Публикации
Подготовка к ЕГЭ: работа над заданием 24 по составлению плана доклада по заданной теме
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка к ЕГЭ: работа над заданием 24 по составлению плана доклада по заданной теме
Автор: Семенова Майя Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка к ЕГЭ: работа над заданием 24 по составлению плана доклада по заданной теме
Автор: Семенова Майя Петровна
Подготовка к ЕГЭ: работа над заданием 24 посоставлению плана доклада по заданной теме24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.Итак, что такое план? План – чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса в кратких формулировках - тезисах. Еще раз напоминаю, по итогу работы мы должны получить:план сложного типа: ответы в форме таблиц, схем или сплошного текста не учитываются в плане должно быть не менее 3-х пунктов, а лучше более, т.к. необходимо глубоко раскрыть тему не менее 2-х пунктов должны содержать подпункты план должен иметь логическое завершение пункты или подпункты не должны бать абстрактно-формальными. Существует разные рекомендации, ведь у большинства обществоведческих понятий есть какие-то структурные элементы, признаки, свойства, типы, виды, формы, функции, принципы, тенденции и т.п. Как все это разложить по полочкам?Лично я разработала для своих учеников алгоритм работы над составлением плана в виде нескольких вопросов, которыми мы задаемся при составлении плана:Что это за понятие? Чем это понятие отличается от остальных? (отличительные особенности) Какие существуют виды или формы понятия? (классификация, виды, формы) Для чего это понятие нужно? (функции) Какое значение это понятие имеет? (роль, значение) Нет ли у этого понятия каких-то осложняющих элементов? (цели и задачи, структура, принципы, тенденции…) (вопросы можно менять местами)Получаем примерную схему составления плана: 1.Базовое понятие (например, государство, религия, семья, политическая партия, деньги …)2.Отличительные особенности, признаки, свойства, характеристики базового понятия (например, признаки государства…)3.Классификация, типология, виды, формы базового понятия (например, формы государства…)4.Функции базового понятия (например, функции государства…)5.Дополнительные элементы понятия: структура (устройство), тенденции, принципы…6.Логическое завершение плана: роль, значение базового понятия Давайте попробуем проверить, как работает алгоритм: составим план на основе данной схемы. Приведем пример. В демоверсии ЕГЭ школьникам предлагается поразмышлять над темой «Политические партии». Что следует вспомнить о партиях? «Политические партии»Понятие политической партии Особенности партии как общественной организации Функции партий Классификация политических партий Типы партийных систем Роль или значение политических партий Итак, скелет плана у нас уже есть, но он пока простой, ибо нам категорически не хватает подпунктов! Ищем!!!1. Понятие политической партии.2. Особенности политических партий как общественных организаций:а) наличие программы;б) наличие устава;в) наличие организационной структуры;г) наличие партийного аппарата и др.3. Функции политических партий в демократическом обществе:а) представительство интересов большинства социальных групп;б) политическая социализация;в) участие в выборах (электоральная функция) и др.4. Классификации политических партий:а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,социалистические, коммунистические и т.п.);б) по организационному признаку (массовые, кадровые);в) по отношению к проводимой политике (правящие,оппозиционные);г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).5. Типы партийных систем:а) однопартийная система;б) двухпартийная система;в) многопартийная система и её разновидности.6. Политические партии в современной России.Как видите, алгоритм нам помог в данном случае. На всякий случай давайте попробуем составить план по предложенной схеме на основе иного понятия. Возьмем в качестве базового понятия религию. Посмотрим, что у нас из этого получится?В этом случае вспоминаем, что может выделять религию на фоне других форм духовной культуры. Данную тему максимально отражают следующие положения: Чем религия отличается от других форм духовной культуры? Каковы функции религии? Какие существуют виды религий? Каковы отличительные особенности мировых религий? Принцип свободы совести А теперь попробуем все это разложить по полочкам. Вот что у нас получается:1. Религия как форма духовной культуры.2. Элементы религии:религиозное сознание, вера религиозное учение, идеология, догмы религиозная деятельность, богослужения, молитвы, обряды символы и т.п. 3. Основные функции религии:мировоззренческая; воспитательная; регулирующая; компенсаторная; коммуникативная и др. 4. Виды религий:монотеизм (единобожие) и политеизм (многобожие) родоплеменные, национально-государственные и мировые основные и дочерние (производные) 5. Мировые религии и их особенности:значительное количество верующих космополитизм (направленность на всё человечество) эгалитаризм (равенство всех) и др. Свобода совести и вероисповедания. Как видите, мы сохранили основные элементы предложенного алгоритма, хотя и поменяли их местами. Но это не помешало справиться с поставленной задачей. О чем следует помнить:Распространённые ошибки, которые допускают выпускники в задании 24:Ошибка 1. Пожалуй, самой распространенной ошибкой при выполнении данного задания является то, что формулировки пунктов плана имеют абстрактно-формальный характер и не отражают тему, вернее, знание, глубокое понимание данной темы, например:1. Политические партии:а) структура партии;б) признаки партии;в) виды.2. Значение политических партий:а) для общества;б) самой партии;в) человека.3. Функции политической партии в обществе:а) в экономике;б) политике;в) социальной сфере;г) духовной сфере.Как видим, план составлен очень поверхностно, в нем отсутствует конкретика, подпункты выделены формально, план не отражает глубокое понимание данной темы. Ошибка 2. Ответ на задание 24 не является планом, а по форме представлен в виде таблиц, схем, сплошного текста:Понятие политической партии. Особенности политических партий как общественных организаций: наличие программы и устава, организационной структуры и др. Функции политических партий в демократическом обществе: представительство интересов большинства социальных групп, политическая социализация, участие в выборах и др. Классификации политических партий: по идеологии (либеральные, консервативные, социалистические и др.); по организационному признаку (массовые и кадровые), по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные).Ошибка 3. Путаница в подпунктах, когда сложное базовое понятие может классифицироваться на виды по разным критериям. Например:Виды семьи: полная (по составу) неполная (по составу) нуклеарная (по составу) традиционная (по характеру взаимоотношений) патриархальная (по характеру взаимоотношений) либеральная (по стилю воспитания) Давайте подведем итоги. Что важно для того, чтобы успешно справиться с 24 заданием ЕГЭ? Тщательно проанализировать тему, подумать, какие пункты позволять раскрыть тему в полной мере. Важно продумать как можно больше пунктов (оптимально 6-7), чтобы попасть в обязательные пункты. Продумать формулировки и грамотно прописать пункты плана. Прописать по 3 подпункта плана, если это возможно, к каждому пункту плана. Проверить, «работают» ли пункты (подпункты) на раскрытие данной темы, не являются ли абстрактно-формальными Тщательно продумать и сформулировать вывод, соответствующий теме. У меня на этом все. Надеюсь, что данная информация была для вас полезной. Желаю вам удачи и хороших баллов на экзамене!