Публикации
Урок литературы "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок литературы "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова"
Автор: Торопова Ирина Валентиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок литературы "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова"
Автор: Торопова Ирина Валентиновна
План урока:Подготовка к восприятию.Сообщение темы урокаРабота над новым материалом.3.1. Индуктор3.2. Первичная социализация3.3. СоциализацияТворческое задание.4.1. Разрыв.4.2. Творческий отчет групп.РефлексияСодержимое разработки Торопова Ирина Валентиновна,учитель русского языка и литературыМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»городского округа город Шарья Костромской областиУрок литературы по технологии «Педагогическая мастерская»План урока:Подготовка к восприятию.Сообщение темы урокаРабота над новым материалом.3.1. Индуктор3.2. Первичная социализация3.3. СоциализацияТворческое задание.4.1. Разрыв.4.2. Творческий отчет групп.РефлексияХод урока.1.Подготовка к восприятию.Обсуждение эпиграфа урока:«Хоть любить…но кого же?На время не стоит труда,А вечно любить невозможно»М.Ю.Лермонтов-Как вы понимаете эти слова?-Как вы думаете, судя по эпиграфу, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?2.Сообщение темы урока.-Сегодня у нас урок - мастерская из цикла «Учимся понимать поэзию». «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова». У каждого из нас есть свой жизненный опыт, мы любим родину, родителей, нам кто-то симпатизировал, кого-то любили. Мы знаем о жизни и судьбе поэта.3.Работа над новым материалом3.1 Индуктор-Каждому из вас я раздала листочки, на которых вам необходимо сформулировать понятие «любовь» (в течение 3 минут). Формулировка может быть абсолютно произвольной.3.2. Первичная социализация-Обсудите сформулированное вами понятие с членами вашей группы и выберите одно, которое, на ваш взгляд, наиболее точно отражает содержание понятия или сформулируйте новое и запишите ключевое слово для составления кластера на листок.(На доске написано слово «любовь», от которого расходятся стрелочки.)3.3 СоциализацияУчащиеся читают получившееся понятие и составляют кластер.4.Творческое задание4.1. Разрыв- Давайте сопоставим наше представление о любви с тем, что включает в это понятие М.Ю.ЛермонтовКаждая группа получила стихотворения М.Ю.Лермонтова, написанные им в разные периоды своей жизни, посвященные разным женщинам.-Вам необходимо определить, сформулировать понятие «любовь», опираясь на стихотворение М.Ю.Лермонтова, и сделать вывод о том, как воспета любовь в каждом из них. Для этого вам необходимо заполнить таблицу (по алгоритму): Таблица для частичного анализа стихотворений М.Ю.Лермонтова4.2. Афиширование. Творческий отчет групп Учащиеся выразительно читают стихи, делают вывод относительно заполненной таблицы.1 группа - стихотворения, посвященные Е.А. Сушковой: «Нищий», «К Сушковой», «Зови надежду сновиденьем»- «Черноокой» называли Е.А. Сушкову в свете. Светская красавица, она посмеивалась над чувствами поэта. (Показ портрета Е.А. Сушковой на презентации)Учащиеся делают выводы. На доске составляется кластер (напротив фамилии Е.А. Сушковой появляются слова «любовь - это… обманутые надежды и напрасная жажда любви, неразделенная, обман).2 группа – стихотворения, посвященные Н.Ф. Ивановой: «Н.Ф.И.». «Романс к И..», «К Н.И.»-Отношения Лермонтова к Ивановой иное, чем к Сушковой. Он ей верит, она –поверенная. Именно Наталье Федоровне Лермонтов посвятил наибольшее количество своих стихотворений. Но срок любви был короткий. Возлюбленная изменила ему.(Показ портрета Н.Ф. Ивановой на презентации)Учащиеся делают выводы. На доске составляется кластер (напротив Н.Ф. Ивановой появляются слова «любовь - …мука, страдания, неудачи» )3 группа – стихотворения, посвященные В.А. Лопухиной: « К* («Мы случайно сведены судьбою», «Она не гордою красою», и др.-Новый образ, образ Вареньки Лопухиной овладевает Лермонтовым на всю жизнь. Судьбы Варвары Лопухиной и Лермонтова соединились навсегда.(Показ портрета В.А. Лопухиной на презентации)Учащиеся делаем выводы. На доске составляется кластер (напротив фамилии В.А. Лопухиной появляются слова «любовь - это….возвышенность одухотворенной личности, самопожертвование героя ради ее счастья, любовь - страсть, горечь, разочарование…»)4 группа – стихотворения, посвященные М.А. Щербатовой «Молитва», «Отчего» и др. - М.А. Щербатова - новая возлюбленная поэта. Она была высокая, стройная, с бронзовым блеском на волосах.(Показ портрета М.А. Щербатовой на презентации)Учащиеся делаем выводы. На доске составляется кластер (напротив фамилии М.А. Щербатовой появляются слова «любовь - это…разлука героев, горькое осознание безысходности ситуации, страдание сердца и душевные муки)