Публикации Проект по теме «Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании изобразительного искусства»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект по теме «Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании изобразительного искусства»
Автор: Елена Зыгмундовна Иноземцева


Проект по теме
Использование электронных образовательных ресурсов
в преподавании изобразительного искусства
Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению.
Я.А. Каменский
Актуальность выбранной нами темы доклада определяется временем и новым информационным обществом, которое связанно с компьютерной техникой и необходимостью использования ее во всех областях человеческой деятельности.
Организация образовательной деятельности, успешное ее ведение, ее умелая резолюция, заинтересованность и увлеченность учащихся - одна из ведущих проблем настоящего времени. Но особую весомость она приобретает в сфере искусства, где без экспансивной увлеченности, невозможно достичь фактического успеха, сколько - бы не отдавать этому энергии и времени. Нужны условия и средства, которые могли бы решить вопросы организации занятий в школе.
Практика работы в школе показала, что информационные технологии, как правило, предназначены для эффективной организации методического взаимодействия между участниками образовательного процесса и этими технологиями для визуализации учебного процесса, раскрытия особенностей учебной дисциплины, усиления интеллектуального и эмоционального потенциала обучающихся, оценки уровня их знаний и продвижения в обучении.На современном этапе модернизации отечественного образования использование электронных образовательных ресурсов на уроках ИЗО - это требование времени, позволяющее повысить интерес к предмету, качество обучения, отразить существенные стороны изображаемых объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.
Сейчас разработано огромное количество электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по различным учебным дисциплинам. С каждым годом все больше учителей трудятся над их разработкой, в том числе и по изобразительному искусству.Электронные образовательные ресурсы, в отличие от книг и звукозаписей, слайдов и видеофильмов, дают возможность попробовать. Иными словами, содержание (контент) ЭОР может быть интерактивными: учебный объект можно приблизить, рассмотреть со всех сторон, переместить; на изучаемый процесс можно повлиять, изменив исходные условия, и т.д. Основная цель ЭОР по изобразительному искусству с помощью учителя, воспитателя или родителя помочь школьникам в процессе обучения на уроке и в домашних условиях изучить основы рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, приобрести навыки рисования по памяти или по представлению, развить моторику рук и др.Урок становится ярче, нагляднее, привлекая внимание учащихся. В результате чего у них усиливается мотивация к учению.
На уроках изобразительного искусства, как ни на каких других результат обучения напрямую зависит от наглядности подачи информации, от ее увлекательности и необычности. Всоответствии с возрастными возможностями учащихся учитель может использовать ЭОР почти по всем темам учебной программы по изобразительному искусству за счетпоявления всознании обучающихся цепочки главных и сопутствующих ассоциаций и связей и, что не менее важно, эмоциональной удовлетворенности от общения с прекрасным. Ведь с помощью современной проекционной аппаратуры можно передать не только качественное изображениеизвестного произведения живописи мировой художественной культуры,но и разглядеть в нем каждый штрих или живописный нюанс.
Целью проекта является осуществление обзора лидирующих электронных образовательных ресурсов и использование их потенциала в урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
Задачи:
Ознакомиться с сайтами и порталами, содержащими информацию, которую можно использовать в процессе преподавания технологии в школе.
Проанализировать информацию, представленную на данных порталах и сайтах;
Соотнести информацию на найденных ЭОР с рабочей программой преподавания технологии в школе.
Составить методические рекомендации по использованию ЭОР в профессиональной деятельности учителя технологии.
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.
В настоящее время известно три основных типа ЭОР:
Текстографические– электронная форма учебника с иллюстрациями. Эффективны тогда, когда надо привлечь сведения из многих источников и когда содержимое ресурса обновляется.
Элементарные аудивизуальные– простой компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, музыкальный фрагмент. Они чаще играют роль электронных наглядных пособий. Они добавляют красок в образовательный процесс.
Мультимедийные– одновременное воспроизведение на экране компьютера и в звуке согласованно совокупности текстовых и аудиовизуальных элементов, представляющих различными способами изучаемые объекты и процессы. Характерное свойство – интерактивность. (в текстографических ресурсах проявляется в простой ссылочной форме, в элементарных аудивизуальных не проявляется) Интерактивность выражается в возможности взаимодействия пользователя с контентом ЭОР, использовании активно-деятельностных форм обучения. В интерактивных ЭОР содержание предметной области представлено конкретными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться (например, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами и др.).
Система ЭОР делится на классы, разделы и тематические элементы. Для каждого тематического элемента имеется три типа электронных учебных модулей:
• модуль получения информации;
• модуль практических занятий;
• модуль контроля.
Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.
На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.
При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
Если кабинет подключен к сети Интернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной экскурсии.
Хорошим подспорьем является разнообразие существующих коллекций и их возможности в сети Интернет:

Единая коллекцияцифровыхобразовательныхресурсовдля учреждений общего и начального профессионального образования.Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов .
Федеральный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам".
Сетевые образовательные сообщества Открытый класс.
http://открытыйурок.рф Фестиваль педагогических идей Открытый урок.
Учительский портал.
Документы и презентации для учителя ИЗО
Уроки рисования Марины Терешковой.
Российский образовательный портал
Энциклопедия искусства.
Арт Планета Small Bay художественно-исторический музей.
История изобразительного искусства.
Шедевры Эрмитажа. Старые мастера.
Энциклопедия изобразительного искусства.
Арт-каталог. Собрание живописи, графики и скульптуры.
История архитектуры. Архитектурные стили.
Большой выбор электронных пособий по изобразительному искусству, доступных для скачивания.
Портал Сеть творческих учителей
Музеи России
Третьяковская галерея.
Школа рисования: уроки и советы Карандашика.
информационные веб-ресурсы по определенному предмету, области деятельности;
сетевые и социальные сервисы, электронные рассылки;
блоги и форумы;
ресурсы электронных библиотек и баз данных.
Сайты издательств:
www.prosv.ru – Просвещение
Дрофа- Вентана граф
Виртуальные экскурсии:
Виртуальные экскурсии по главным музеям мира;
10 потрясающих экскурсий по величайшим музеям мира
Видео экскурсии по музеям
9 музеев мира, которые можно посетить не выходя из дома
Тематические онлайн-экспозиции, посвященные миру живой природы иэволюции человечества
Чаще всего на уроках используются презентации, подготовленные учителем, учениками, а так же взятые из сети Интернет. Они включают необходимые наглядные средства, музыкальные фрагменты. Дети с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они дополнительно узнают об особенностях различных видов рукоделия, истории создания предметов быта или другую информацию. Обучающиеся готовят презентации, составляют композиции по заданным темам. Главное в работе современного учителя – это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету. Подобных заданий можно придумать и подобрать огромное множество.
Кроме этого хорошим подспорьем являются диски – готовые программные продукты, а также созданные учителями.
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Но при видимых преимуществах электронные образовательные ресурсы имеют и свои минусы. Так как информация в интернете малодостоверна и хаотична, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Она во многих случаях представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование потребителями информации с политическими, экономическими или другими целями. Поэтому нельзя слепо доверять информации, полученной из всемирной сети. Прежде всего, необходимо научиться осуществлять контроль достоверности.
Таким образом, использование электронно-образовательных ресурсов, призваны облегчить и усовершенствовать творческую деятельность, как учителей, так и школьников.
Можно с уверенностью утверждать, что электронные образовательные ресурсы являются универсальным средством обучения изобразительному искусству, поскольку могут объединить в себе всевозможные способы учебной деятельности. Причем, ЭОР на уроках изобразительного искусства гармонично дополняет традиционные методы обучения на всех его этапах: ознакомление, тренировка, применение и контроль, разумеется, с учетом возрастных возможностей обучающихся. Именно на таких уроках современные школьники по-новому знакомятся с компьютером, который уже воспринимается не как средство, предназначенное для игры, а как средство для обучения. А это влечет за собой проявление интереса к самостоятельной работе, приобщения и личной заинтересованности к прекрасному миру искусства, открывая новые горизонты для фантазии и творчества.
Список используемой литературы:
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
Губайдуллин И. А. Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения. – www.it-n.ru
Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. –www.festival.1september.ru
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно- методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000.
Рабочая программа по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Педагогический проект "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса // nsportal.ru: "
Якушина Е. В. Сетевые образовательные ресурсы по искусству// Вопросы интернет образования:
Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л Вопросы Интернет-образования, № 44