Публикации Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы
Автор: Наталья Владимировна Ревякина

Применение инновационных образовательных технологий
в преподавании русского языка и литературы
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты методика обучения в современной школе пережила сложный период. Произошла смена образовательной парадигмы: иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Эта проблема натолкнула меня на идею формирования своей методической копилки, тему которой можно сформулировать следующим образом: Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы. (Слайд 2) Это технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счёт снижения времени, отведённого на выполнение домашнего задания. Апробируя их в своей работе, заметила, что они реально позволяют учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;
- добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Хочу более подробно остановиться на применении проблемного обучения на уроках русского языка и литературы, который считаю одним из действенных способов повышения эффективности учебного процесса.
(Слайд 3) Проблемное обучение– это форма организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
(Слайд 4) Суть метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания.
Последовательность шагов при организации урока проблемного обучения это (Слайд 5):
Постановка проблемы.
Осознание, обсуждение проблемы.
Выработка возможных путей решения проблемы.
Выработка плана решения проблемы.
Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.
Ключевым звеном в проблемном обучении является создание проблемной ситуации.
Из опыта работы я выяснила, что существует несколько способов создания проблемной ситуации. Они обозначены на слайде (Слайд 6).
Проблемные ситуации возникают при отсутствии полной информации, при ее недостатке. В процессе поиска правильной гипотезы активизируется познавательная деятельность школьников.
Приведу фрагмент начала урока с использованием данной технологии (Слайд 7):
1) В начале урока, на этапе выведения темы, предлагаю карточку с заданием Вставь недостающее слово: впиши в скобках такое слово, которое подходило бы сразу и к слову слева, и к слову справа.
кровь ( ) цветок
солнце ( ) печь
диван ( ) хлеб
река ( ) небо
Говорю ребятам: Посмотрите внимательно на вставленные слова, и подумайте о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (о прилагательном)
1) О чём поговорим? о прилагательном
2) Чистописание пр
- Сходны ли буквы по написанию? (ответы детей)
3) Следующий этап: Повторение сведений об имени прилагательном.
- Что вы знаете об имени прилагательном? (часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? ...) прил. – признак предмета
- Проверьте, являются ли вписанные слова прилагательными. (дети подставляют вопросы - какая? красная, какое? горячее, ...)
4) На этапе подведения к изучению нового материала предлагаю составить и записать по два словосочетания с каждой строки. (дети начинают писать, возможно у них возникнут затруднения) ПРОБЛЕМА
По окончанию работы задаю вопросы:
- Одинаково ли вы использовали прилагательное каждой строки для слова слева и справа? (нет)
- Какая часть прилагательного изменялась? (окончание)
- Почему вы его изменяли? От чего это зависело? (возможно, дети ответят, что от рода существительного) (а возможно и не ответят) ПРОБЛЕМА
- Какой вывод можно сделать? (прилагательное изменяется по родам)
- Какая часть прилагательного изменяется? (окончание)
Итак, тема нашего урока…. Изменение имён прилагательных по родам
Далее, на этапе постановки цели урока, спрашиваю:
- Умеем ли мы изменять прилагательное по родам? (нет, надо поучиться)
- Чему будем учиться? изменять прил. по родам
- Что нужно знать, чтобы изменять прилагательное по родам? (какие окончания и вопросы у прилагательного по родам) (а возможно и не ответят) ПРОБЛЕМА
- Где мы можем взять эту информацию? (обратимся к учебнику, посмотрим в оглавление)
Еще один пример фрагмента урока по теме: Правописание приставок на з – с (Слайд 8)
На доске записаны слова в два столбика:
ниспослать – низвергнуть расписать – раззадоритьвспахать – взвалить воспеть – возложитьиспечь – издать
(провести диалог с членами жюри) Представьте, что вы ученики на уроке:
- Ребята, посмотрите на доску и подумайте, по какому принципу эти слова записаны в два столбика. Может быть, это разные части речи? Давайте определим… Мы видим, что данные слова являются глаголами. Тогда это слова-синонимы? Антонимы? Какие будут гипотезы? Давайте предположим, что они различаются по времени.
Согласны с этой гипотезой? Проверим, правильно ли наше предположение. Определим форму данных глаголов. Все глаголы – инфинитивы, а неопределенная форма не имеет времени. Значит, этот грамматический признак не подходит.
Может быть, это глаголы разного лица, числа? Но нам известно, что в инфинитиве ни лицо, ни число, ни время нельзя определить.
Какой еще признак не назвали? Вид глагола. Зададим вопросы к глаголам. Все глаголы отвечают на один вопрос – что сделать? Это глаголы совершенного вида.
Может, есть еще какой-то признак? Что можно предположить? Если известные грамматические признаки не подходят, обратимся к морфемному составу этих глаголов, ведь мы изучаем морфемику. Это однокоренные слова? Нет, но они записаны парами.
Попробуем произнести эти глаголы. В какой морфеме разное написание и произношение? Отличается ли написание от произношения? От чего зависит выбор согласной з-с в этих приставках?
Во время работы учащиеся обращаются к справочной и энциклопедической литературе, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний. Дети овладевают навыком планирования учебной деятельности по разрешению затруднительных ситуаций; умеют проводить первичные исследования, анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать.
На уроках литературы предлагаю детям оценить поступки героев литературного произведения с позиции автора, читателя, литературного критика, героя или персонажа произведения (даже неодушевлённого). Этот приём позволяет осмыслить произведение, задуматься над его идеей, авторским замыслом, высказать свое мнение, но необходимым условием является защита и аргументирование своей точки зрения.
Например, проблемная ситуация создаётся следующими вопросами:
- Кто главный герой романа А.С.Пушкина Капитанская дочка?
- А почему же тогда А.С.Пушкин назвал свой роман Капитанская дочка?
- Что хотел сказать этим автор читателю? Считает ли он образ простой девушки-трусихи, какой мы видим её на протяжении почти всего романа важнее образа Петра Андреевича Гринёва или Емельяна Пугачёва?
Или с удивлением представить противоречивые факты, столкнуть мнения учащихся при изучении рассказа Платонова Юшка:
Если бы те жители, кто каждый день обижали Юшку, знали бы, чем все закончится, изменили бы они свое поведение?
А можно предложить проблему с затруднением. Например, при изучении творчества А.И. Солженицына:
На приеме в Кремле Н.С. Хрущев назвал Александра Исаевича Солженицына Иваном Денисовичем. В чем причина? Ответ дадим в конце урока.
Эти приемы заставляю учащихся задуматься над темой урока, по-новому взглянуть на учебный материал, иногда получаются настоящие дебаты, которые запоминаются детям надолго.
Из вышесказанного следует, что слово учителя играет огромную роль в проблемном обучении. Оно рассматривается как обязательный компонент проблемных уроков, присутствует на уроке либо в виде монолога учителя, либо в рассредоточенной форме, когда формулируется проблема, а потом учителем организована исследовательская деятельность школьников. Проблемное слово служит для учащихся образцом научно-исследовательского высказывания.
На стадии рефлексии помимо широко известного синквейна (пятистрочные стихотворения) использую такой прием, как диаманта (семистрочные стихотворения по алгоритму (Слайд 9):
1.Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)
2.Два слова (определение; прилагательные)
3.Три слова (действие; причастия)
4.Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)
5.Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)
6.Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)
7.Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)
Для себя я определила следующие правила создания проблемных ситуаций (Слайд 10):
Во-первых, проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.
Во-вторых, хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков.
И в-третьих, проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
Таким образом, цепочка действий может быть выстроена следующим образом (Слайд 11):
Учитель
Создаёт проблемную ситуацию;
Направляет учащихся на её решение;
Организует поиск решения.
Ученик
Приобретает новые знания и способы работы с материалом;
Формирует своё отношение к проблеме.
Технологию проблемного обучения считаю результативной и здоровьесберегающей, ее применение способствует формированию более прочных знаний, умений и навыков, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения школьников. Ответив на проблемный вопрос, ученик совершает открытие и чувствует себя учёным, добившимся действительного понимания изучаемого материала. Работая в парах или в группах, дети сотрудничают при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, дискутируют, доказывают свою точку зрения (Слайд 12).
А минусы вижу в сложности подготовки к занятию; трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся. Требуется больше времени на достижение цели урока. Не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся.