Публикации Самоподготовка в группе продленного дня

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самоподготовка в группе продленного дня
Автор: Елена Зыгмундовна Иноземцева

Самоподготовка в группе продленного дня
Одним из ведущих видов познавательной деятельности для учащихся в группе продлённого дня является самоподготовка. Это одна из форм организации учебного процесса. С её помощью у детей формируется положительное отношение к учёбе.
Трудолюбие, упорство в достижении цели, способность и готовность учащихся к самостоятельному познанию, потребность и желание открывать новое, активность и другие качества прививаются в процессе учебной деятельности.
Тема актуальна, значима для педагогической практики. Значимость проблемы заключается в воспитании у школьников творческой самостоятельности в процессе выполнения домашних заданий. При выполнении домашнего задания у воспитанников развиваются навыки умственного труда, укореняются устойчивые привычки трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями. Чтобы подготовить детей к самостоятельной работе, требующей от них активной умственной деятельности, необходимо настроить детей на творческое самостоятельное размышление, стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные способности с помощью занимательных игр, направленных на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей. В ходе занимательной игры усваиваются разнообразные знания, формируются умения, навыки, такие качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, честность, объективность.
На самоподготовке используется творческий подход при закреплении, повторении материала, в результате которого вырабатываются внимание, мышление, речь детей, совершенствуются психологические процессы.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен нареализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы ипризван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса кучению, формируется желание иумение учиться.
Главной целью школы, как социального института всовременных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных ксамореализации личности.
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески.
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.
На развитие ученика влияют многие факторы жизни:
-социальная среда, в которой он вращается (семья, друзья, знакомые и не знакомые люди, с которыми ему приходится сталкиваться);
-общеобразовательная школа, где он получает знания, а порой проводит в ней большую часть дня, посещая продлёнку;
-школы дополнительного образования (художественная, музыкальная, спортивная), где он удовлетворяет свои потребности в самовыражении.
Всё это откладывает отпечаток на развитие ребёнка как личности. Каждый из нас должен вложить в наших детей свою часть знаний, умений и навыков, чтобы помочь школьнику правильно развиваться. Вложить в него крепкую основу для его дальнейшего и успешного продвижения по жизни.
Наличие теоретической базы по данной проблеме позволяет мне разнообразить формы и методы работы с детьми. Я применяю разнообразные формы и методы работы, использую различные виды технологии, способствующие развитию познавательных и творческих интересов у детей, как личностно-ориентированную, так и технологию игрового обучения и сотрудничества, разнообразные принципы подхода к воспитанию младших школьников, ИКТ.
Инновационный характер и сущность опыта моей работы заключается в создании системы по выработке эффективного, качественного и творческого выполнения домашних заданий, применении новых форм, методов организации работы с учащимися. Основные принципы, применяемые в работе: принцип индивидуальности, принцип творчества и успеха, принцип доверия. Ведущие методы, используемые в практике - метод сотрудничества, самоанализа, самооценки
Ведущей педагогической идеей на данном этапе своей работы считаю организацию на занятиях самоподготовки сознательного участия учащихся в творческой деятельности, активизацию мыслительной деятельности воспитанников, способствующей развитию сообразительности, умению размышлять, приносящей уверенность, радость достижения поставленной цели.
Цель ГПД:
- Создать условия для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей ( компетентностно-продуктивной творческой деятельности), речевых навыков (коммуникативная компетентность), волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру (поликультурная компетентность), познавательных способностей (компетентность – умение учиться), способностей к самовыражению (социальная компетентность), т.е. создать благоприятную обстановку для подготовки домашнего задания, воспитания у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе , готовности и потребности учиться на протяжении всей жизни).
Задачи ГПД
1. Создать максимально комфортные и здоровые условия для пребывания детей в группе.
2. Развивать навыки самообразования, повышать интерес школьников к обучению.
3. Развивать нравственные качества личности
3. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Основным видом учебной деятельности в ГПД является самоподготовка, то есть то время, которое отведено учащимся на выполнение домашнего задания. Разновозрастная группа объединяет учеников из 1-4 классов. В группе продлённого дня в самоподготовке участвуют 2-4 классы, но, несмотря на разную программу, уровень подготовки, требования педагога к разным детям слегка отличаются. Более сильные дети помогают слабым, объясняют принцип выполнения того или иного задания – обучая учатся. Но принципы организации самоподготовки остаются едиными.
Самоподготовка проводится не ранее 15-00, когда дети отдохнули, пообедали, побывали на прогулке, а в промежутках между занятиями проводятся физкультминутки, позволяющие снять напряжение. Физкультминутки проводятся каждые 30 минут. На самоподготовку отводится не более 1,5 часа.
Образовательная деятельность корректируется учителями, которые сообщают воспитателю ГПД основную учебную информацию: что задано детям, информацию о тех учениках, которым нужна дополнительная помощь и другие пожелания.
Главной целью самоподготовки в ГПД является не только выполнение домашнего задания. Гораздо важнее те навыки, которые приобретают дети на самоподготовке.
1. Учащиеся осваивают навыки самодисциплины и аккуратности. Дети готовят рабочее место для эффективного выполнения домашних заданий.
2. Учатся эффективно распределять время и, что немаловажно, учатся делать своевременный перерыв во время самоподготовки.
3. Воспитатель не только следит за выполнением домашнего задания, но и объясняет детям, как максимально эффективно планировать выполнения домашних заданий, объясняет, как важно научится самостоятельно выполнять домашние задания, насколько важно самостоятельное и дополнительное образование и так далее, то есть - учит детей учиться.
4. Воспитатель учит детей уважительно относиться к окружающим, которые работают, не мешать и не отвлекать товарищей.
5. Воспитатель уделяет особое внимание тем ученикам, на которых указал учитель, но в процессе самоподготовки также обращает внимание учителя или родителей на слабые и сильные стороны детей. Тем более в силу фактора времени воспитатель ГПД имеет больше возможностей на выявление когнитивных и поведенческих особенностей детей и тоже обращает на них особое внимание и делится замеченным с коллегами и родителями ребёнка.
Так, в условиях группы продлённого дня, формируются жизненные компетентности, как целостная система.
Концептуальность в работе группы продлённого дня заключается в совершенствовании образовательно-воспитательной системы и выдвигает принцип разновариантности (индивидуальный, групповой, коллективный), что позволяет конструировать воспитательный процесс.
Так, подходя к организации индивидуальной работы, я изучаю интересы ребёнка, его способности усвоения учебного материала, отношения к учебным заданиям, специфику его семейного воспитания, уровня воспитанности. В процессе выполнения домашних заданий темп различен, что определяется индивидуальными особенностями детей. В связи с этим, я всегда имею дополнительный дидактический развивающий материал (ребусы, кроссворды, лото и т.д.), тем самым стимулирую творческое отношение к выполнению домашних заданий. Часто в группу приходят дети, не имеющие навыков самостоятельной работы, тогда моя задача сводится к привитию навыков учебной работы. Оказываю помощь, поощряю каждого из них даже за малые успехи, стараюсь убедить, что ему по силам преодолевать посильные трудности, и что он может учиться не хуже других. Для формирования навыков самооценки, приучаю ребёнка прочитать, что написал, ответить на вопросы в конце статьи по чтению. Взаимоконтроль способствует развитию ответственности, требовательности к себе, умению анализировать результаты своей работы.
Используя задания на сообразительность, развитие логического мышления применяю игровые моменты, способствующие качественному выполнению домашних заданий.
В группе есть дети, которые обладают сильным интеллектуальным потенциалом. Это учащиеся с ярко выраженными умственными способностями, широкими познавательными интересами, любознательностью, высокой мотивацией к учебной деятельности. Чтобы сильные ученики помогали слабым организую взаимопроверку, которая повышает взаимоответственность и качество знаний. Коллективная деятельность требует, с одной стороны, объединения усилий группы детей, а с другой - определённого разделения труда, регулирования отношений взаимной ответственности и зависимости, контроля над деятельностью самими детьми. Исходя из собственного опыта, стараюсь, чтобы учебная деятельность детей была полезной, привлекательной, радостной, необходимой, целесообразной. Использование игр оживляет работу группы, вносит элемент занимательности. Игра даёт возможность, переключится с одного вида деятельности на другой, тем самым снимает усталость, утомляемость. Дети узнают много полезного. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают мне возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем подготовки. Опыт показывает, что методика коллективной творческой деятельности наиболее эффективна, целесообразна в младшем школьном возрасте, поскольку она соответствует их особенностям, таким как стремление к игре, фантазии, желании сотрудничать с взрослыми.
Я делаю вывод, что у детей, которые выполняют домашние задания в школе, повышается требовательность к себе, умение работать со справочным материалом, усидчивость, прилежание, самостоятельность.
Основные формы воспитания в ГПД, которые использует педагог:Познавательные формы (чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, экскурсии).Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация, оригами и т.п.). Досуговые формы (прогулки, развивающие, творческие, подвижные игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки).
Таким образом, воспитатель ГПД формирует жизненные компетентности воспитанников группы, как целостную систему.
Оптимальность и эффективность самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нём материала. Чёткое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирую прочное усвоение учащимся программного материала. Качественное и быстрое выполнение домашнего задания зависит от тщательного инструктажа учащихся, который даю я, как воспитатель: как выполнять задания, как преодолевать встречающие трудности, на что обратить внимание. Обязательно ежедневно составляю план проведения самоподготовки, в котором указываю цели и задачи, порядок проведения самоподготовки, необходимую индивидуальную работу.
Практическая значимость моего опыта состоит в том, что разработки самоподготовок могут быть использованы коллегами-воспитателями района, т. к. с открытыми мероприятиями с целью распространения собственного опыта я выхожу на муниципальный уровень.
Организация самоподготовки в группе продлённого дня в школе актуальна для 100 % родителей, дети которых посещают ГПД 2-4 классов. То есть родители и дети выбирают ГПД. И это неудивительно, так как ГПД многое даёт детям. Всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровье-сберегающий режим, активная социализация и формирование социально-значимых навыков, и, банальное общение со сверстниками - это то, чего лишены многие современные дети. Этот пробел эффективно восполняет школьная группа продлённого дня. К тому же ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное неконтролируемого, влияния улицы. Здесь формируются жизненные компетентности, как целостная система. Работа современной группы продлённого дня основывается на принципах демократии, гуманизма, творческого развития личности. Для максимально-эффективной работы ГПД мною чётко продуманно планирование всех направлений работы, а также комплексный, системный подход к организации самоподготовки учащихся, посещающих группу продлённого дня.
Список литературы:
1. Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2003
2. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003 - № 2 – С. 58-64.
3. Гоноболина Ф.Н., Бардина К.В., Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. Как научить детей учиться. М., 1969.
4. Платонов К.К. Занимательная психология. Проблемы и способности, Л.,1972.
5. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и со сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии. — 2002. — № 4.
6. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. Л. Цукерман. — Томск, 2003
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАМЯТКА для учащихся "Организация самоподготовки"
Общие рекомендации:
всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;
прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;
приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
начинай самоподготовку в определенном порядке;
старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
Рекомендации к решению задач:
прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
повтори условие задачи и ее вопросы;
подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
подумай, по какому плану будешь решать задачу;
проверь ход решения, ответ.
Рекомендации к списыванию текста:
прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
выдели орфограммы в списываемом тексте;
прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Рекомендации по заучиванию стихотворений:
приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;
тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения;
громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения;
прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
перед сном еще раз повтори стихотворение;
утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.