Публикации Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ
Автор: Астапова Татьяна Васильевна Карпаева Ирина Георгиевна Костянова Елена Викторовна

Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохраненияи укрепления здоровья детей.Астапова Татьяна ВасильевнаКарпаева Ирина ГеоргиевнаКостянова Елена ВикторовнаУчителя-логопеды МБДОУ «ДС № 66 г. Челябинска»Тракторозаводский район, г. Челябинск «Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей». В данной статье представлены основные здоровьесберегающие приемы, формы и технологии, которые могут быть использованы учителями-логопедами и родителями в домашних условиях» Ключевые слова: здоровьесбережение, кинезиологические упражнения, биоэнергопластика.УДК 37 С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.         В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.         Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Приоритетным направлением работы, как учителя-логопеда, стали здоровьесберегающие технологии. Они помогают достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых трудностей, и способствуют общему оздоровлению детей дошкольного возраста.Актуальность данной темы определена такими нормативно-правовыми документами как:ФГОС ДО (п. 1.6) и Законом "Об образовании в РФ" Статья 41.ФГОС ДО (п. 1.6):ФГОС ДО направлен на решение таких задач, как1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;2) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.Закон "Об образовании в РФ" Статья 41. Охрана здоровья обучающихся:
  • организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
  • Положительный результат сохранения и укрепления здоровья дошкольников возможен при условии совместной работы сотрудников ДОУ и их родителей,   понимании  значимости и важности всех форм проводимой оздоровительной работы с детьми. Концепция современного дошкольного образования предусматривает сохранение и активное формирование здоровья и здорового образа жизни у воспитанников. Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию - это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции. Включая хорошо известные, новые, действенные здоровьесбережения в систему коррекционно-развивающего процесса, создаем психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах, и стараемся организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Использование учителем-логопедом здоровьесберегающих технологий является одним из важнейших средств коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Массаж, физминутки, релаксация, дыхательная, артикуляционная, зрительная и пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения являются неотъемлемой частью логопедической работы.       Здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Разнообразные методики позволяют укрепить здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни, стабилизировать психоэмоциональный фон, чтобы они могли полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную деятельность. Главными воспитателями ребенка являются родители. Его физическое состояние и настроение зависит от того, какое внимание они уделяют здоровью малыша, поддерживают ли режим, к которому он привыкает при посещении дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействуя с семьей дошкольников, учитель-логопед проводит работу по пропаганде здорового образа жизни, помогает осознать необходимость проведения мероприятий по укрепления здоровья детей и тем самым оказать помощь в преодолении речевых нарушений. При поступлении детей с тяжелыми нарушениями речи в группу компенсирующей направленности логопед в обязательном порядке проводит родительские собрания, на которых объясняет необходимость проведения с детьми артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики с целью укрепления мышечной системы, улучшения кровоснабжения и иннервации органов артикуляционного аппарата, что в дальнейшем облегчает для ребенка процесс устранения дефектов звукопроизношения. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Немаловажная, а скорее всего и основная, роль в логопедической работе принадлежит гимнастике и массажу. Логопедический массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие в целом на весь организм, а также способствует нормализации мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, уменьшению проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата. Выполняются мимические упражнения по предварительному показу взрослого, ребенка просят: надуть щёки, втянуть щёки; закрыть глаза поочерёдно; поднять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть. Ребёнку предлагается выразить мимикой и жестом одно эмоциональное состояние (радость, удивление, страх и т.д.). Применяемые в логопедической работе упражнения дыхательной гимнастики, координируют и ритмизируют дыхательные движения, что в целом улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма,  является профилактикой простудных заболеваний, а так же способствует формированию речевого дыхания для овладения правильным произношением и построением плавного, слитного речевого высказывания. Пальчиковая гимнастика, применяемая учителем-логопедом в образовательной деятельности – одна из разновидностей технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Стихотворная форма проведения пальчиковых игр – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, которые очень нравятся детям. Приемы Су - Джок терапии используются учителем-логопедом в качестве массажа при дизартрических расстройствах речи, с целью развития мелкой моторики пальцев рук, и  укрепления организма.  В домашних условиях родители могут использовать «колючий мячик»  после консультации логопеда для игры и развития ребенка, гармонизации детско-родительских отношений. Предлагаем еще одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребѐнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребѐнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи. Кинезиологические упражнения вызывают у детей положительные эмоции. Родители дома с ребенком могут заниматься автоматизацией звуков, используя кинезиологические упражнения. Очень часто, в своей образовательной деятельности, учителя – логопеды используют гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение. Адаптированные упражнения, направлены на профилактику нарушений зрения и снятия зрительного напряжения. Для сохранения и укрепления психического здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи, на своих занятиях учитель-логопед использует такой оздоровительный прием, как релаксация. Этот комплекс расслабляющих упражнений позволяет снять эмоциональное возбуждение у детей, напряжение с мышц рук, ног, шеи, речевого аппарата. Для родителей учитель-логопед проводит практическую консультацию для того, чтобы они могли выполнять эти упражнения дома с детьми вечером и в выходные дни.  С целью пропаганды логопедических знаний среди родителей, учитель-логопед изготавливает памятки и буклеты, которые несут в себе задачу индивидуального или узкопрофильного консультирования. Небольшой объем материала для памятки, буклета позволяет познакомить родителей с проблемой, которая является для них актуальной в данный момент: «Как выполнять с детьми артикуляционную гимнастику», «Как развивать мелкую моторику рук у детей». Они могут взять буклет с собой и ознакомиться с его содержанием в транспорте, вечером, в свободное время. Таким образом, логопед обращает внимание родителей на типичные трудности детей с тяжелыми нарушениями речи, специфические виды стимулирования детской речи, необходимость использования различных способов для их оздоровления. Предлагаем вам буклет, разработанный учителями-логопедами МБДОУ «ДС №66 г.Челябинска» по лексической теме: «Осень». В буклете отражены все элементы по здоровьсберегающим технологиям, что позволяет ребенку вместе с родителями в домашних условиях закрепить не только пройденную лексическую тему, но и развить все речевые процессы.Итак, использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда становится перспективным направлением коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи, в частности - со стертой дизартрией. Эти технологии оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению. Применение здоровьесберегающих методик в коррекционно-развивающем процессе создает психофизиологический комфорт, повышает мотивацию к занятиям, положительно влияет на физическое и психическое здоровье детей. В процессе взаимодействия учителя-логопеда с семьей создается атмосфера партнерских отношений, общности интересов, профессиональной и эмоциональной поддержки в длительной работе устранения тяжелых нарушений речи у детей. Правильно организованная современная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более осознанно и действенно участвовать в процессе сохранении и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, коррекции речи и их воспитании. Список литературы:
  • Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Учебно-методическое пособие / В. М. Акименко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 105 с.
  • Бенилова С. Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы: Пособие для врачей / С.Ю. Бенилова - М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 32 с.
  • Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в Доу: Методическое пособие / Л.В. Гаврючина– М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
  • Ермилова Е. Я. Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии у дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.) / Е.Я. Ермилова. — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 193 - 195.
  • Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией в условиях промышленного города // Логопед. - № 6, 2009 – С. 13 – 20.
  • Лысагорская М.В, Павлова М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий / М.В Лысагорская, М.А. Павлова – Волгоград.: «ООО «Издательство «Учитель», 2014 – 186 с.
  • Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 192 с.