Публикации Семинар «Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар «Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию»
Автор: Ганина Яна Александровна

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 122» Семинар-практикум«Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ» г. ОренбургСЛАЙД 1 Вашему вниманию предлагаю семинар-практикум на тему:«Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ»СЛАЙД 2 Целью семинара является: знакомство с технологией организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.Задачи представлены на экране.1)                познакомить с понятиями музей, мини-музей2)                формировать умение организовывать мини-музей в ДОУ3)                способствовать развитию интереса к организации мини-музеев4)                формировать эстетическое восприятие окружающего мираСЛАЙД 3Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.Как мы знаем в нашей стране, в нашем городе много музеев, но зачастую нам некогда их посещать. А с детьми тем более. К тому же тематика музеев иногда не понятна и не доступна детям дошкольного возраста. Именно поэтому в детских садах создаются свои музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музей – это неотъемлемая часть предметно-развивающей среды многих дошкольных образовательных учреждений.СЛАЙД 4Итак, что же такое мини-музей и как его правильно организовать?
  • Во-первых, «мини» - напоминает нам о том, что музей занимает небольшое пространство. Это может быть часть группового пространства, холла, раздевалки.
  • Во-вторых, он создан для самых маленьких и открыт для них постоянно.
  • В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
  • СЛАЙД 5При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
  • в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
  • каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;
  • небольшие размеры экспозиции;
  • определенная ограниченность тематики;
  • участие в их создании детей и родителей;
  • в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
  • в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
  • для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», стены у входа в группу и т.п.
  • СЛАЙД 6Создание мини-музея – это трудоемкая работа, которая состоит из нескольких этапов.1. Подготовительный этап.Главная задача подготовительного этапа – выбор темы мини – музея, определение путей создания мини – музея.СЛАЙД 7Выбор темы:- планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового плана;- тема определяется детьми и родителями. Например, в группе собрана коллекция раковин, на основе этой коллекции и будет организован мини – музей;- тема определяется спонтанно по инициативе детей. Например, кто – нибудь из детей задает вопрос: «Откуда берется хлеб?», для ответа на этот вопрос и создается мини – музей хлеба.Когда тема мини – музея определена, необходимо продумать (обсудить с детьми и родителями группы) варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, вывесить его в приемной, чтобы родители смогли этот перечень дополнить. Параллельно подбирается литература, фотографии, аудиозаписи по теме, материалы для уголков самостоятельной деятельности.На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Можно провести акцию среди родителей по оформлению сообщения о тех музеях, которые они посещали.СЛАЙД 72. Практический этап.Главная задача второго этапа – совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини – музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголка самостоятельной деятельности, изготовление игр и макетов, отдельных экспонатов и др.) и работа с детьми и родителями.Название мини – музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание (например, фольклорный мини – музей украсит название, выполненное в народном стиле; мини – музей песка – название, сделанное из песка, приклеенного к основе и т.д.). Наполняемость мини-музея зависит от выбранной темы, это могут быть не только экспонаты, но и лэпбуки, открытки, магниты, дидактические игры, альбомы.По возможности в мини – музее можно представить информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) (описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми). Если в мини – музее представлены экспонаты, изготовленные детьми и родителями, то к ним прикрепляется бейджик, на котором указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия – имя автора (либо, если экспонат собран и принесен: название; где собран; кем собран; краткая информация об экспонате).Обязательно в мини – музее должны быть представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее. СЛАЙД 83. Заключительный (обобщающий) этап.Начинается после завершения создания мини – музея. На этом этапе проводится торжественное «официальное» открытие мини – музея. На этом этапе сами дошкольники могут проводить для ребят из других групп ознакомительные экскурсии.Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:- беседы;- рассказ педагога;- дидактические игры;- викторины;- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;- игры – экспериментирования;- чтение и обсуждение произведений;- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);- экскурсии по мини – музею;- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;-«экспресс - выставки» (кратковременные или однодневные);- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.СЛАЙД 9Такой  мини-музей для дошкольников по познавательно-исследовательской деятельности был организован в нашей группе. Создание мини-музея проходило поэтапно:СЛАЙД 10 На подготовительном этапе мы выбрали тему «Часы бывают разными…» . Проводилась работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. СЛАЙД 11На практическом этапе совместно с родителями и детьми оформили мини-музей, собрали экспонаты часов, группировали их по видам: (наручные, настенные, карманные; песочные, механические, электронные). Название нашего музея в виде картинки с часами отразило его содержание. Каждый экспонат был подписан, на котором указано: название экспоната, фамилия – имя автора. К нему оформлен каталог музейной экспозиции с описанием экспонатов.СЛАЙД 12На заключительном этапе состоялось открытие мини-музея «Часы бывают разными», где экскурсию нам провели дети подготовительной группы, рассказав об экспонатах музея.Важная особенность нашего мини-музея - это участие в его создании не только воспитателей, но и детей и родителей. Наш музей можно посещать каждый день, самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, что вызывает интерес у дошкольников. Здесь дети чувствуют себя настоящими творцами, так как они внесли свою лепту в открытие данного музеяСЛАЙД 13А сейчас мы с Вами перейдем от теории к практике. Я предлагаю Вам разделиться на три группы и попробовать организовать свой небольшой мини-музей. На столе перед Вами представлены различные предметы и материалы. Используя их, выберите тему для Вашего мини-музея, подумайте, к какой из образовательных  областей он будет относиться, для чего Вы организуете данный мини-музей. Подберите  экспонаты для него, создайте композицию музея, продумайте, как Вы будете проводить экскурсию.