Публикации Роль коллективной работы в коррекционных классах

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль коллективной работы в коррекционных классах
Автор: Татьяна Славельевна Никулина

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Каслинская средняя общеобразовательная школа №24»город Касли Челябинской областиТема: «Роль коллективной формы работы в обучении и воспитании детей коррекционных классов». Из опыта работы Никулиной Т.С. учителя начальных классоввысшая категория МОУ «Каслинская СОШ №24» Касли 2023гТема: «Роль коллективной формы работы в обучении и воспитании детей коррекционных классов».Цель: - развить коммуникативные умения и навыки через организацию коллективной работы;Задачи: - повысить личностный рост ребёнка, развить мышление. - через групповую работу по предметам повысить уровень образования младшего школьника; Содержание
  • Введение………………………………………………………………………………………………
  • Научное обоснование коллективной работы……………………………………
  • Роль коллективной формы работы в обучении и воспитании детей коррекционных классов (из личного опыта работы)………………………….
  • Мониторинг…………………………………………………………………………………………..
  • Литература……………………………………………………………………………………………
  • Приложения………………………………………………………………………………………….
  • ВВЕДЕНИЕ Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности, особенно в классах коррекционного обучения. Для этого нужно стать детям другом и товарищем, жить с ними одной жизнью. Значит, учитель не должен идеализировать, упрощать природу ребёнка, ему необходимо обеспечить соответствующие условия для реализации возможностей. Для этого не надо навязывать ребёнку ни идеалов, ни образцов, так как это ведёт к неприятию себя и как следствие к ошибкам, конфликтам и неврозам. Только принятие себя есть исходное условие оптимального процесса личностного роста, ибо лишь уважающий себя, достаточно уверенный в своих силах человек открыт для непростого и рискованного процесса самораскрытия и саморазвития. Педагог должен принимать ребёнка таким, какой он есть, что и позволяет сделать социоигровая педагогика, включающая в себя разные формы обучения: групповую, игровую, гостевую, а также метод конструктивного диалога. Групповое обучение включает в себя работу в парах, тройках и пятёрках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. Игра сохраняет познавательную активность ребёнка и облегчает сложный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание и активизируется речь. Девизом гостевой формы обучения являются слова: «Умеешь сам – научи другого». Главное правило гостеприимства – уважение. На основе делового общения дети могут организовать работу в группе, классе или между классами. Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их. Как многих учителей, меня всегда интересовали и интересуют такие вопросы: Как привить учащимся интерес к знаниям? Как воспитать трудолюбие? Как развивать логическое мышление, творчество? Как включить в работу каждого ученика? Выход, как думаю найден. Это коллективный способ обучения, который даёт возможность работать каждому ученику в своём темпе, помогать и обучать другого. Третий год работаю в классе коррекционного обучения. Дети в таких классах нуждаются в индивидуальном подходе. Заметила, что классно- урочная форма обучения малоэффективна. Необходим переход на коллективный способ обучения. Что и делаю в своём классе, применяя коллективную форму учебных занятий, то есть работу в парах, парах сменного состава, групповую форму и индивидуальную работу. Учащиеся воспринимают такие занятия положительно, с удовольствием передают знания друг другу. У детей значительно повысился интерес к учению, они активно работают на уроках. У учащихся, работающих в роли учителя, растёт самоуважение, появляется более содержательное отношение к самому процессу обучения. Учащихся, которых учат другие дети, высоко ценят то, что получают больше индивидуального внимания и общения со сверстниками. Таким образом, они учатся помогать и обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе. Работая в классах коррекционного обучения и применяя на уроках коллективную работу убедилась в том, что как учитель должна дать каждому ребёнку:
  • Эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса
  • Возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
  • Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что тем не менее помогает воспитательной работе учителя. Не каждый ребёнок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям надо стараться помочь, включая их в групповую работу. Полученный опыт, изучение имеющихся результатов позволяют сделать вывод о том, что правильно организованная коллективная работа в классах коррекционного обучения приводит к следующему:
  • Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • Меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
  • Сплочённость класса резко возрастает, дети начинают понимать лучше друг друга и самих себя;
  • Растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
  • Для достижения поставленных целей мной используются различные формы коллективной работы. При их помощи не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки совместной работы, укрепляются навыки совместной деятельности. Детям непрерывно приходиться заниматься анализом, сравнением, составлять свои выступления, абстрагировать и обобщать. Посредством коллективной работы знания систематизируются и автоматизируются. Мною поставлена цель, показать свою систему работы в группах, тройках, четвёрках сменного состава, именно в коррекционных классах. ОБОСНОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Совершенствование работы начальной школы может быть обеспечено при реализации гуманистической направленности всей системы начального обучения, которая должна проявляться в уважении к личности ребёнка, в развитии его творчества, самостоятельности в учёте его индивидуальных качеств в процессе усвоения знаний. В этом неоценимую оказывают коллективные занятия. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А.Цукерман). психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. По дидактической концепции, разработанной под руководством педагога В.К.Дьяченко, обучение – есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно – воспитательном процессе необходимо считать два фактора – коллективизм и самостоятельность. Классно – урочная система не в полной мере даёт возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а следовательно сдерживает процесс развития учащихся. Г.А.Цукерман говорит, что требованиям обучения отвечает коллективная (парная, групповая) форма организации учебно – воспитательного процесса, сюда же относит и динамические пары (пары сменного состава). Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать её образец, акцентируя внимание – взаимодействие – речевых клише: Ты согласен?, Не возражаешь?» и т.д. Это вопросы запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. Немного истории коллективных способов обучения. Историю школы и всей системы образования можно разбить на три этапа: 1 – этап – наиболее продолжительный, длившийся несколько тысячелетий от появления первых школ и до 15 – 17 столетий, связан с тем, что принято называть средневековым методом обучения, который осуществлялся путём индивидуальной работы учителя с каждым учеником в отдельности и назван индивидуальным способом обучения (ИСО). При этом содержание образования менялось, но учитель применял в основном две формы 1Дьяченко В.К. «Организационная структура учебного процесса и её развитие» М.:Просвещение 2005г.2.Цукерман Г.А. «Виды общения в обучении» Томск, Пеленг 2002г.организации учебных занятий: парную и индивидуальную. 2 – этап . Увеличение количества учащихся, спрос на грамотных людей в 15 – 17 столетиях, книгопечатание, развитие промышленности и торговли приводили к кризису ИСО: в школах число учащихся возрастало и учитель, обучая каждого ученика в отдельности и по очереди, всё меньше и меньше мог справляться с функцией их обучения, и чтобы это преодолеть, школы постепенно стали вводить групповую форму организации обучения (ГСО).Так появились три формы организации процесса обучения: групповая, парная, индивидуальная. Но и этого оказывается мало, так как в 20 столетии содержание образования разрослось и возникла потребность во всеобщем среднем образовании. Наступает 3 – этап в развитии школы и системы образования. Многие учителя стали интенсивно осваивать коллективную форму организации учебных занятий (работу учащихся в парах сменного состава). Формируется коллективный способ обучения (КСО) - демократическая система обучения по способностям (ДЕМСОС), которая включает в себя все четыре формы организации обучения: коллективную, групповую, парную и индивидуальную. Опыт многих учителей и школ, научно – теоретический анализ, проводимый на протяжении нескольких лет, дают основания утверждать, что переход школ к коллективному способу обучения, утверждение демократической системы обучения по способностям открывают реальный путь для успешного решения тех проблем, которые сегодня стоят перед системой образования. По словам профессора В.К Дьяченко обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково – исследовательской. В УМК это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль – не просто «слушатель», «зритель», «репродуктор» ( смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю), а «исследователь». Роль исследователя заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу , выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию.1 Журналы: «Народное образование», «Начальная школа», «Педагогика»2» Сотрудничество в обучении» М., Просвещение, 20113» Реформирование школы и образовательные технологии» Новокузнецк – Красноярск, ИПКРО,2015г6 В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает её, что даёт возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное знание. Ян Амос Коменский ещё в 17 веке доказал истинность организации работы учителя с классом на основе парного контроля. Это он видел в самой природе : «Ствол не доходит до всех самых крайних ветвей, но, оставаясь на своём месте, сообщает сок главным, примыкающим к нему ветвям; те передают его другим, и таким образом сок переходит последовательно вплоть до последних и самых маленьких веток дерева». Итак, если ученики не станут помогать друг другу, то один учитель не сможет учить одновременно многих детей. Сама организация совместного обучения предполагает учебное взаимодействие детей, а без него немыслима. Учитель должен строить взаимодействие не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей. Схема учебного сотрудничества в следующем. Дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально организует их сотрудничество, при этом щедро оделяя вниманием каждого ребёнка, особенно в классах коррекционного обучения. Д.В.Эльконин, В.В.Давыдов считают, что все формы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения «ребёнок – взрослый», но и отношения «ребёнок – ребёнок». При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых детских группах, являющихся для ребёнка одновременно и группами эмоциональной поддержки и психической. Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации коллективной формы обучения в начальной школе. Учёными практиками и методистами составлен алгоритм движения при выполнении задания в группе:
  • Повторение задания, которое будет выполняться для более осознанного его понимания.
  • 1 Журнал «Завуч школы» №4 – 2008г статья «Аспекты группового обучения младших школьников» Савушкина Т.П.2 Давыдов В.В. «Виды обобщения в обучении» М., Педагогика 2013г
  • Анализ условия ( разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
  • Выдвижение версий всеми членами группы ( формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы).
  • Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
  • Совместное принятие решения.
  • Анализ решения задания, его оформление.
  • Проговаривание в группе выступления спикера.
  • Представление решения спикером.
  • Также представлено несколько советов, чего не стоит делать при организации коллективной работы:
  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 15 минут в 1-2 классах, не более 20 минут в 3-4 классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
  • Достоинства групповой работы по мнению большей части авторов, заключаются в том, что она многофункциональна. Она помогает экономить время, концентрировать внимание учащихся на нужном материале. Для повышения эффективности такой формы работы, по мнению учёного Ривина В.К. в коллективном способе обучения обязательно надо использовать парное обучение. Что это такое? Это когда один ученик учит другого. Ещё в 1804 году монах Григор Гирард при французском монастыре в Швейцарии открыл школу, и там жизнь заставила его «родить» парное обучение. Но это ещё не была технология парного обучения. Это был лишь методический приём, который хорошо работал. А до технологии было ещё далеко, целых 200 лет. Таков обзор имеющейся научно – методической литературы по рассматриваемой проблематике, которую я смогла использовать в своей практической деятельности. Проанализировав опыт работы других учителей, учёных – практиков, методистов, вникла в актуальность коллективной работы. Осознала необходимость оптимизации учебно – воспитательного процесса для уменьшения нагрузки на учащихся и сохранения их здоровья, учёта индивидуальных способностей младшего школьника. Заинтересовали ожидаемые результаты:
  • высокое качество ЗУНов по предметам;
  • высокая познавательная активность в изучении предметных курсов, а также личностный рост каждого ученика.
  • Интересны перспективы коллективной работы позволяющие учащимся успешно социализироваться и обучаться на следующих ступенях школы. О том, как применяю различные формы коллективной работы в практике поделюсь в следующем разделе данной работы.РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ(ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА РАБОТЫ) У каждого учителя складывается своя определённая система обученности детей. Хочу поделиться некоторым накопленным опытом работы по успешному усвоению учащимися учебного материала в классах коррекционного обучения. Начиная с первого класса применяю разные формы коллективной работы. Так как таких детей трудно научить чему-нибудь классно-урочной системой (они быстро утомляются). Стараюсь переключать их внимание на другие формы: групповую, индивидуальную, работу в парах, в парах сменного состава. Важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия. Это три этапа становления коллективных форм взаимодействия учащихся как между собой, так и со взрослыми. Первый этап приходится на начало обучения в первом классе (сентябрь-октябрь). Задача данного этапа – обучение совместной деятельности в малой группе, состоящей из двух-четырёх человек. Эта работа организуется в хорошо знакомой детям форме – игре, которая требует участия каждого члена группы. Важно, чтобы материал занятий не был связан с учебными предметами, а по окончании игры проводится обсуждение, то есть рефлексия. Примеры взяты из «Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукерман. Она рекомендует проводить их на первом этапе обучения.Игра №1 «Знакомство» Дети вместе с учителем рассаживаются в круг. Каждый ученик, передавая мяч по часовой стрелке, называет своё имя. Затем, передавая мяч против часовой стрелки, дети называют имя соседа.Игра №2 «Назови другого» Ученики сидят по кругу. Среди них выбирается ведущий, который, называя имя участника игры, кидает ему мяч, По окончанию игры проводится беседа: - Понравилась ли вам такая игра? С кем в группе больше всего понравилось играть? Кто в группе не ссорился? Почему не удалась игра? (в случае неудачи). Почему игра удалась? (в случае успеха). Заключительным моментом является самооценивание по «волшебным линеечкам» или шкалам. Критерии оценивания по шкалам предлагают сами дети. Например: - группа не справилась - справилась, -все справились с заданием но не совсем хорошо Итог: Учитель: За что бы вы могли себя похвалить? Ученики: Мы ни разу не уронили мяч. Мы запомнили все имена. Учитель: Что было наиболее важным – не уронить мяч или познакомиться? Ученики: Познакомиться. В зависимости от ситуации условия игры могут усложняться. В это время закладываются навыки взаимопонимания «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, что им предстоит вступать в спор. 1 Цукерман Г.А. «Введение в школьную Жизнь» В первом классе на фронтальную проверку отвожу лишь 10% всего времени. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети пожеланию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассниками. Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности. Второй этап начинается примерно в октябре – ноябре первого класса и заканчивается в середине второго класса. На нем происходит включение в групповую работу предметного материала, связанного с выполнением практических задач. Вводя новую форму даю ее образец. Вместе с 1-2 учениками у доски показываем на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбираем не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия. Приведу примеры практических задач, на содержание которых организуется групповое взаимодействие учащихся. Фрагмент урока русского языка автора Зелениной Л.М. 1 класс Ставится учебная задача перед учащимися: «Способы проверки слабых позиций гласных:» На доске записаны следующие слова: коса, житель, море, живу, письмо, дрова. Учитель: Посоветуйтесь в парах и решите в каких словах можно проверить букву, стоящую в слабой позиции. Но будьте осторожны, так как есть слова «ловушки», которые мы еще не можем проверить. Когда дети готовы отвечать, они берутся за руки, образуя «домик» Учитель: Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать ваши мнения. Затем в парах решают кто будет выступать и один из учеников от каждой пары поднимает руку. Ещё раз отвечающий должен сказать, договорились ли они в группе, чтобы именно этот ученик выступал от пары? (это очень важно, так как через эти постоянные вопросы вырабатывается умение договориться между собой). Далее заслушиваются ответы учеников. Остальные учащиеся при несогласии с мнением отвечающих показывают пальчиком «минус», при согласии «плюс». Идентично проводится такая работа и на других предметах. На данном примере коллективная работа находится на начальной ступени своего развития, то есть используются только элементы коллективной работы. К ней надо приучать постепенно, вырабатывая умения и навыки работать в паре. Третий этап начинается с середины второго класса, когда в коллективе складываются устойчивые группы, в которых дети коррекционных классов могут брать на себя разные обязанности. Во втором классе формой удерживания совместной работы школьников является деятельность учащихся по разработке инструкций, плана (порядка действия или алгоритма работы) как средства формирования индивидуального учебного действия – планирования. Индивидуальная форма обучения помогает учителю в выборе других форм коллективной работы. Главная цель учителя заключается в том, чтобы заметить и развить творческое начало, талант каждого ученика. Буквально с самых первых дней обучения пытаюсь создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества. На уроках литературного чтения, окружающего мира, математики, русского языка использую личностно – ориентированный подход для развития творчества. Для организации полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы работы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп. В ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребёнок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса. В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться ( контроль и оценка, целеполагание, планирование). Ещё хочется отметить, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса. Остановимся на воспитательном моменте. При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации. Кроме того решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
  • возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия, прибавляется теплота и человечность;
  • сплоченность класса резко возрастает;
  • дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
  • в то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  • дети помогают в учебе своим товарищам;
  • приобретаются навыки , необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей;
  • учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
  • воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своём становлении проходят стадию конфликтных отношений.
  • Разумеется, нет необходимости включать групповую работу в каждый урок. Всё хорошо в меру. В своей работе опробовала различные методики изучения коллективной работы. В итоге отдала предпочтение системе Дьяченко В.К. и методике Ривина В.К. Работу организую следующим образом: сначала объявляются цели групповой работы самым тщательным образом. От этого зависит самоопределение учащихся, серьёзность их намерения работать в группе. В основе разделения на группы не должны лежать сложившиеся между учащимися дружеские отношения, в противном случае есть опасность выделения, обособления внутри группы сильной доминирующей пары ( тройки) учащихся, между которыми существует известная сплочённость. Конечно же учитывается, что «слабому» ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнёр. Упрямцев можно посадить вместе. Самых развитых не стоит на долго прикреплять к слабым, так как для успешного роста им тоже нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или тихонь. Ни в коем случае не стоит вместе собирать слабых учеников. Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы учителю труднее. Я остановилась на такой форме подбора членов групп: назначаю капитана каждой группы из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний. Каждый капитан выбирает одного ученика к себе в группу. Таким образом распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные. Для того, чтобы группы срабатывались, нужно провести 3-5 занятий. Потом группы можно переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнёрами. Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы.Какие роли должны быть в группе? Есть много вариантов, например:
  • организатор (капитан) – отвечает за работу группы в целом;
  • спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
  • секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
  • критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
  • контролёр – проверяет все ли поняли принятые решения.
  • Вот другой вариант: капитан, докладчик, писарь, бодрила, контролер. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей. (Алгоритм движения был продемонстрирован во второй главе).Обязательно, после групповой деятельности нужна оценка работы группы.Как строится групповая работа? При построении учебного сотрудничества самих детей, необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте не было. Игра – дело спонтанное. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя «мелочей», не пытаться перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой? Как соглашаться? Как возражать? Как помогать и просить о помощи? Как задать вопрос? Вот некоторые вопросы, на которые нужно ответить и учителю, и учащимся, начиная работать в группах. Что же НЕ допускается при организации групповой работы:
  • не принуждать, не высказывать недовольствия, если кто – то не хочет работать в группе (лучше после выяснить причину отказа);
  • 15-20 минут совместной работы – это максимальное время (если время работы больше, то дети утомляются и эффективность снижается);
  • не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием;
  • не наказывать лишением работы в группе.
  • Хочется отметить, что коллективная работа, конечно, не является панацеей от всех бед. Есть и проблемы, такие как:
  • взаимоотношения детей сложно налаживать;
  • не всегда учитель может проследить на сколько продуктивно работают все учащиеся;
  • дети много говорят не по существу.
  • Но эти проблемы можно решить, занимаясь такой работой в системе, хорошо представляя задачи и цели, которые можно достичь. Нет смысла ставить вопрос о том, какая из форм работы предпочтительнее: фронтальная, индивидуальная или групповая. Каждая хороша в рамках тех задач, которые она подряжается обслуживать. Групповые формы работы ориентируют учащихся на развитие своей индивидуальности, обеспечивают условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка, формирует положительные мотивы учения. Иногда в своей работе считаю необходимостью перестроить учебный материал так, чтобы учащиеся имели возможность изучать темы (тема может включать в себя один или несколько параграфов учебника) не одну за другой, а параллельно, составив для этого маршруты прохождения программы. Например: «Жизнь растений» и «Жизнь животных», их размножение. Если в курсе встречаются логически независимые темы, маршрутов может быть несколько. Например: если все темы независимы, а их число равно х, то маршрутов может быть х. Если, к примеру, есть строгая зависимость внутри раздела, а сами разделы независимы, то можно начать изучение всех разделов одновременно, а внутри раздела продвигаться по одному маршруту. После такого деления программы можно организовать занятия, на которых основной будет работа самих ребят друг с другом, когда в парах сменного состава они могут изучать новый материал, обучать друг друга, тренироваться, проводить взаимодиктанты и взаимопроверки. Всегда стараюсь построить урок таким образом, чтобы первоначальное знакомство с темой было ярким и интересным. Приведу фрагменты уроков. На уроках ОБЖ, когда изучали тему: «Дорожные знаки», каждая группа получила конверт с заготовленными дорожными знаками и их «парами» (карточки, где написано, что данный знак означает), перемешанные между собой. Каждая группа получает определенную группу знаков ; предупреждающие, предписывающие, запрещающие, информационно – указательные или знаки сервиса. (см. приложение)Задача каждой группы – подобрать к знакам их пары. Подобранные пары скрепляются так, чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой текст. За неправильно подобранный знак группа получает штрафное очко. Стараюсь оценивать работу, прежде всего всей группы. Эта форма работы имеет большое значение для самостоятельности. Работая в команде, ученик получает реальную возможность проявить инициативу, учится планировать свои действия, убеждать в правильности своих рассуждений, нести ответственность за действие команды и свои собственные. Групповая форма очень привлекает моих детей, и я стараюсь внедрять ее почти на всех предметах, но в меру. Например, на уроке обобщения знаний в 3 классе по теме «Литературные сказки» класс был так же разбит на группы, задания которым было дано заранее: 1-я группа готовила чтение по ролям. 2-я группа инсценировала эпизод из сказки, ребята из 3 группы готовили пересказ самых интересных эпизодов из изученных сказок. В каждой группе выбирался командир, который представлял свою команду и задания, над которым работала группа. На данном уроке я выступила в роле организатора, руководила процессом косвенно, а все задуманное воплотили дети. Она хорошо подготовились, были заинтересованы в том, чтобы хорошо выступить, переживали за своих товарищей, чувствовалось единение и сплочение. И самое главное – задачи урока: обобщение знаний учащихся, развитие творческих и самостоятельных навыков – были выполнены. После проверки д/з работа в группе продолжалась. Ребята отвечали на вопросы , которые были записаны на лепестках ромашки (серединка – «Я вами довольна»), соединяли части пословиц. При организации группового обучения учитываю личные особенности и учебные возможности учеников. Ведь слабому ученику нужны не только сильные портнеры, сколько терпеливые, доброжелательные. Стараюсь, чтобы не было обиженных, неудовлетворенных работой детей. Для работы в группе предлагаю задания, направленные на осознание идеи произведения и развития творческих способностей. Большой интерес у детей вызывают простые случаи литературной игры « Буриме». Например: дополнить четверостишие по предложенным 2 строчкам:
  • По ясному небу, по чистому небу
  • Плывут облака…Дети сочиняют:
  • … А мы улыбаемся, прыгаем, скачем
  • И стоим дома из песка. Популярным был и такой вид игры (1 кл.): подобрать из предложенных слов: «строка», «дом», «река», «треска», «гном», «сом» - пропущенные рифмы во фрагменте стихотворения:
  • Широка и глубока
  • Под листом текла… (река)Под корягой, под листомЖил в реке усатый… (сом) Проведение подобных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов. Все ступеньки коллективного творчества открываются ребенку по крупицам, год за годом. За то это те ступеньки, по которым он шагает сам, сам учиться придумывать и сочинять. Обязательно после групповой деятельности нужна оценка работы группы. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не индивидуально, а был продуктом определенной мыслительной работы. Акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе. Оценивать можно. Но не допустимо оценивать по-разному детей, работающих в одной группе. (учитель не объективен в данном случае). Оценивать нужно не только результат, но и то какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Отмечаются человеческие добродетели: терпение, доброжелательность, вежливость. Полезно проанализировать ошибки в работе и их причины. Как идет коллективная работа в парах сменного состава? Она принципиально отличается от групповой и просто парной работы. Взаимные диктанты начали писать с 1 класса. Первоначально 1-2 слова, затем предложения. Количество слов во взаимных диктантах постепенно наращиваю, но при этом диктанты не должны быть большими. Чтобы проводить взаимные диктанты в парах сменного состава, нужно предварительно подготовить достаточное количество текстов. Получается много карточек с разнообразными текстами, но примерно на одни и те же правила. Каждому ученику даётся текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам. Работа проводится в следующем порядке:
  • первый ученик из пары читает текст по предложениям (словам0, другой пишет ( дети диктуют текст друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного текста в целом);
  • второй ученик ( то есть тот, кто перед этим писал ) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;
  • затем каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и без заглядывания в карточку проверяет написанный диктант;
  • после этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют (но уже вместе) сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика;
  • ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего производит устный разбор своих ошибок;
  • каждый ученик в своей тетради записывает разбор своих ошибок;
  • ученики снова берут тетради друг друга, ещё раз всё пересматривают и ставят свои подписи: «Проверял Свиридов», «Проверила Акишева».
  • Совместная работа пары заканчивается. Её участники находят себе новых партнёров для продолжения работы и расходятся. Перед уходом к новому товарищу производится обмен карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: первый раз ученик пишет сам и затем под контролем товарища делает разбор допущенных ошибок; второй раз ученик диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок, а иногда даже ставит свою оценку. Закончив работу со вторым партнёром, участники обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнёром, и т.д. При каждой встрече предлагается новый текст диктанта. Внешне класс представляет собой улей: все разговаривают, перемещаются, шумят. Для непосвящённого – это ералаш, а для учителя одно наслаждение. Предлагаю карточки, которые использовала при изучении разных тем. ( см. приложение). Работа в парах сменного состава даёт возможность увидеть, насколько каждый ученик индивидуален, как много путей к решению одних и тех же задач, как важно слышать и услышать своего напарника. Работа по методике Ривина показала, что возможности изучения текста безграничны. В парах возникает чувство ответственности перед другим человеком: я должен его научить. Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успеха. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. На уроках при любой форме учебной деятельности стараюсь создать ситуацию успеха. Считаю, что ситуация успеха является эффективным средством формирования положительного отношения к учению. Во – первых, у ребёнка возникает прилив энергии, он стремиться ещё и ещё раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Во – вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатлении на его одноклассников, У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу. Младшие школьники склонны считать самым главным то, за что их хвалят и ставят в пример, поэтому содержание похвалы и её формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: настойчивость в поиске решения, усвоение каких – либо знаний. Таким образом ситуация успеха помогает учителю решать важнейшие задачи обучения и воспитания. Считаю важным напомнить о некоторых достоинствах групповой работы. Эта форма организации деятельности детей:
  • способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, готовности оказать помощь другим, к партнёрству;
  • способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность;
  • расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися;
  • делает объективней процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.
  • Задача учителя – создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения; более «сильные» учащиеся видя проблему, предлагали решения, «слабые», получая «подсказку», считали себя полноправными «решателями проблем». Приведу несколько фрагментов уроков, (окр. мир ) демонстрирующих на конкретном учебном материале возможности организации групповой работы детей. Тема: «Жизнь животных» (3класс) Основные вопросы изучаемые на уроке: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Уроку предшествовало занятие по внеклассному чтению, где обсуждали книги И.Акимушкина «Природа – чудесница»; В.Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки»; М. Пришвина «Этажи леса». Это помогло детям накопить фактический материал, который пригодился на уроке. Учащиеся рассаживались в классе следующим образом: Фрагмент №1 «Кто чем питается» Сообщение подготовленного ученика: - Разные животные питаются разной пищей. Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Есть наконец, и всеядные животные. (приводятся примеры). Рассказ сопровождается построением схемы – опоры: СХЕМА №1 Групповая работа: Каждая группа получает конверт, в который вложены изображения различных животных. Задание: Распределить на группы по особенностям питания. На работу отводится 2-3 минуты, затем ученик ( спикер ) от каждой группы выходит к доске и докладывает результаты общей работы. Получается следующая схема:Растительноядные: саранча, степная черепаха, воробей, белка.(рисунки)Насекомоядные: ящерица, большая синица, летучая мышь( рисунки).Хищные: божья коровка, щука, крокодил, орёл, волк (рисунки).Всеядные: ворона, медведь (рисунки). Задания достаточно сложны, поэтому обязательно включают животное по семе №1. ( На обратной стороне открыток может быть помещена информация об особенностях питания животного, которой дети могут воспользоваться при самопроверке).Примечание: 1. К группе всеядных животных можно отнести также кабана, в пищевой рацион которого входят, кроме растительной пищи и мелкие млекопитающие.2. Насекомых, которые поедают других насекомых, принято относить не к насекомоядным, а к хищным животным (божья коровка, стрекоза, жужелица и др.). Фрагмент №2 «Цепи питания» Рассказ ученика: - Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в «цепи питания». Зайца может поймать и съесть лиса. Получается «цепь питания»: ОСИНЫ – ЗАЯЦ – ЛИСА. Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши – добыча сов. Цепь питания получается такая: ДУБЫ – ЛЕСНЫЕ МЫШИ – СОВЫ. Цепи питания начинаются с растений. Это первое «звено». Второе «звено» цепей – растительноядные животные. Третье «звено» - насекомоядные или хищные животные. Этот рассказ сопровождается схемой: РАСТЕНИЯ – РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ – НАСЕКОМОЯДНЫЕ, ХИЩНЫЕ.Групповая работа: Вновь каждая команда получает задания:1 группа- расскажи, как связаны между собой орешник, полевки, ласки.2 группа- расскажи, как связаны между собой капуста, слизни, жабы.3 группа- расскажи, как связаны между собой рожь, мыши, змеи, орёл. Через 2 минуты один ученик из каждой группы рассказывает о связях организмов и строит на доске цепь питания. После создаются ситуации: - Что случилось бы, если бы уничтожить жаб? (слизни съедят всю капусту). Что случилось бы, если уничтожить дятлов? (размножатся жуки- короеды, которые могут живой лес превратить в свалку брёвен). Фрагмент №3 «Кто как приспособлен» - Как вы думаете: могут ли жить в наших лесах белые медведи? Почему? Ответ: - Не могут, так как питаются рыбой и тюленями, а не ягодами, орехами и кореньями, да и жарко им будет после льдов - А почему слоны у нас не живут в лесах? Ответ: - Летом хватило бы им и веток, и травы, а вот зимой в наших краях им есть нечего. Да и мороза не выдержат. После таких вопросов подвожу своих учеников к выводу: Животные должны быть приспособлены к тем местам, где они обитают.Групповая работа: Каждая группа получает большой конверт, в котором находятся красочные рисунки птиц (размер с альбомный лист ), вопросы и задания: - Чем питается эта птица, в чём выражено её приспособление к тому, чтобы добывать себе корм? Обратите внимание на клюв и ноги птицы ( сколько пальцев и как они расположены). Во время выполнения задания подхожу к каждой группе, консультирую. Через 4-5 минут один ученик от группы (спикер) излагает мнение своё и своих товарищей. Какие же последовали ответы:1 группа – утка. Живёт в воде, хорошо плавает, так как на лапах пальцы соединены плавательной перепонкой, корм процеживает через клюв - цедилку, по земле ходит немного вразвалку.2 группа –дятел. Лесной доктор, На ногах – два пальца направлены вперёд, два назад, что помогает удерживаться на вертикальном стволе дерева. Мощным клювом может доставать насекомых из - под коры дерева.3 группа – орёл. Царь – птица, гроза маленьких птичек, грызунов, змей; острые когти и изогнутый клюв указывают на хищный нрав птицы. Применение такой коллективной деятельности в больших и малых группах способствует повышению качества ЗУНов и личностному росту ребёнка. Практика показывает, что организация коллективных учебных заданий способствует не только достижению хорошего уровня знаний, усвоению программного материала на уровне способностей каждого ученика, но и созданию творческой атмосферы, благоприятных морально - психологических условий обучения и развития у младших школьников устойчивого интереса к познанию. Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя. При коллективных занятиях ребенок освобождается от перегрузки. В коллективных занятиях тоже есть место индивидуальности. А самое главное – ребенок учится не оторвано от жизни, а через коллективные занятия, и ему будет легко всегда и везде – не только в школе, благодаря умению общаться, анализировать, планировать, становиться в рефлексивную позицию. Опыт работы по организации и проведению коллективных учебных занятий в коррекционных классах убеждает меня не только в возможности, но и в преимуществе обучения по разным предметам, по методу непрерывной передачи знаний. Метод непрерывной передачи знаний – это одномаршрутный вариант организации работы учеников в изучении программного материала. Однонаправленность характера обучения «сверху вниз» по типу «лесенки» (когда идущие впереди ученики являются учителями и консультантами для тех, кто в изучении темы следует за ними) упрощает для учителя задачу управления учебным процессом.Немаловажным фактом является возможность построить обучение на основе существующих учебников. В учебниках «Математика» 2,3,4классов ,авторов М.И.Моро и др. заложены потенциальные возможности обучения. Ученикам предлагаются алгоритмы действий, что позволяет развивать умения и навыки самостоятельной работы. Четыре группы получили текст одной задачи или её краткую запись. краткие записи можно оформить на доске, с тем чтобы коллективно подобрать сюжет к ним, не противоречащий жизненной ситуации. Они размещены с таким расчётом, чтобы под каждой из них можно было записать решение. Краткая запись задач:1 группа 1день – 18 2группа 1день – 18 2день - ?, в 3 раза больше 2день-?, в 3раза меньше 3 группа 1маг.- 54 4 группа 1маг.-54 2маг.-?,на 8 больше 2маг.-?, на 8меньше Разбив детей на группы по 4 человека, объясняю цель и порядок работы: Ваша работа – решить задачу. Но прежде, чем решить, её сначало надо составить по краткой записи, затем проанализировать, сформулировать вопросы, найти ответ. При этом вы будете работать быстро, не отвлекаясь, помогать друг другу, отстаивать свою точку зрения. Вникать в то, что делает ваш товарищ по группе. В каждой группе выбирается капитан, который распределяет работу между членами группы. С целью развития памяти учащихся предъявляются задания только один раз, дети запоминают его и распределяют в группе:
  • рассмотреть краткую запись задачи, выделить в ней основное;
  • придумать условие задачи по краткой записи;
  • подготовиться к анализу задачи;
  • поставить вопрос и выбрать действие для ответа на него, доказать правильность его выбора;
  • назвать ответ задачи;
  • экономно расходовать время
  • самостоятельно распределить роли при подготовке к отчёту о работе группы.
  • Время, отводимое на работу, доводится до сведения учащихся, оно зависит от уровня сформированности навыка организации работы в группе и умения учащихся решать задачи данного вида. Групповой отчёт происходит таким образом: один ученик рассказывает условие, другой анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвёртый выбирает действие и данные и доказывает целесообразность своего выбора. Высказываются группы поочерёдно. Учащиеся класса внимательно следят за ходом обоснования решения задач. А затем к доске идёт представитель от каждой группы (спикер) и под краткой записью записывает выражение другой группы. Этот приём способствует развитию внимания.1группа 18*3+18=72(д.) 2группа 18:3+18=24 (кг) Ответ: 72дерева посадили. Ответ: 24кг яблок собрали.3группа 54+8+54=116( руб .) 4группа 54-8+54=100(чел) Ответ:116 рублей стоит вся покупка. Ответ:100 человек отды- хало в лагере. Опыт показывает, что на первых парах овладения приемами групповой работы учащиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их соученики. После того, как они действительно поймут, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любой ученик может быть вызван к доске для ответа по задаче другой группы, они начинают вслушиваться в ответы других, контролировать их, а там, где это нобходимо, тактично оказывать помощь. Научась в группах дети свои внешние убеждения переносят во внутренние. Чтобы научить учащихся работать правильно, потребовалось определенное время. Ведь детей нужно было научить:
  • работать в пере, т.е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение и выслушать мнение товарища;
  • работать с карточкой; читать и формулировать прочитанное, ставить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, четко формулировать свое понимание, свою мысль.
  • Эти умения вырабатывались не сразу. На первых парах было шумно, ребятам хотелось сидеть с теми, кто посильнее, или с то своим другом, не было у них навыка совместить работы. Постепенно ученики стали понимать, что если ждать, когда освободится тот, кто тебе нужен, работа над темой затягивается и товарищ уходит вперед по программе. Дети стали работать тише и интенсивнее. По мере работы темп ускорялся. Ученики стали преодолевать собственную робость. Так, Миша, Наташа, Ксюша, Саша при ответах на обычных уроках испытывали страх и застенчивость, теперь же свободно высказывают свое мнение. Вот что говорят сами дети о коллективных занятиях: « На таких занятиях хорошо запоминается пройденный материал. Работать в парах интересно. Учишься сам и учишь других».(Максим М.) « Мне нравится так работать, так как я многое узнаю. Интересно общаться с ребятами, просить о помощи и самой ее оказывать кто в ней нуждается». (Ирина А.) И действительно, такая форма работы помогает мне развивать у детей самостоятельность, следить за ходом их рассуждений, последовательностью практических действий. На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных не разрешается, - двигаться говорить, подсказывать и слушать подсказки. Они учатся помогать и обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе. Это поддерживает интерес к уроку, вызывает желание учиться. Хочется отметить отношение родителей к коллективному способу обучения. «Моя дочь, Ирина, пошла в школу с 7 лет. Она не умела писать, читать, считала только до 10. Благодаря коллективному обучению (свобода общения, взаимоконтроль детей), Ирина быстро освоила технику чтения, научить писать под диктовку, решать задачи. У нее появился огромный интерес к учебе, к коллективу. Я считаю, что этот метод заслуживает внимания». (В.Э. Афанасьева) «Посещая занятия, я видела, что ребята держаться свободно, высказывают свои мысли, не боятся, что ответят неверно. Они общаются друг с другом и за урок лучше осваивают материал. Уроки живые, каждый стремится быстрее и лучше решать пример, ответить. ( Н.Ю. Быкова) Итак, опыт показал, что коллективные занятия ставят каждого ученика в положении учителя. И это не игра, а основная, главная функция ученика. Изучение нового материала, проверку знаний, умений и навыков, анализ и оценку – все делал коллектив. Рационально и оптимально организованная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность раскрепощает не только мышление детей, но и самого учителя, учит сотрудничать, анализировать, развивает творческие, самостоятельные навыки и умения учащихся.