Публикации Особенности осознанной саморегуляции

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности осознанной саморегуляции
Автор: Боднарь Екатерина Геннадиевна

Особенности осознанной саморегуляцииАвтор - Боднарь Екатерина ГеннадиевнаВ данной статье рассматривается понятие осознанной саморегуляции, описаны содержание и техники повышения уровня осознанной саморегуляции у современного человека. В работе описан предмет психологии саморегуляции, рассмотрена предметная область данного направления науки. Проведен анализ работ современных исследователей и описано определение основных черт ресурсности личности.При рассмотрении важности осознанной саморегуляции для благополучия человека одним из основных направлений выявлено развитие эмоционального интеллекта. В работе представлены современные техники, способствующие его развитию.Ключевые слова: осознанная саморегуляция; эмоциональный интеллект; саморегуляция; мотивация.Современная общественная жизнь предъявляет множество требований к личности, эти требования проявляются в необходимости усвоения большого количества навыков и знаний в условиях постоянно меняющихся запросов. Также современная личность должна уметь планировать свою деятельность в различные периоды и обладать не только гибкостью мышления, но и психологической гибкостью, развитым эмоциональным интеллектом. Для организации такой продуктивной деятельности, которую мы описали требуется умение планомерно ее выстроить и организовать, что возможно только с помощью саморегуляции. Саморегуляция является качеством личности, приводящим к организации деятельности и продуктивному достижению поставленных целей. Уровень сформированности осознанной саморегуляции отражается на всех сферах жизни и деятельности человека.Понятие осознанной саморегуляцииИзучением проблемы саморегуляции занимались такие ученные и исследователи как К.А. Абульханова-Славская [1], Б.В. Зейгарник [2], О.А. Конопкин [3,4], В.И. Моросанова [5,6], А.К. Осницкий [7].Еще в 1980 году профессор О.А. Конопкин, выступая на Международном конгрессе психологов, проходившем в Лейпциге, обозначил необходимость исследований такого направления, как саморегуляция предметной деятельности человека и его поведения. В этом выступлении он сформулировал основные принципы управления человеком своей деятельностью, по его словам они включают системность, активность и осознанность.В своей работе Олег Александрович Конопкин отметил, что проблема общих закономерностей построения и функционирования осознанной деятельности человека мало изучена и для ее регулирования предложил использовать структурно-функциональный подход [4].Саморегуляция (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) – это функциональное средство субъекта, позволяющее ему мобилизовать свои личностные и когнитивные возможности, выступающие как психические ресурсы для реализации собственной активности [5].В общем виде предмет психологии саморегуляции представляет собой метапроцессы, которые обеспечивают процесс самоорганизации психической деятельности человека, являющегося субъектом жизнедеятельности. Предметной областью этого направления выступает изучение регуляции функциональных состояний, индивидуальных особенностей и общих закономерностей саморегуляции поведения, исследования в области постановки и достижения целей, принятия решений, а также природы саморегуляции и возрастных ее особенностей [10].В работах В.И. Моросановой об осознанной саморегуляции выявлено понимание психической саморегуляции как многоуровневой и динамической системы процессов, состояний и свойств, являющейся инструментом инициации, поддержания и контроля активности человека, направленной на выдвижение и достижение субъектных целей. В подходе автора выделены основные черты ресурсности личности – целесообразность, инструментальность, осознанность. В.И. Моросанова определяет целесообразность как системообразующий фактор осознанной саморегуляции, инструментальность, в свою очередь, рассматривает как психологическое средство достижения цели, а осознанность, по словам автора, априорна в отношении собственно регуляторных процессов, как структуры, так и внешних средств ее реализации [6].Эти компетенции имеют в качестве своей дифференциальной основы когнитивные особенности человека, а также особенности темперамента, характера и самосознания человека, мобилизуя, интегрируя и опосредствуя их влияние на поведение человека [7].Важность осознанной саморегуляции для благополучияОдин из способов, которым саморегуляция способствует повышению благополучия в нашей жизни – это развитие эмоционального интеллекта. К эмоциональному интеллекту относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей (Goleman, 2001; Matthews, Zeidner, Roberts, 2003; Mayer, Salovey, 1997; Люсин, 2004).Уровень способности человека к контролю и влиянию на свои эмоции и импульсы является составной эмоционального интеллекта. И, как обнаружили исследователи Ди Фабио и Кенни, эмоциональный интеллект тесно связан с благополучием [12]. Чем лучше мы понимаем и справляемся со своими эмоциями и эмоциями других, тем лучше мы понимаем нашу среду, приспосабливаемся к ней и преследуем наши цели. Рассматривая достижение поставленных целей мы можем наблюдать переплетение мотивации с саморегуляцией. Уровень мотивации движения к успеху человека связан напрямую с его производительностью. При наличии лучших намерений, четко выстроенных планов и хорошей силы воли, чаще всего человек потерпит фиаско в достижении цели при низком уровне мотивации. В такой ситуации он будет откладывать свои цели, и избегать выполнения поставленных задач, а также будет подвержен искушениям расслабиться или отвлечься.Таким образом, становится видно, что при высоком уровне мотивации мы способны стремиться к запланированным достижениям. Это дает нам ощущение целеустремленности, компетентности, повышает чувство собственного достоинства и благополучия, особенно в моменты, когда мы достигаем поставленных целей.Итак, связь осознанной саморегуляции и благополучия становится более явной и самое время рассмотреть современные техники, способствующие ее развитию:1. Дышите осознанно. Контролируя дыхание мы способны настроить свой эмоциональный фон. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.2. Развивайте внимательность. Практикуя любую из техник медитации мы способствуем усилению внимательности и концентрации. Внимательность, в отличие от машинальных бездумных действий, позволяет нам пробудиться; рефлексивное же осознавание нашего собственного разума помогает нам делать выбор и осознанно менять происходящее [9].3. Двигайтесь. Современные исследования доказывают связь физической и повышения уровня уверенности в себе, улучшения настроения и снижения беспокойства [11]. Регулярные физические упражнения могут быть столь же эффективными для повышения уровня энергии и снижения чувства усталости, как прием антидепрессантов.4. Практикуйте позитивный внутренний диалог. Когда мы не получаем положительной оценки со стороны, а нуждаемся в ней, стоит организовать ее для себя самостоятельно. Личное поощрение может заключаться в словах: «Молодец!», «Умница!», «Посмотри, как хорошо получилось, давай продолжать!». ВыводыВ заключение отметим, что развитие осознанной саморегуляции в жизни человека является значимым ресурсом психологического благополучия. Развитие навыков саморегуляции у нашего современника способствует профилактике проблем в период становления и развития личности, формированию продуктивных стратегий в учебной и рабочей деятельности. Развитие осознанной саморегуляции проявляется в умении поставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, продумать явные и неявные возможности их достижения, а далее изменить свою деятельность в процессе их воплощения для более легкой или успешной реализации намеченных планов. Литература:
  • делает среди итальянских старшеклассников. Журнал оценки карьеры , 19 , 21-34
  • Ди Фабио, А., и Кенни, Мэн (2011). Содействие эмоциональному интеллекту и выбору карьеры
  • Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  • Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал 1989. т. 2. 2.
  • Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 128135
  • Международный конгресс по психологии. Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу (Лейпциг, 6-12 июля 1980 г.). М. : Наука, 1981.
  • Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Моросанова. М.: Наука, 2010. 519 с.
  • Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. C. 521.
  • Осницкий А.К, Корнеева С.А. От саморегуляции функций к саморегуляции активности личности / Нейронаука для медицины и психологии: XVI Международный Н45 междисциплинарный конгресс. Судак, Крым, Россия; 6-16 октября 2020 г.: Труды Конгресса / Под ред. Е.В. Лосевой, А.В. Крючковой, Н.А. Логиновой. Москва: МАКС Пресс, 2020. С. 358.
  • Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 232 с.
  • Сигел Д. Внимательный мозг. Научный взгляд на  медитацию / Дэниел Сигел ; пер. с  англ. А. Анваера ; [науч. ред. Е. Пустошкин]. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 336 с.
  • Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. научн. тр. / Под ред. В.И. Моросановой. М. Ставрополь: ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007.
  • Умяров Т.Р. Занятия спортом для снижения уровня стресса в условиях мегаполиса // Инноватика физической культуры и спорта. Москва : РГСУ, 2020. 179 с.
  • Di Fabio, A., & Kenny, M. E. Promoting emotional intelligence and career decision making among Italian high school students. Journal of Career Assessment. 2011. № 19, 21-34.