Публикации «Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников»
Автор: Лазарева Алена Владимировна

Консультация для воспитателей «Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников»Словесное творчество – это художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, ощущений от окружающей жизни и выражающаяся устных сочинений Для эффективного развития словесного творчества нужны условия благополучного осуществления регулярной работы по развитию речи детей и обучению их родному языку. Для этого нужно:
  • расширять словарный запас,
  • экспериментировать со словами и предложениями,
  • совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую и монологическую речь,
  • обогащать и развивать мысль делать её образной и логичной,
  • воспитывать поэтический слух,
  • совершенствовать навык выразительного чтения.
  • Одним из самых приемлемых и эффективных средств формирования у детей дошкольного возраста творческих словесных умений является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность это отличная возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, оказывает большое влияние на речевое развитие детей дошкольного возрастаУчаствуя в театрализованной деятельности, дети дошкольного возраста знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии. В процессе работы над выразительностью реплик героев, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется артикуляционный аппарат, её интонационный строй.Каковы возможности театрализованной деятельности в развитии словесного творчества у детей дошкольного возраста.Процесс развития словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста требует соблюдения следующих педагогических условий:
  • подбор литературных произведений с учётом возможности сценического воплощения их содержания;
  • проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, с мимикой и жестами).
  • Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, его интересы и способности. В своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.Изучение данной темы я начала с обработки методической литературы, поиска интересных форм совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями, над темой «Развитие словесного творчества в процессе театрализованной деятельности».План работы, который предполагал решение следующих задач.
  • Создать эмоционально-благополучную атмосферу в группе детского сада (налаживание контактов с детьми, развёртывание партнёрских отношений, снятие эмоционального напряжения в выступлениях).
  • Подготовить предметно-развивающую среду обогащающую жизненный опыт дошкольников.
  • Развивать инициативность и самостоятельность детей в театрализованной деятельности.
  • Создать педагогические условия по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в театрализации.
  • Ознакомить с художественной литературой и произведениями.
  • Прививать детям навыки в области театрального мастерства (применение мимики, жестов, голоса).
  • Создать у родителей представление о театральной деятельности детей.
  • В группе необходимо сделать условия для развития творческой активности детей, очень важна предметно - развивающая среда. Так как она способствует накоплению игрового опыта, но и представляется основой самостоятельного творчества любого ребёнка, формой его самообразования.Нужно построить так предметно - развивающую среду, что бы дети могли самостоятельно играть в режиссёрские и театральные игры.Для этого в группе обязана быть оборудована театральная зона либо уголок сказки. Где дети могли подобрать игровые принадлежности и атрибуты, надев маску, могли представить себя в той или иной роли, дальше развивают замысел игры. С помощью родителей изготовить пальчиковый, настольный, театр из ложек, кукольный театр на прищепках, костюмы, шапочки, маски, ширму.Благополучное развитие словесно творческого процесса дошкольников может осуществляться в требованиях строго определённой организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.Применять задания на придумывание продолжения сказки, рассказов; театрализованные игры; сочинение сказок по мнемотаблицам, словесные игры, проигрывание сказок.В родительском уголке можно оформить стенды для консультации, например:«Театр дома», «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности», «Развитие у детей навыков сценического искусства», «Развивайте словесное творчество детей».Одним из требований благополучного освоения детьми театрализованной деятельности, словесного творчества является эффективное взаимодействие воспитателя, детей с родителями. Конкретно в семейных условиях, возможно, уделить ребёнку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов. С родителями можно послушать сказку. Рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочных героев. Подобрать литературный материал для обогащения детских представлений о сказочных персонажей, которые могут использовать родители для разыгрывания со своим ребёнком. Например, стихи Т. Волгиной. Приемы и методы, помогающие постепенно ввести дошкольников в роль сказочника. Своё творчество дети проявляют во всём, от подготовки спектакля до его премьеры. С гордостью они играют роли вместе с воспитателями и родителями. Дети чувствуют себя рядом с ними более раскрепощёнными, более эмоциональными, свободными.Таким образом, можно сделать вывод, что применение театрализованной деятельности на занятиях с детьми способствуют словесному творчеству, грамматического строя родного языка, детского словаря, помогает разгадать свои вероятные возможности. Дошкольники смогут:
  • Чаще проявлять эмпатию друг к другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стать доверчивыми и открытыми.
  • Значительно уменьшится количество конфликтных ситуаций между детьми.
  • Дети освоят невербальные средства общения (жесты, мимику, движения),
  • Научатся понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное.
  • Речь станет более выразительной, дошкольники более уверенными в себе, научатся преодолевать робость,
  • Станут самостоятельными и инициативными и появится интерес к театрализованной игре.
  • Театрализованная деятельность представляется самым эффективным средством развития словесного творчества детей дошкольного возраста. Игры драматизации позволяют решать немного задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, где ребёнок обучается незаметно для него самого, он актёр и учится публично грамотно говорить и действовать. Развитие словесно творческого процесса ребёнка не простой и долгий, требующий искусного педагогического действия и руководства.Однако мы отметим, что работа по развитию словесного творчества в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста не закончена, в данном направлении следует работать всё время и систематически.