Публикации Цифровая образовательная среда в формировании профессиональных компетенций

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Цифровая образовательная среда в формировании профессиональных компетенций
Автор: Гисматуллина Эльмира Фаритовна

Гисматуллина Эльмира Фаритовна
ст. преп., ФГБОУ ВО КНИТУ, г.Казань, Россия
Цифровая образовательная среда в формировании профессиональных компетенций
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема формирования информационно-компьютерной готовности студентов технических специальностей к профессиональной деятельности, ее современное состояние и актуальность в условиях становления информационного общества. Предлагается способ решения проблемы путем использования в учебном процессе программного обеспечения и формирования базовой готовности на занятиях.
Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетентность, информационные технологии, цифровизация, цифровая трансформация.
ICT-visualization in the formation of professional competencies as a condition for the effectiveness of a future specialist through the introduction of digitalization
ABSTRACT
The article is considered the problem of formation of informational-computer readiness of students of technical specialties to professional activity, with its modern-standing and importance in the conditions of formation of information society. It offers a way to solve the problem by using in the educational process of the software and fore-programming base ready for class.
Key words: informational-communicative competence, information technologies, digitalization, digital transformation.
В современных условиях становления цифровой трансформации образование становится цифровым и реализуется в цифровой образовательной среде, основными компонентами которой являются цифровые технологии и цифровые инструменты. Цифровизация образования представляет собой комплексную систему модернизации процесса обучения, которая затрагивает все ключевые аспекты образовательного процесса. Цифровые инструменты обучения не могут быть реализованы без технического обеспечения (компьютеров, интерактивных комплексов, коммуникационных каналов, мобильных устройств и т.п.), наборов прикладных программ, обеспечения технической, методической и организационной поддержки.
В эпоху информационной насыщенности проблема комбинации и рекомбинации знаний, оперативности в использовании, приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к обучению.
Одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается обеспечение сферы образования методологией и практикой использования средств информационных технологий, ориентированных на достижение целей обучения. В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности, как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности.
Информационно-коммуникативная компетентность будущего специалиста - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникативными компетенциями с применением ИКТ.
Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается проникновением информации и коммуникации во все сферы жизнедеятельности человека, возникновением и развитием качественно нового типа информационно-коммуникативных структур и процессов, глубоким переосмыслением информационно-коммуникативной природы, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли информации и коммуникаций в развитии общества.
Поскольку развитие современного общества затрагивает различные сферы деятельности человека, в том числе и образование, можно считать образовательное пространство частью глобального информационно-коммуникативного пространства, свидетельствующего о грядущих изменениях цивилизации "Третьей волны", предсказанной Э. Тофлером.
Информационные и коммуникационные технологии являются одним из основных факторов формирования новой глобальной экономики и быстрых изменений в обществе.
За последние десять лет новые средства информационных и коммуникационных технологий коренным образом изменили способы деловой деятельности и общения между людьми. Их появление привело к серьезным преобразованиям в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, коммерческой деятельности, машиностроении и других областях. ИКТ обладают потенциалом для изменения характера образования - меняются как модели учебного процесса, так и роли обучающихся и преподавателей в нем.
Особую значимость приобретает развитие информационно-коммуникативной компетентности личности в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возрастает необходимость развития умений адаптироваться в информационном обществе. Здесь выделяются две прямо противоположные проблемы: неготовность значительной части участников образовательного процесса (учащихся, студентов, преподавателей) использовать новые информационные технологии или, наоборот, чрезмерная увлеченность интерактивными средствами в ущерб другим видам и типам коммуникаций, что ведет к акоммуникативности (по F. Jameson).
В условиях внедрения информационных технологий информационно-коммуникативную компетентность личности можно рассматривать с точки зрения освоения компьютера, программного обеспечения, умения пользоваться Интернетом, электронными каталогами библиотек, находить информацию в СМИ, работать с источниками и т.п. Однако, в современных условиях функционирования как общего среднего, так и специального среднего и высшего профессионального образования не менее актуальным является наряду с развитием информационной культуры, формирование у обучающихся умения отстоять свою точку зрения, донести до партнера свои доводы, аргументы, логично изложить материал, использовать оптимальное количество и качество примеров, установить положительную коммуникацию с аудиторией, то есть проявить качества, свойственные личности, обладающей информационно-коммуникативной компетентностью.
Информационная технология может быть рассмотрена в трех вариантах:
‒ как проникающая (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
‒ как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
‒ как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).
Идеальным вариантом для преподавателя будет монотехнологическое обучение, которое заключается в самостоятельной учебой работе обучающегося в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы. Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса, таких как создание уроков с использованием информационных технологий, творческая проектная работа учащихся, дистанционное обучение, конкурсы, а так же библиотека и ресурсы Интернет, элективные курсы, социально – психологический мониторинг становления личности обучающегося и, конечно же, творческое взаимодействие с педагогами.
Технология визуализации учебной информации - это система, включающая в себя следующие слагаемые: комплекс учебных знаний, визуальные способы их предъявления, визуально-технические средства передачи информации, набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.
Переход к компетентностно-ориентированному образованию – адекватная реакция системы образования на социальный заказ.
При таком подходе не отрицаются привычные знания-умения-навыки, но акценты переносятся на знание-понимание-навыки, в результате интегрирования которых формируются компетенции, трактуемые большинством специалистов как способность и готовность личности к той или иной деятельности.
В научных исследованиях и публикациях, посвященных модернизации образования, основными понятиями являются компетентности и компетенции, которые не имеют на сегодняшний день однозначного определения и трактуются в зависимости от позиции авторов.
Под компетенцией мы понимаем наперед заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере.
От компетенции следует отличать компетентность - владение, обладание субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в заданной сфере.
Формирование и развитие информационных компетенций предполагает следующие виды деятельности:
Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами.
Владение способами работы с информацией:
поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.).
преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.).
критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.).
умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Говоря о коммуникативных компетенциях, можно выделить следующие виды деятельности этого направления:
владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.).
ведение диалога человек - техническая система (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.).
умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.).
владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.).
понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования).
умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.).
толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.).
Цифровизация (внедрение информационных технологий) охватывает многие отрасли, однако многие еще не готовы к цифровой трансформации (поддержка внедрения новых технологий). На скорость внедрения цифровых технологий влияют как внутренние возможности организации (кадровый потенциал, технологический уровень производства и др.), так и внешние— уровень конкуренции в индустрии, доступность технологий и капитала, а также развитие законодательства. Сочетание этих факторов делает затруднительным запуск цифровой трансформации. Кроме того, довольно значимые препятствия — это недостаточная цифровая зрелость текущих процессов, низкий уровень автоматизации, отсутствие компетенций и низкий уровень ИТ-грамотности сотрудников.
Один из барьеров, тормозящих цифровую трансформацию,— консервативность некоторых отраслей. Также среди препятствий цифровой трансформации— риски информационной безопасности, снижение количества рабочих мест и временное ухудшение управляемости. Тем не менее большинство считают, что цифровая трансформация влечет за собой гораздо больше возможностей, чем угроз.
Исходя из этого, возрастает потребность включения обучающегося в образовательный процесс, направленный на повышение деловой культуры и профессионализма, информационной грамотности и компетентности; обучение его технологиям деловой коммуникации и новым формам интерактивного взаимодействия, адекватным динамике происходящих социокультурных изменений.
В задачи развития информационно-коммуникативной компетентности специалиста входит:
обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;
развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей;
осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.
С целью реализации поставленных задач необходимо правильно и четко определить критерии информационно-коммуникативной компетентности специалиста и спроектировать педагогические условия образовательного пространства для их достижения, а именно: умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности путем внедрения цифровой трансформации; моделирование и проектирование работы коллектива; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных информационно-коммуникационных технологий; использование в своей практической профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающее эффективность профессиональной деятельности.
В нашей стране сегодня первостепенное значение имеют подготовка кадров, обладающих достаточной квалификацией для осуществления цифровой трансформации в отраслях экономики и социальной сферы, стимулирование распространения передовых институтов и развитие регулирования, формирующего благоприятные условия цифровой трансформации.
Список литературы:
Максимова, Е.Б. Современные проблемы формирования коммуникационной культуры в образовании / Е.Б. Максимова // Вестник Университета Российской Академии Образования, -2007. -С.3.
Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, -2003. -С.5.
Тришина, С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". 2004 ().
НТИ (2021). Фабрики будущего.
Старшинова, Т.А. Формирование психолого-педагогической составляющей профессиональной компетентности специалиста в техническом вузе на основе интегративного подхода / Т.А. Старшинова // Вестник Казанского технол. ун-та. -2010, -№6.
Зарипов Р.Н., Формы и методы преподавания в современном техническом вузе / И.Р. Зарипова // Вестник Казанского технол. ун-та. -2011, -№23.
HYPER13PAGE HYPER15