Публикации Нормативно-правовое обеспечение деятельности и обязанности социального педагога в центрах содействия семейному воспитанию.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нормативно-правовое обеспечение деятельности и обязанности социального педагога в центрах содействия семейному воспитанию.
Автор: Ногтева Марина Рафаиловна

«Нормативно-правовое обеспечение деятельности и обязанности социального педагога в центрах содействия семейного воспитания. Формы и методы работы. Функциональные обязанности.»Нормативно-правовое обеспечение деятельности и обязанности социального педагога в центрах содействия семейному воспитанию. Формы и методы работы. Функциональные обязанности.ВВЕДЕНИЕСиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В настоящее время в России более 406 000 детей воспитывается без семьи, в условиях сиротских образовательных учреждений - домов ребенка и в Центрах содействия семейному воспитанию. В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало».Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.В современных условиях число детей, оставшихся без попечения родителей, растет с каждым годом.На сегодняшний день, сиротство остается одной из тех проблем, которые остро стоят перед нашим обществом, страной! Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако, по крайней мере, три причины такого явления можно назвать: родители сами отказываются от своих несовершеннолетних детей; вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка; третья причина связана со смертью родителей.Таким образом, дети оказываются на попечении государства и распределяются в специализированные детские учреждения (ЦССВ, детский приют, школу-интернат).Именно со следствием такого социального явления как сиротство связана деятельность социального педагога, работающего с детьми-сиротами, воспитанниками детских Центров. Социальный педагог, профессиональная деятельность которого связана с детьми-сиротами, в своей работе неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными особенностями их социализации. Поэтому при подготовке социальных необходимо учитывать специфику социально-педагогической деятельности с этой категорией детей.Таким образом, специалист в области социальной педагогики должен обладать специальными теоретическими знаниями, практическими умениями и знаниями. В том числе иметь представление о специфике работы социального педагога в интернатном учреждении.
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЦЕНТРАХ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ.
  • В условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, деятельность социального педагога основывается: - на международном уровне – Конвенция ООН о правах ребенка; - на федеральном уровне – пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ: федеральной программой "Дети России", в которую входят целевые программы "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживание семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Нормативная-правовая база, используемая в деятельности в рамках защиты прав воспитанников социального педагога в Центре по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:1. Конвенция о правах ребенка 2. Конституция Российской Федерации (изменения от 01.07.2020г)3. Гражданский кодекс Российской Федерации4. Семейный кодекс Российской Федерации (Редакция от 24.07.2023г)5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Редакция от 04.08.2023г)6. Жилищный кодекс Российской Федерации (Редакция от 04.08.2023г)7. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (редакция от 30.04.2021)8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) "Об образовании в Российской Федерации" 9. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция)10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (последняя редакция)11. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (последняя редакция)12. Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»13. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»14. Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»15. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-фЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»16. Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-фЗ «Об актах гражданского состояния»17. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»18. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»19. ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 20. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"21. Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 110322. Постановление Правительства РФ от 07.07. 2011 № 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»23. Постановление Правительства РФ от 18.05. 2009 № 423 «Об утверждении правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных»24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2008 года № 347 «Об утверждении административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации 25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 года № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423» 26. Приказ Минздравмедпрома Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 25 декабря 1995 года №№ 369, 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью»27.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» 28.Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2014 N 1044 "О реализации главы 3 "Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" 29.Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.08. 2013 г. № 596 О предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга30.Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 г. № 208 О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге. 31.Распоряжение Правительства РФ от 15.10. 2012 г. № 1916-р «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»32. Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 15.01.2014 г. № 04-р «Об организации работы по реализации постановления Правительства РФ от 30.12.2013 № 110333.Письмо от 18.06.2013 года № ИР- 590/07 О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Принято Министерством образования и науки На уровне учреждения социальный педагог работает на основании должностной инструкции и Положения о деятельности социально-психолого-педагогической службы учреждения. На основании вышеперечисленного деятельность социального педагога учреждения строится по следующим направлениям:
  • организаторская работа,
  • работа по защите прав и интересов воспитанников,
  • социально-педагогическая работа.
  • ОБЯЗАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЦЕНТРАХ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ.
  • Социальный педагог осуществляет следующий комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в образовательном учреждении и по месту жительства обучающихся категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; с ограниченными физическими возможностями; противоправным и девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные и трудные жизненные ситуации:
  • Изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни;
  • Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
  • Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы со студентами, способы решения личных и социальны проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные;
  • Обеспечивает контроль за материальным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготавливает докладные о зачислении на полное государственное обеспечение обучающихся данной категории и осуществлении выплат, определенных законодательством Российской Федерации;
  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья студентов во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
  • Проводит индивидуальные и групповые консультации по вопросам социальной защиты;
  • Контролирует адаптацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Контролирует адаптацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к условиям обучения в учреждении;
  • Выступает посредником между обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и учреждением, организацией, семьей, средой специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
  • Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности студентов;
  • Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лица их заменяющих) обучающихся;
  • Планирует работу на учебный год с утверждением плана работы заместителя директора по воспитательной работе в течение 5 дней с начала планируемого периода;
  • Предоставляет отчет о проделанной работе за учебный год до 30 июня каждого года;
  • ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
  • Вновь прибывшие в ЦССВ воспитанники нередко находятся в состоянии дисфории (подавленном состоянии), обусловленном резкой переменой образа жизни, тяжелыми переживаниями, связанными с решением их судьбы в инстанциях, разрывом ранее сложившихся межличностных отношений.Наиболее целесообразным методом изучения личности ребенка в первые недели пребывания его в интернате является наблюдение, изучение материалов личного дела, беседа, рисуночные методики на заданную или свободную тему. При этом нежелательно предлагать темы, актуализирующие негативные переживания, связанные с утратой близких, друзей и т. д. Наблюдение - систематическое целенаправленное изучение объекта. Наблюдение, как метод познания, дает возможность получить первичную информацию об объект.Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Социальный педагог ставит перед собой задачи, выделяет объект и разрабатывает схему наблюдения. Результаты обязательно фиксируются, полученные данные обрабатываются.Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.К традиционным методам работы социального педагога в учреждениях интернатного типа относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения детей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир воспитанника, выявить причины тех или иных его поступков.Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование дает возможность получить информацию о воспитаннике, проводится в устной или письменной форме. При создании анкеты или плана интервью важно сформулировать вопросы так целью выявления существенных признаков воспитанника, чтоб они отвечали поставленной целям.Разновидностью выборочного анкетирования является тестирование, которое проводится с целью выявления существенных признаков воспитанника.Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.Тесты составляют так, чтобы однозначно определить те или иные особенности воспитанников.Различают формальные и неформальные ситуации тестирования, в ходе первых предусматривают получить ответы на стереотипные вопросы, вторые проводят в форме беседы на тему. Главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Тестирование, в отличие от других методов, дает возможность выявить индивидуальные характеристики воспитанника.Также применяется метод убеждения. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.Метод поощрения можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Поощряя, социальный педагог должен стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.Таким образом, среди основных методов работы социального педагога в учреждениях интернатного типа выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, поощрение, наказание, метод убеждения.Работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах. Индивидуальная форма работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный педагог совместно с воспитанником решает его личностные и социальные проблемы.
  • ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
  • В рамках защиты прав и интересов воспитанников ведется следующая постоянная документация:Подготовка и составление обязательных отчетных сведений по воспитанникам:Предоставление мер социальной поддержки:Работа по установлению правового статуса воспитанников:Определение социального статуса воспитанников – предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах, признание их через суд безвестно отсутствующими, умершими, оформление инвалидности и гражданства воспитанникам;Защита алиментных прав воспитанников. Планируемое проведение следующих мероприятий:1) Предоставление исполнительного листа (в случае необходимости повторное обращение в суд, замена взыскателя по необходимости) о взыскании алиментов в районный отдел службы судебных приставов по месту жительства должника.2) Составление ежеквартальной двусторонней сверки с районными службами судебных приставов по исполнительным производствам.3) Направление повторных запросов в ФССП районов по месту проживания должников, с целью установления проведенных мероприятий по исполнительным производствам.4) Направление запросов в ФССП районов о предоставлении Расчета задолженности по алиментам. 5) Совместная с дознавателями, судебными приставами-исполнителями консультативная работа с гражданами, лишенными (ограниченными) родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, по вопросам исполнения решений суда, уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов, восстановления в родительских правах.6) Письменное уведомление граждан, не выплачивающих алименты на содержание детей об уголовной ответственности. 7) Установление места работы (источников дохода) должников и предоставление данных сведений в ФССП районов города.8) Систематическая проверка поступлений денежных средств на лицевые счета воспитанников, предоставление полученных сведений в ФССП района по месту нахождения должника.9) В случае отсутствия сведений о месте нахождения должника по исполнительному производству о взыскании алиментов, направление ходатайства и заявления в службы судебных приставов о вынесении Постановления о розыске должника. 10) В случае злостного уклонения от уплаты алиментов, предоставление ходатайства и заявления в ФССП района о привлечении должника к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.11) Направление ходатайства в ФССП об индексации размера алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, согласно ст. 105, 117 СК РФ при увеличении законодателем минимального размера оплаты труда.12) Направление ходатайства и заявления в ФССП о предъявлении иска в суд о взыскании неустойки по уплате алиментов.13) В случаях бездействия судебных приставов-исполнителей по работе с должниками (возбуждения исполнительного производства, исполнительного производства, расчета задолженности пр.) составление обращений в прокуратуру районов, УФССП по Санкт-Петербургу.14) Направление ежеквартальной информации в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации районов Санкт-Петербурга и отделы по делам несовершеннолетних УМВД по районам Санкт-Петербурга о гражданах, уклоняющихся от выплаты алиментов на содержание детей.Защита пенсионных прав воспитанников:Защита жилищных прав воспитанников:Оказание социальных услуг по документированию воспитанниковРабота по взаимодействию с контролирующими органами опеки и попечительства:Работа по социально-педагогической адаптации воспитанников учреждения:1. Составление и реализация Плана работы социально - педагогической службы по социальной адаптации воспитанников в ЦССВ2. Составление и реализация Плана работы по профориентации в ЦССВ3. Организация методической работы, направленная на профилактику правонарушений, преступлений, бродяжничества, самовольных уходовВедение электронных баз:
  • «Движение воспитанников» для организации работы
  • Документы на воспитанников в отсканированном виде для организации работы
  • Фотографии воспитанников в электронном виде (ежегодно)
  • Электронная база по воспитанникам для организации работы социальных педагогов
  • Работа по проблемам семьиРабота по проблемам семьи предполагает выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника и ее особенностей. У воспитанника Центра институт семьи как образец для собственного поведения либо отсутствует вообще (сирота), либо является недееспособным (социальное сиротство). Поэтому большое значение уделяется работе с социально благополучными родственниками. Первоначально обследуются материально-бытовые условия проживания родственников, и если условия позволяют, то ведется работа с ними по возвращению детей в семью. Также формирование у детей позитивного образа семьи ведется через консультации по семейному законодательству РФ и воспитательные мероприятия, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи (они включают в себя симультанные и деловые игры, практикумы, библиотерапию, моделирование ситуаций, тренинги, встречи с интересными людьми).Работа по передаче детей на воспитание в семью.Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из приоритетных направлений деятельности социального педагога и заключается:
  • консультировании потенциальных приемных родителей, опекунов, попечителей и усыновителей;
  • подготовке документации для процесса оформления опеки или усыновления.
  • Работа по сопровождению выпускников и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих проживать в учреждении:Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В центре у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен Центра, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работа социального педагога в ЦССВ имеет свои особенности, связанные с государственными учреждениями, в котором находятся дети.Основная задача ЦССВ - это создать обстановку для ребёнка, которая приближена к семейной, помочь воспитаннику определиться с выбором профессии и научить самостоятельности.Деятельность социального педагога заключается в оказание широкого спектра помощи ребёнку, начиная от помощи в решении проблем, связанных с психологическим или физическим состоянием, закачивая поддержкой в процессе социализации.Именно целенаправленная деятельность социального педагога помогает ребёнку, во время вхождения во взрослую, самостоятельную жизнь, не чувствовать себя обделенным или ненужным обществу, что помогает обучающимся самоутвердиться и прекрасно адаптироваться в новой для них социальной среде.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений– 2-е изд., испр – М.: Академия, 2004 – 160 с.2. Вачков И.В. Основы группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие– М.: Издательство «Ось-89», 1999– 176с.3. Дементьева И. Социальная адаптация детей-сирот // Социальный педагог– 2003– № 2– С.64-72.4. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова; Под ред. И.В. Дубровиной– М.: Просвещение, 1991.5. Дубровина И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности детей– М., 1982.6. Макаренко С. Скрытое социальное сиротство // Воспитание школьников– 2006– № 7. – С.22-25.7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.8. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.– М.; Инфра-М, 2002.– 393 с.14. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш учеб. заведений: В 2 кн.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001– Кн.2: Процесс воспитания– 256с.15. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой– М.: Юрист, 2000– 424 с.16. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой.– М.: Гуммит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000– 416с.17. Шульга Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: учебное пособие / Т.И. Шульга, Н.Я Олифиренко, А.В. Быков– М.: Изд-во УРАО, 2003– 400с.18. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г Студенов–М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000– 432с.19. Внутренние документы СПб ГБУ «ЦССВ №10» Красногвардейского р-на СПб