Публикации "Методы и формы построения образовательного процесса, стимулирующие познавательную деятельность ученика"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методы и формы построения образовательного процесса, стимулирующие познавательную деятельность ученика"
Автор: Нина Антоновна Хребтова

«Создание условий для развития научно – исследовательских навыков и творческого потенциала обучающихся во взаимодействии с сельским социумом»Воспитать человека интеллектуально,не воспитав его духовно- нравственно, значитвырастить угрозу для общества.Теодор РузвельтВопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие определено как задача первостепенной важности в формировании личности обучающегося. Развитие научно исследовательских навыков является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания. В требованиях ФГОС обозначено, что формирование духовно-нравственных ценностей должно сочетаться в единстве всех видов школьной деятельности, в том числе и исследовательской, семьи и других институтов общества. Школьная жизнь начинается со Дня Знаний и заканчивается выпускным балом. В этот отрезок времени дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, но и  формируются как личности. Жизнь ребенка в этот период состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые постоянно претерпевают значительные изменения в связи с требованиями современной реальности.На мой взгляд, учителя ждёт успех в воспитании тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха - «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родительНаша школа работает по 5 направлениям, одно из основных – духовно-нравственное.Я, как классный руководитель, планирую работу с родителями и детьми под девизом: «Мы вместе и душа на месте!» Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную - возрождение духовности.«Без памяти - нет истории,Без истории - нет культуры,Без культуры - нет духовности,Без духовности - нет воспитания,Без воспитания - нет Человека, Без человека - нет Народа»                                 (В.А.Караковский)Для достижения этой цели – воспитать в каждом ученике духовно-нравственную личность, я наметила основные блоки, опираясь на которые и строилась вся работа.1-й блок. «Я и окружающие меня люди»2-й блок. «Я и традиции моей семьи»3-й блок. «Общечеловеческие нормы нравственности»4-й блок. «Я – гражданин России»Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы духовной нравственности, безусловно, формируются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Работа по данному направлению реализуется через организацию классных часов, конкурсов, игр, КВНов, походов, исследовательских проектов, внеклассных мероприятий, экскурсий и т.д. Через совместную деятельность родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе, как посторонние наблюдатели. Поэтому в нашем классе проводится много мероприятий совместно с родителями обучающихся. И каждое мероприятие основано на исследованиях.Страницы жизни класснойХочу вам показать.О жизни нашей разнойПодробно рассказать.Хочу заметить сразу,Не в шутку, а всерьёз.Успешно применяюСтандарты ФГОС.1 сентября 2013 года мы пришли в 1 класс и волею судьбы стали первооткрывателями: заложили со своими родителями аллею первоклассников (из молодых саженцев елочек), спонсорами выступили наши выпускники 1972 года – Шубников В.Н. и Никоненко В.С.Деревья садим мы – традиция хорошаяЗа это нам признательна земля!Где был наш сад, весь кленами заросший.Теперь рябинки, ели, сосны – красота!Слайд 1Самый первый совместный праздник – Золотая осень. Это была коллективная творческая игра, где у каждого была своя роль, задача, и от того, как он её выполнит, зависит успех общего дела. Участвуя в разучивании ролей, дети знакомятся с духовными и нравственными ценностями, учатся быть самим собой и «другим», проживая множество жизней. Но главное здесь – атмосфера. Она добрая, светлая, радостная, загораются глаза, рождается интерес, доверие, желание делать всё красиво. Добрая атмосфера во время совместного праздника формирует у наших детей способности к сопереживанию и сорадости, создает условия для самореализации и самоутверждения. Родители нас поддерживают, иногда играют роли, помогают в оформлении столов, готовят с детьми поделки, «колдуют» над букетами цветов. Слайд 2Традиционно наша началка весной и осенью ходит в поход, бывает совместно с родителями. Накануне готовим проекты об экологических проблемах нашего региона, правилах поведения в природе, оказание помощи нашим младшим братьям. Это прививает детям любовь к малой родине, природе, всему окружающему, учит, как вести себя в природе, не нанося ущерб. Мы играем, наблюдаем и, конечно, в итоге – пикничок.На природу выходилиС мамами и папами.В лесу мусор убиралиМешками, лопатамиНаблюдали и игралиВ общем, весело нам было!Слайд 3Готовимся ко дню пожилого человека, проводим исследования по изучению истории своей семьи, со своими бабушками, дедушками встречаемся, готовим подарки. Мы любим своих родных, оказываем им посильную помощь. Это тоже играет огромную роль в формировании духовно-нравственного воспитания. Осуществляется связь поколений.Кто старость не умеет уважатьИ проявляет к ней пренебреженье,Тому не обойти, не избежатьИ самому людского униженья. Слайд 4Зимние прогулки, соревнования играют немаловажную роль в развитии научно-исследовательских навыков, дети защищают мини-проекты о здоровом образе жизни, видах спорта, уроках физкультуры, физминутках. Это и укрепляет здоровье, воспитывает чувство коллективизма, сопереживания, дух соревновательной борьбы, формирует здоровым детский коллектив.Зимой в игры мы играемИли катимся с горы,Мы здоровье укрепляем,Отдыхаем от души.Мы готовы, как одинК любому испытанию,Непременно победимДайте нам задание!Слайд 5Вместе с родителями проводим Новый год. Исследуем проблему возникновения этого веселого праздника, его роль в жизни всех людей планеты Земля, придумываем сценарий, готовим костюмы, репетируем, приглашаем гостей.Как приятно, что сегодняГости к нам сюда пришли,И, не глядя на заботы,Час свободный все нашли!Слайд 6Много праздников на свете:Всех не сосчитать.Любят дети и родители,Вместе их встречать!Защитником мир весь кого величает, - Тот праздник свой нынче зимой отмечает! - Есть в мире один лишь подобный герой: Защитник такой – это папочка мой! Под этими строками хочется отметить праздники, которые стали в нашей школе доброй традицией: 23 февраля, смотр песни и строя, спортивные марафоны. Мы готовим проекты возникновения этого праздника, какие реформы он претерпел, в каких родах войск служили наши деды и папы. Как правило, именно отец прививает навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в детях чувство долга, выводит интересы ребёнка за порог собственного дома. Детям совершенно необходим зримый пример мужского поведения. Мужская требовательность тем и хороша, что в ней меньше педантизма, скучной назидательности.К сожалению, последнее время утрачивается роль отца как главы семейства. Одни уходят из семьи, другие ссылаются на занятость в работе. В результате чего папы остаются в стороне от воспитания своих детей. Теряется, конечно, в глазах детей и авторитет отца, он становится для детей только источником дохода.И для того, чтобы поднять авторитет отца в глазах ребёнка, укрепить отношения между семьёй и школой, сплотить детей и родителей в канун Дня защитника Отечества проводим спортивный праздник. Дети приготовили папам стихи, загадки, а папы рассказали детям о своей работе, о том, как служили в армии. Один папа рассказал ребятам, как проходил службу в Афганистане, другой в Чечне. Дети слушали, затаив дыхание, и не верили своим глазам: «Неужели это мой папа?» И спортивное состязание закончилось совместным чаепитием и проигравших в этот день не было.Сколько тепла, заботы, отцовской любви было получено в этот день! С гордостью дети бежали домой и  кричали маме: «А наш папа самый лучший!» И папы убедились в правильности высказывания: «Гораздо легче стать отцом, чем остаться им».Слайд 7Весенние праздники: 8 марта, масленица, ярмарки…Масленица к нам пришла,Радость людям принесла,Ну, а мы придем с блинами,Встретить праздник вместе с вами!Любому, кто живет на белом свете,Любить, кто может, думать и дышать,На нашей грешной голубой планетеРодней и ближе слова нет, чем мать.Всё своё творчество дети дарили своим мамам, которые были приятно удивлены необычным талантам своих детей, которые в форме устного журнала «Говорящая газета «Мы поздравляем наших мам!»».Это был цветочный гороскоп, где дети по дате рождения мамы определяли их цветок, рассказывали о своих мамах и дарили им эти цветы с праздничными пожеланиями. Предшественником этого мероприятия было исследование цветочного гороскопа, каждому хотелось найти цветок не только симпатизирующий своей маме, но и самим себе, учителю, бабушкам, тетям. А с каким восхищением и гордостью представляли ребята «сюрприз», который они готовили в школе для своих мам! Это были письма – откровения, в которых дети задавали мамам вопросы, какие боялись сказать вслух, здесь были и просьбы о том, чтобы мамы уделяли детям больше внимания, а были такие, в которых дети просили не разводиться своих родителей, говоря, как они их любят. Слайд 8В рамках воспитания духовной нравственности полезной были встречи с Иеромонахом Мелхиседеком (Свистелиным), благочинным Центрального округа Карасукской и Ордынской епархии. Серию бесед, с детьми и родителями, в этом направлении, провел он в прошлом учебном году….. Эти встречи побуждают детей задуматься о высших нравственных качествах человека, понять сущность добра и зла. Его слова заставляют задуматься о таких качествах, как человечность, порядочность, сострадание, забота о своих близких, любовь к своей Родине, родному краю. После встречи ребята сделали вывод: чтобы в семье было спокойствие и взаимопонимание нужно любить и уважать друг друга, прощать любые обиды, находить общие дела и увлечения, прислушиваться к мнению всех, кто тебя окружает. Ведь все хотят тебе только добра! Значит надо жить в гармонии со всеми!Слайд 9 В этот праздник мы чествуем дедов,Защитивших родную страну,Подарившим народам ПобедуИ вернувшим нам мир и весну!Один из почитаемых нами праздников - день Победы. И это мероприятие тоже основано на исследовательской деятельности. Мы заблаговременно готовимся к нему: украшаем класс, готовим подарки, защищаем свои проекты, проводим акции по уборке не только своей территории, но и оказываем посильную помощь в уборке парка культуры, где расположены памятники погибших в войне. Горе коснулось каждой семьи, прошлось черной меткой по каждому двору. Мы помним всех и чтим память о них.Слайд 10Когда тебе плохоВ душе буря, мгла.Ты знаешь, поможетРодная семьяОна никогда не оставит в бедеПоддержит тебяВсегда и везде…Целая серия мероприятий у нас была посвящена родословной: у ребят возник вопрос: «Кто наши прабабушки и прадедушки?» Мы решили исследовать эту проблему. Ребята подготовили рефераты и презентации о своих бабушках и дедушках и рассказали о них присутствующим. На родительском собрании родители предложили провести подобное мероприятие всем вместе. Подготовку к нему начали с оформления мини-проектов. Мини-проекты: «Секрет моего имени», «Семейный герб», «Происхождение моей фамилии», «Моя родословная», «Традиции моей семьи» вошли в долгосрочный проект «Моя семья – моё богатство». Так, участвуя в мини-проекте «Традиции моей семьи» детям было предложено выполнить небольшое проектное задание (индивидуально):1. Составить рассказ об одной из традиций своей семьи.2. Представить материал в классе в виде презентации, фоторепортажа, выставки.3. Ответить на вопросы: Какие из традиций вы хотели бы сохранить в своей семье, когда станете взрослыми? Какую традицию хотели бы создать?Социальные проекты: «Добрые дела», «Помоги птицам», «День Матери», «Мы за здоровый образ жизни», «Мой прадедушка – моя гордость», «Прошлое моей семьи».Итогом этой серии стала встреча в гостиной «Я+Я = счастливая и дружная семья!»Слайд 11Умирают деревни, умирают деревни!Исчезают навеки, хоть верь, хоть не верь.Где отыщется слово суровей и гневней,Чтобы выразить боль этих жутких потерь?!Без печали и слёз, будто так полагается,Составляется акт, что с таких-то вот порДеревенька та «с данных учётных снимается»И её больше нет. Вот и весь разговор В этом учебном году я веду факультативный курс, в рамках внеурочной деятельности, «Я – исследователь». В свое время академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла» К этому меня подтолкнул разговор с дедушкой моей ученицы, который родился в деревне Марьяновка (ныне исчезнувшая с лица земли, в 1980г). У него была такая ностальгия, свою малую родину он видел во сне И мы решили с детьми попробовать взять исследовательский проект «Судьба исчезнувших деревень, входящих в состав колхоза имени Ленина». Возможно, к моему великому стыду, я не знала, что готовится к выпуску книга в этом же направлении. И у нас закипела работа: с большим энтузиазмом ребята собирали материал, благо еще живы люди, которые проживали в этих неперспективных деревнях (им по 70-90 лет) Мир, в который ребята окунулись, можно даже сказать «прожили» во время подготовки проекта, открыл им такие нравственные ценности как трудолюбие, милосердие, любовь к природе и к родной земле, уважение к историческому прошлому родного села, чувство гордости за земляков. Нам оказывали помощь дедушки и бабушки, прадедушки, наш школьный музей, сельская библиотека, старожилы. Нам по крупицам удалось восстановить деревеньку Марьяновка, ее улицу, достопримечательности (на тот момент). Эта коллективная творческая деятельность помогла сплочению ребят. Дети получили достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего села. Без наших родителей, односельчан мы этого бы не сделали. И у нас получилось Мы восстановили Марьяновку 40-50 годов. В этом году исполнилось 35 лет, как она умерла, исчезла с карты района. Это был наш, местный юбилей. Грустный, с болью в сердце. Марьяновка была основана в 1926 году, по Всесоюзной переписи населения ( на тот момент) числилось 48 дворов, 121 мужчина и 132 женщины. Сейчас на месте этой деревеньки бугорки, заросшие бурьяном, да деревья и кустарники, символизирующие ту или иную усадьбу…Третий год подряд жители Марьяновки (летом их было 30 человек, людей преклонного возраста) собираются на своей малой родине, со всех уголков земли, расстилают из скатертей «столы», беседуют, вспоминают, смеются и глотают горькие слезы. Вот это зов родной земли… Далее мы продолжим исследовательскую работу еще по 2 деревням: у нас есть уже материал по деревне Гусевка и Васильковка. Слайд 12- проект на бумажном носителе В заключении мне бы хотелось сравнить каждого своего воспитанника с цветком. «Смотреть, как растёт маленький человек, - всё равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветёт, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным, душевным, любящим человеком становится ребёнок…»