и Пасхи, двунадесятые и великие христианские праздники Православия, основные библейские сюжеты, основные добродетели, на которых строится путь восхождения к Богу, и умеют воспринимать каждого человека как ближнего.Формирование знаний о ценностях православной культуры. Общая тема: "Христианская религия и православная культура". На третьем этапе, когда ребенок уже имеет определенный багаж знаний, происходит знакомство с Библией, поиск ее скрытых смыслов, символики, прообразов.Данный этап призван решить следующие задачи:Обращать внимание на историко-социологические аспекты, на связь христианства ссовременностью. Развитие умения выявлять смысловое и символическое содержание текстов священного писания. Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры. К концу этого этапа дети знают библейские сюжеты, их символический смысл, имена святых праотцов, пророков, апостолов, умеют находить ветхозаветные прообразы, находить смысл в проповедях Спасителя.Формирование знаний об основных положениях христианского учения. Общая тема:"Догматическое учение православной церкви" К этому времени у воспитанников складывается достаточно целостная картина религиозного мировоззрения, уже приняты и осмыслены ценностные ориентации.В этот период важно формирование отношений:К Богу как Источнику целесообразности смысла; К себе как сотворцу Бога; К миру как к объекту своего служения в понимании того, что он может быть и должен быть преображен. По окончании вышеперечисленных этапов дети знают основные догматические положения Православной Церкви, символ веры, церковные таинства и их символический смысл, умеют распознавать догматическое учение в учениях святых отцов, отличать еретическое учение от православного. Таким образом, последовательно проходя все этапы обучения, воспитанники ищут свое место в общей картине мира, осознают себя и свою позицию в окружающей духовно-религиозно-нравственной социокультурной среде.Основными методами при знакомстве детей с основами православной культуры являются:наглядно-слуховой (использование наглядногоматериалаи слушание музыки); словесный (рассказ педагога, диалог, беседа и т.д.); практический (использование на уроках декоративно-прикладного творчества) ит.д. Основной формой обучения и воспитания является занятие, но также активно применяю экскурсии, конкурсы, концерты.Предполагаемый результат занятий :знание православной терминологии названия1-2 главных праздников, а для детей 2-4этапов обучения и их сюжетной линии скорость восприятия и переработки информации знание основных библейских сюжетов умение аккуратно выполнять работу навыки соблюдения техники безопасности эмоциональный самоконтроль креативность выполнения практического задания. Хотелось бы отметить, что наши дети — наследники богатейшей культуры — фундамента русской христианской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение православной традиции позволит ребенку почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность.