Публикации Авторская статья

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская статья
Автор: Попова Ирина Петровна

Попова Ирина Петровнамузыкальный руководитель, МБДОУ д/ с №116, Воронежская область, г. ВоронежОДАРЁННЫЕ ДЕТИЕщё раз о «динамическом» алфавитеи способах выявления скрытой одарённости.В первой статье, опубликованной в сборнике статей 2-й Всероссийской конференции «Современное детство: психолого- педагогическая поддержка семьи и развитие образовании» ТОИПКРО апрель 2017 года, я постаралась рассказать родителям и коллегам о пользе обучения в музыкальных школах, в том числе и не из-за желания в обязательном порядке нацелить ребёнка именно на музыкальную, карьеру, а для решения другой, более универсальной задачи – раннего выявления у малыша скрытой одаренности любого вида и направления. Которая чаще всего выявляется через хорошо развитую руку.Для этого, в третьей части той же статьи, я попыталась максимально просто и понятно рассказать об огромной пользе комплексной тренировки руки, в результате которой одновременно развиваются и шлифуются все 27 степеней её свободы. Далее, для лучшего понимания ситуации, я провела аналогию между общеизвестным буквенным алфавитом, выучив который получаешь доступ к любому тексту и, (менее известным, но таким же реальным) динамическим алфавитом, то есть, набору движений, открывающим доступ к любому мастерству.После её публикации мне начали поступать уточняющие вопросы. На самые важные их них я и хочу здесь ответить.Вопрос №1: Почему для самой эффективной тренировки детской руки нужны именно рояль и пианино? Почему не годится аккордеон и гитара?Или лобзик, конструктор Лего и вязальные спицы?Ответ. Игра на рояле или пианино требует особого, уникального набора разных движений. Прежде всего, это, пожалуй, единственный вид общедоступных упражнений, при которых рука ребёнка работает вся, полностью, а не частично. Причем в плечевых и локтевых суставах движение рук пианиста основном, происходитв горизонтальном направлении. А кисти рук и пальцы одновременно работают как по горизонтали, так и по вертикали. И аналогов такому двигательному комплексу просто нет. Любое иное занятие требует движения рук преимущественно в вертикальной плоскости.И не полностью, а только частично. Например, у гимнастов и фигуристов активно работают плечо и локоть, а кисти и пальцымалоподвижны. А при рисовании, вязании, выжигании, итп, картина обратная, то есть, пальцы делом заняты, а локти и плечи простаивают. В итоге, без музыкальных упражнений несколько важных «букв» динамического алфавита остаются невыученными.Вопрос №2: Если нет возможности (или желания) отправить ребёнка в музыкальную школу, можно ли заменить рояль какой-то его имитацией? Например, использовать вместо клавиатуры лист ватмана с нарисованными клавишами. Ответ. К сожалению, от такой имитации будет мало толку. И по самой простой причине. Между музыкантом и настоящим роялем существует очень прочная обратная связь. Ведь каждый нажим на реальную клавишу вызывает строго определённый звук, Именно той высоты и длительности, которые нужны для правильного воспроизведения мелодии. И любая ошибка эту мелодию искажает. А нарисованные клавиши на ошибки не реагируют. Примерно то же происходит и в других видах тренировок. Например, тренировка стрелка тоже требует реального оружия, которое оставляет в мишени отверстие. После чего сразу видно, попал стрелок «в яблочко» или промахнулся. Вопрос №3: Почему для достижения максимального результата так важен возраст ребёнка? Какое время для него самое «золотое»? Ответ. Да, возраст ребёнка действительно очень важен. Настолько важен, что некоторые ученые, говоря о причинно-следственной связи между возрастом человека и его способностью к обучению называют эту связь «Законом Маугли», который в упрощенном виде звучит так – «Для каждого умения существует свой конкретный возраст, за проделами которого способность к обучению или снижается, или вообще исчезает»А на вопрос о «золотом времени» лучше всего ответил Корней Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти». Вопрос №4: Что делать, если у ребенка нет слуха (имеется ввиду музыкальный слух)?Ответ. Случаи, когда у человека совсем «нет слуха» - большая редкость. Гораздо чащеслух есть, но он просто не развит. И, да, возможно, что абсолютного слуха даже годы тренировок не обеспечат. Зато у такого ребёнка будет важный дополнительный стимул научиться читать ноты. Тогда можно будет играть прямо «с листа», что исключает ошибку даже при очень среднем слухе. А чуть позднее у многих подростков появляется желание более серьёзно ознакомиться и с музыкальной теорией, и с нотной грамотой в целом.Потому что, после этого открывается доступ к целому ряду очень интересных специальностей, как технических, так и творческих. Например:А) Технические специальности:- продюсер звукозаписи, - инженер по звукозаписи.( звукооператор), - звукорежиссер. - менеджер музыкального магазина, и т.д.Б) Творческие специальности- композитор,- автор текстов и песен- композитор для видеоигр, - дирижер, - концертмейстер, - музыкальный редактор, - режиссер видеоклипов,- музыкальный журналист, и т.д. Причем каждая из этих специальностей может быть как основной, так и дополнительной. Вопрос №5: Можно ли самим развивать у ребёнка музыкальную моторику, если есть доступ к роялю (пианино)?Ответ. Конечно можно. Но, при условии, что рядом есть человек, способный грамотно «поставить» ребёнку руки.Дело в том, что единого правила постановки руки, к сожалению, нет. И быть не может, так как анатомия мышц у всех разная, поэтому игровые упражнения подбираютсястрого индивидуально. У каждого музыкального педагога есть своя «шкатулка» игровых упражнений для маленьких пианистов. Например, чтобы сравнить какой должна быть рука на клавиатуре, можно дать ребёнку маленький мячик или яблочко. Попросить ребёнка взять предмет естественно, не сжимать и не напрягать руку, чтобы между пальчиками были окошечки. Вот так же свободно, естественно рука должна прикоснуться и к клавишам. Таких профессиональных «хитростей» много, но знают их только музыкальные педагоги. Однако, некоторые игровые упражнения полезно выполнять просто за столом. Они освобождают мелкие и крупные мышцы, что положительно влияет на постановку аппарата. Вот тут может помочь не только профессиональный педагог, но и любой выпускник музыкальной школы, который ещё не забыл, как это делается. Тем менее, учитывая важность вопроса, я бы посоветовала не заниматься «нехудожественной самодеятельностью», а отдать ребёнка в настоящую музыкальную школу.