Публикации Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста на занятиях бисероплетения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста на занятиях бисероплетения
Автор: Леошко Людмила Петровна

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста на занятиях бисероплетения Методические рекомендации         Содержание  I.Объяснительная записка…………………………………………..…3II.Развитие мелкой моторики рук у детей……………………………5III.Литература ………………………………………………………..26IV.Приложение……………………………………………………….27                             I.Объяснительная записка «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»В.А. Сухомлинский Бисероплетение – это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук.За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более вышивает и вяжет. Единственное, что способны освоить современные дети, — это кнопки компьютерной клавиатуры. И родители никак не реагируют на эту опасную безрукость. А зря! Потому что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Также они способствуют развитию пространственного ориентирования, речи и творческих способностей. Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, например, бисероплетение. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН, М.М. Кольцова,               Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова – Фомина, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно–двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.Задачи:1.      Углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения.2.      Формировать  навыки работы с бисером:                   развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;                   развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.3.      Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:                   произвольное внимание;                   логическое мышление;                   зрительное и слуховое восприятие;                   память, речь детей;                   умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.4.      Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь привыполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основу культуры труда. Ожидаемые результаты:1.     Развивается творческий потенциал детей.2.     Формируется устойчивый интерес у детей к бисероплетению на занятиях и в самостоятельной деятельности;3.     У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.4.      Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с помощью занятий по бисероплетению, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительных учреждений, педагогов начальных классов образовательных учреждений, родителей.Рекомендации направлены на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима  для развития речи, а так же подготовки рук к письму и выполнению тонкой ручной работы. II. Развитие мелкой моторики рук у детей  Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.Вся история развития человечества доказывает,  что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это.  Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока–ворона» и т.д.И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос.  Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными.  В коре  головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.Как, мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно.  Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. С. Выготский (1983), указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта. В повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что «нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости». Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у школьников неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены. У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка.  И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом. В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию методики мануальных упражнений, способствующих преодолению психофизиологических нарушений. На основе выявленных связей мелкой моторики руки и психической деятельности человека, отечественные ученые проводили серию соответствующих экспериментов. Например, в своих исследованиях Б.И. Пинский указывает на то, «что особенности психического развития умственно отсталых, выражающиеся в нарушении познавательных процессов, строения и мотивации деятельности, и недостаточное развитие моторики тормозят формирование двигательных навыков».В.А. Сухомлинский писал, что « чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.  По многим наблюдениям у детей,  которые выполняли упражнения для развития мелкой моторики рук, улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.Так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка,  работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание заданиям, упражнениям, играм, содержащим мануальный аспект деятельности, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят его к овладению навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.Сейчас почти в каждом классе в начальной школе есть уголки с играми, материалами, направленными на развитие мелкой моторики. Но часто педагоги используют в своей работе такие виды деятельности, в которых задействованы только первые три пальца – большой указательный и средний. Это – плетение, нанизывание бусин и колец, мозаика, вырезание из бумаги, рисование штриховка, обведение по контуру. Первые три пальца, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им поле обозначаются как социальная зона руки. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя эти пальцы в упражнениях, мы на треть снижаем эффективность всей работы по развитию мелкой моторики.    Очень полезно на коррекционных занятиях и во внеурочное время проводить упражнения с песком, водой, с различными природными материалами (шишками, каштанами, камешками, ракушками, желудями), с пуговицами, работать с пластилином, бумагой и т.п.Данные рекомендации способствуют осмысленной, целенаправленной работе педагога или родителя с ребенком по развитию моторики, что в конечном итоге приведет к развитию мышления и речи ребенка в той или иной степени (в зависимости от способности мозга). Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.    Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только родителям, воспитателям   дошкольных  групп, но и учителям начальных классов, воспитателям, занимающимся с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.  Во время занятий по развитию моторики следует помнить и соблюдать следующие общие правила:    Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.    Сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь.    Число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке.    Повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий.    Интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки – как физическую, так и психическую.    Продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно.    Перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.                    III. Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста на занятиях бисероплетения Одним из немаловажных аспектов развития школьников младших классов является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Согласно данным психологов и физиологов у детей младшего школьного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенны координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Кроме того, многие дети с трудом ориентируются в таких необходимых пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх–низ, ближе – дальше, под–над, около–внутри. По моим наблюдениям у большинства обучающихся первого года обучения пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью, с трудом правильно берут иголку, проволоку, леску, не могут сразу нанизывать бусинки на проволоку, затянуть узелок, закрепить бисерный ряд. Возникают случаи незаинтересованности детей на занятиях при выполнении мелких, трудоёмких игрушек, воспитанники предпочитают простые бисерные украшения: бусы, браслеты, колечки.Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев, сейчас очень много: это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятия рукоделием. Шитьё, вышивка, бисероплетение привлекает детей тем, что в результате стараний их пальчиков появляются удивительно красивые вещи. Это очень важное ощущение для ребѐнка, когда из россыпи разноцветных бусинок появляется забавная поделка. Сделанное собственными руками вдохновляет ребѐнка, он будет гордиться реальным результатом и стремиться сделать ещё лучше и красивее. Для первых шагов в рукоделии лучше всего подходит бисероплетение. Вышивка требует определѐнной сноровки и прилежания для того, чтобы слушалась игла, и стежки ложились бы близко друг к другу. Для шитья необходимо воображение и логика, чтобы представлять себе алгоритм действий и возможный результат. А вот плетение небольших простых игрушек из бисера прощает некоторые детские оплошности, способствует быстрому развитию пространственного воображения и абстрактного мышления. К тому же игрушка всегда желанна для ребёнка.Бисероплетение – один из древнейших видов рукоделия. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции, поэтому оно сохраняет свое значение и в наши дни. Как только ни называют бисер – волшебный, загадочный, чарующий и даже живой. Как это, спросите вы, живой? Ведь бисер – это всего лишь стеклянные шарики с отверстиями. Они не умеют ни ходить, ни говорить, ни чувствовать. Тем не менее, бисер путешествовал по векам, странам и сословиям. А бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.Бисероплетение – занятие увлекательное и полезное, доступно детям младшего школьного возраста. Поделка из бисера, выполненная даже самым простым способом, выглядит ярко и эффектно. Бисер привлекает детей и яркостью красок и разнообразием форм, и размером и простотой выполнения изделий. Работа с бисером интересует не только девочек, но и мальчиков, они охотно работают с этим материалом.Значение этого увлекательного процесса очень велико, занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию. Важно отметить, что бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки. Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти, мышления и речи.Составляя план работы с  младшими школьниками, необходимо, учитывать уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого - к сложному», разнообразие видов деятельности, и, конечно же, мотивацию изготовления поделок.Работу необходимо начинать с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов. Осваивание техники плетения необходимо начинать из мелких бусин и крупного бисера, так как  некоторым детям очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки. Для начала необходимо использовать прием простого низания бисера на одну нить – плетение бус, браслетов, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. После чего, как дети освоят простое низание, идет усложнение и знакомство с другими техниками плетения из бисера. Кроме освоения техники плетения  дети учатся работать со схемой, проговаривать свои действия, упражняться в счете.Процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности,  способствует развитию глазомера и координации движения пальцев. Помимо сказанного, плетение бисером оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно учась контролировать свои действия.Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, произвольно направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.Таким образом, занятия с бисером: способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств; знакомят с особенностями художественного языка; развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её, способствуют обогащению словаря.Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт тактильных движений. При этом необходимо сразу обучать ребенка правильным приемам действия: нанизывать бисер на проволоку справа налево, уметь выполнять правильное чередование бисера по цвету и размеру, нанизывать ровно плотно без пробелов. В 7–8 лет ребенок должен научиться выполнять следующие виды низания: «В одну нить», «В две нити», параллельное плетение и уметь доводить начатое дело до конца. Так же педагогу следует обращать внимание на правильность посадки за столом. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 15 до 20–25 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить с воспитанниками пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с детьми обеспечат правильное и красивое письмо. Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показывают, что развитие мелкой моторики рук является необходимым условием для развития речи и мышления ребенка.Так же в своей практике я использую графические диктанты, которые способствуют умственному развитию и развитию мелкой моторики.Обязательным стало ежедневное проведение пальчиковой гимнастики, подобранной в соответствии с лексическими темами. Она проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях. Осваивая приемы пальчиковой гимнастики педагогу необходимо соблюдать некоторые правила: перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой; выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой; при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением; выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.Новизной методики кружковой деятельности считаю синтез бисероплетения и основы самостоятельного изготовления изделий, как по заданному образцу, так и по собственному замыслу. Определив основное направление в работе, постоянно искала новые пути создания такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь, способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев. Необходимым условием реализации методики является компетентность педагога, его инициативность и заинтересованность конечным результатом. Думаю, что мне удаётся увлечь и заинтересовать учащихся младшего звена на занятиях дополнительного образования.В кабинете кружковой деятельности по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбрать наглядные пособия, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с педагогом, но и проявить своё творчество, реализовать свои замыслы. Реализация методики дала детям определенные результаты. У воспитанников возросла познавательная активность, желание узнавать новое, самостоятельно работать на занятии и дома. Повысился уровень учебной мотивации, что в свою очередь положительно сказывалось на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки.Бисероплетение  достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности. Занятия по бисероплетению играют положительную роль в развитии мелкой моторики рук у младших школьников, помогают справиться с плохим настроением, развить творческие способности. И не будем забывать  –  развитые в детстве качества, способности сопровождают нас в дальнейшем по жизни. Мы проявляем их при решении любых возникающих в нашей жизни задач, вне зависимости от их конкретного содержания.          IV. Литература1.      Артамонова Е. Бисер. – М.: Академия развития, ООО Академия, К0, ООО Академия Холдинг, 2002.2.     Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД). - М., 1974. - 112 с.3.     Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.4.     Белая А.Е., В.И. Мирясова. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников, М., Лист, 20005.     Бернштейн Н.А.  О ловкости и ее развитии. Очерк I. Что такое ловкость? russtil 1.narod.ru6.     Божко Л. Бисер. – М.: Владос, 2000.7.     Божко Л. Бисер для девочек. – М.: Владос, 2003.8.     Божко Л. Бисер. Уроки мастерства. – М.: Владос, 2002.9.     Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.10.   Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.11. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. СПб., 200012. Глозман Ж. М. Исследование механизмов речевой и моторной готовности / Ж. М. Глозман, А. А. Кисельников, Е. В. Созинова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2008. - № 1. - С. 49 - 58.13. Данилова Е. Развитие моторики у детей // Педагогический вестник. -  2000. - №5. - С.11.14. Долгушева О. Г. . Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста festival 1september.ru15. Дубинина С.М. Плетение бисером/ «Домашнее рукоделие»/ - М.: Вече, 2000. – 192 с.16. ИзабельКассап - СельеОбъёмные фигурки из бисера». Издательская группа «Контэнт». Москва 2008г.17. «Игрушечки из бисера». Издательство «Культура и традиции». Москва 2008г.18. Канурская Т.А., Маркман Л.А. Бисер. – М.: Владос, 2000.19. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.,1973. - 105 с.20. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. Москва, 2001.21. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.22. Ладынина Ю.. Фигурки из бисера . Издательство «Культура и традиции».- 2004 - 80.23. Лаукина М. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. М.: Аргументы и факты, 2002.24. Лаукина М. Бисер. – М.: Изд-во Эксмо, 2000.25. Левшенкова Г.Н. Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. ИПК., Наро-Фоминск, 2011.26. Ликсо Л.Н. Бисер. От простого к сложному. - Минск: Харвест, 2010. - 256 с.27. Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008. – 703 с.28. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.29. Магина А. Бисер. Плетение и вышивка. – М.: Изд-во Эксмо, 1999.30. Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.31. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2008.32. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.33. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;34. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.35. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.36. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.37. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.38. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.39. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,200740. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 201041. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.42. Чиотти Д. Бисер. – М.: Академия развития, ООО Академия, К0, ООО Академия Холдинг, 2002.43. Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками. – М.: Академия развития, ООО Академия, КО, ООО Академия Холдинг, 2004.44. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008. – 251 с45. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. №3    Электронные ресурсы 1.      Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 2.      Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 3.      Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 4.      Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 5.      Сайт Центра Практической Психологии Образования                                  IV.ПриложениеГрафические диктантыВыполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом:1. Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.10. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.         УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК  Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).  То же упражнение выполняются пальцами левой руки.  То же упражнение производится одновременно пальцами левой и правой руки.  Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди (здороваются): сначала большой палец с большим пальцем, затем указательный с указательным и т.п.  Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.  Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).  Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.  Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («осы»).  Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).  Те же движения производятся пальцами левой руки.  Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук («Дети бегают наперегонки»).  Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки («Козлята»).  То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Козлята»).  То же упражнение выполняется пальцами левой руки.  Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их («Очки»).  Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца («Зайчик»).  То же упражнение выполняется пальцами левой руки.  То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Зайцы»).  Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («Деревья»).  Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной , производить движения вверх-вниз («Птички летят, машут крыльями»).  Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца.  Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.  Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.  Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца.  Выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.  Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.  Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).  Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).  Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («струя-кресло»).  Правую руку сжать в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку («стол»).  Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие («бочонок с водой»).  Левая рука в том же положении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьёт водичку»).  Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска»-«гнездо»).  Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а большие пальцы спущены внутрь («птичье гнездо с яйцами»).  Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»).  Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»).  Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей».  Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.  Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («Мост», «Дорога», «Дом»).  Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («Чашечка» «Цветок»).  Прижать руки тыльной стороной друг к другу, затем опустить вниз («Корни растений»).  Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут по столу» («Бежит собака», «Бежит лошадь»).  Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы левой руки (они изображают «Всадника»), посадить «Всадника» на «Коня» - указательный палец правой руки.  Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их («Улитка с усиками»).  Правая рука – как в предыдущем упражнении, а левую руку положить сверху («Раковина улитки»).  Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх («Кошка»).  Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («Кошка», «Собака»).  Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («Птица в гнезде»).  Концы пальцев направить вперёд, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («Лодочка»).  Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («Солнечные лучи»).  Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их («Ёлка», «Ветви»).  Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им («Колокол»).  Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх («Пассажиры в автобусе»).  Катание пластмассовых шариков.  Разрывание бумаги на мелкие куски.  Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин.  Застёгивание пуговиц.  Развязывание и завязывание узлов.  Шнуровка ботинок.  Складывание пирамидок, домиков и др.  Игра «Почтовый ящик».  Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструктором и ...  Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Индейская лодка»).  Теневой театр.        Пальчиковая гимнастика:                Пальчиковая гимнастика для детей дошкольногои младшего школьного возрастаПальчиковая гимнастика  под стихотворное сопровождение:          Пальцы делают зарядку,Чтобы меньше уставать.А потом они в тетрадкеБудут буковки писать.(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки)          Две весёлые лягушкиНи минуты не сидят.Ловко прыгают подружки,Только брызги вверх летят.(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)          Ёжик топал по дорожкеИ грибочки нёс в лукошке.Чтоб грибочки сосчитать,Нужно пальцы загибать.(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)          Только уставать начнём,Сразу пальцы разожмём,Мы пошире их раздвинем,Посильнее напряжём.(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)          Дружно пальчики сгибаем,Крепко кулачки сжимаем.Раз, два, три, четыре, пять –Начинаем разгибать.(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)          Наши пальчики сплетёмИ соединим ладошки.А потом как только можноКрепко-накрепко сожмём.(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)          Пальцы вытянулись дружно,А теперь сцепить их нужно.Кто из пальчиков сильнее?Кто других сожмёт быстрее?(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)                             РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1.      Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой дополнительно к занятиям в школе? В какой именно кружок записать ребёнка? Как выбрать именно тот, который ребёнок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?2.      Посещение кружка это:  смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жёстких требований к дисциплине.  смена круга общения. Внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных группах, и ребёнка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе.3.      Занятие в кружке, секции – это общение. Родителям застенчивого ребёнка психологи часто рекомендуют записать его в кружок. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы, что облегчает установление дружеских отношений.4.      Занятия в кружке, секции способствует повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребёнок обязательно добьётся успеха, пусть небольшого, но очень важного для него.5.      Уважаемые родители, обязательно записывайте своих детей младшего школьного возраста на кружки прикладного творчества, а в особенности на бисероплетение. Это не только творчество, но и огромнейшая польза для развития вашего ребёнка.