Публикации
Инновационные приемы работы по обучению навыкам звуко-слогового анализа и синтеза у младших школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные приемы работы по обучению навыкам звуко-слогового анализа и синтеза у младших школьников
Автор: Наталья Сергеевна Кузнецова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные приемы работы по обучению навыкам звуко-слогового анализа и синтеза у младших школьников
Автор: Наталья Сергеевна Кузнецова
Инновационные приемы работы по обучению навыкам звуко-слогового анализа и синтеза
Разработка новых методических приемов была нацелена на повышение эффективности обучения детей с ОНР звуковому и слоговому анализу и синтезу, на максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Мной были поставлены следующие задачи:
Внедрить в систему работы методические приемы, позволяющие повысить мотивационную готовность детей к обучению.
Разработать дидактические пособия, способствующие комплексному решению коррекциооно-развивающих задач с учетом структуры дефекта каждого ребенка.
Изготоивть и использовать в процессе обучения оригинальные наглядные пособия, способствующие осмыслению детьми фонематической системы русского языка
Повышение мотивационной готовности.
Очень важный элемент успешности обучения – это эмоциональный фон, на котором протекает этот процесс. Поэтому мы, взрослые, должны построить процесс обучения таким образом, чтобы грамота стала для детей увлекательной сказкой, в которой можно жить и играть. Еженедельно в классе оформляется панно Мы учимся читать, куда помещаются символы звуков, сочетания символов для слияния звуков в слоги (они соответствуют этапу обучения). Также на панно помещаются рисунки и аппликации детей, содержащие изучаемый звук, и другие творческие работы. Например, дети с родителями изготавливают книжки – самоделки, в которых иллюстрациями являются рисунки или фотографии детей. Текст придумывают дети совместно с родителями. Дети придумывают короткие сказки о звуках, используя слова и персонажи, присутствовавшие на занятии логопеда. Первоначально сказки придумываются коллективно на логопедическом занятии. Например:
Сказка о звуке И
Жил-был звук И. Рот у этого интересного звука И всегда очень широко улыбался. Песни этого звука звучали игриво: И, И, И. Звук И был гласным звуком и дружил с другими гласными звуками: А и У. Иногда они пели вместе веселые песенки: АИ, ИА, ИУ, УИ.
Во дворе у звука И жил ИНДЮК. На клумбе росли ИРИСЫ. В гости часто заходил ИНДЕЕЦ, с ним звук И ИГРАЛ в ИНТЕРЕСНЫЕ ИГРЫ.
Каждый ребенок является строителем своего Замка Грамоты. На стенде помещается образец замка, а детям разъясняется, что каждый из них сможет построить свой замок, постепенно овладевая навыками звукового, слогового и языкового анализа и навыками чтения. Части замков в торжественной обстановке прикрепляются самими детьми, после завершения очередного этапа обучения. Например, части фундамента обозначают умения детей: анализировать и читать ряд из гласных звуков, анализировать и читать обратный слог, определять позицию гласного звука в слове (начало, середина, конец). Помимо постепенного строительства замков дети украшают их наклейками, полученными на логопедических занятиях в качестве поощрения.
Повышению мотивации детей к обучению способствует использование в коррекционной работе приемов песочной игротерапии, которые предложены Т.Д.Зинкович-Евстигнеевой и Т.М.Грабенков Практикум по креативной терапии.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние гипервозбудимых, склонных к агрессии детей. Применение в коррекционной работе игр с песком позволяет естественным образом будить фантазию детей, развивать воображение, побуждать к творчеству, при этом дети чувствуют себя более успешными.
Для применения в коррекционной работе приемов работы с песком необходимо наличие ящиков, на одну треть заполненных просеянным и прокаленным песком, наборы мелких игрушек, изображающих животных, людей, растения, транспорт, предметы быта. Для проведения игр на закрепление буквенных изображений необходимо иметь наборы пластмассовых или деревянных букв.
Проложи дорожку
При знакомстве со звуками дети отыскивают фигурки, спрятанные в песке, называют их и определяют звук, имеющийся в каждом слове. Можно организовать поиск слов с определенной позицией звука в слове, с определенным количеством слогов.
Использовать песок эффективно с целью закрепления буквенных обозначений. Дети отыскивают в песке буквы и на ощупь угадывают их (вариант игры Чудесный мешочек). На поверхности песка дети могут лепить буквы, сгребая его ребрами ладоней, а затем преобразовывать одну букву в другую. Слова на песке можно писать сначала пальчиками, потом палочкой, держа ее как ручку. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок.
Приведем примеры песочных игр:
Город одного звука
Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе и его жителях.
Мой клад
Ребенок зарывает в песок предмет и дает характеристику звукового и слогового состава слова. Когда другие дети отгадывают, дает инструкции, как найти спрятанную вещь, словами правее, левее, прямо и т.д.
На поверхности песка размещены несколько фигурок. Ребенку нужно по заданию логопеда начертить на поверхности песка дорожку, которая должна соединить слова, начинающиеся на один звук, или имеющие одинаковое количество слогов.
Собери слово
На поверхности песка в определенной последовательности логопедом размещены фигурки. Ребенок, объезжая их на грузовике загружает в кузов первые звуки слов, а после прохождения всего пути соединяет эти звуки в слово.
Дидактические пособия и оригинальные приемы работы
Эффективным приемом работы по обучению звуко - слоговому анализу является использование числового ряда. Наглядно – чувственная опора в виде подвижного набора цифр содействует формированию окулярно – ручной и слухо – произносительной координации, так как позвуковое проговаривание слов в этом случае осуществляется при постепенном достижении согласованных действий всех анализаторов, обеспечивающих процесс письма: последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховым восприятием звуков слова (И.Н.Садовникова). Первоначально цифровой ряд представлен в виде числового коврика. Дети, анализируя, например, звуковой ряд из гласных звуков, берут символ звука и садятся на соответствующее поле с цифрой. При индивидуальной форме работы ребенок, шагая по цифровому коврику, называет звуки, услышанные им в определенной последовательности.
Аналогично проводится работа по развитию слогового анализа, последовательность слогов в слове соотносится детьми с последовательностью цифр в ряду. Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: В этом слове четыре звука. Или дети, с опорой на цифровой ряд, находят место определенного звука в слове, дают его характеристику, называют предыдущий и последующий звуки.
На логопедических занятиях и в ходе совместной деятельности детей с воспитателем мы используем многофункциональную игру Почтальон.
Перед ребенком или группой детей ставится условие, например, доставить почтовый конверт, идя по дорожке, которая соединяет домики, имеющие в названиях разные гласные звуки. На домиках изображены: КОТ, ДОМ, КИТ, СОК. Дети выполняют задание, определив гласные звуки в предложенных словах. Другие варианты задания:
– слова должны начинаться на гласные (согласные) звуки;
– слова должны заканчиваться на разные гласные (согласные) звуки;
– слова должны иметь разное количество звуков (слогов) в своем составе;
– слова должны начинаться (заканчиваться) на разные слоги;
– слова должны иметь одинаковые (разные) гласные звуки в своем составе.
Для активизации речеслухового внимания и памяти детей и закрепления символов звуков эффективно использовать игру Будь внимателен!, попутно способствующую развитию фонематического восприятия.
Звуки, актуальные для конкретного занятия, зашифровываются определенным движением или позой тела. Движения ассоциативно связаны с символом звука. Например:
А – руки описывают большой круг, двигаясь сверху вниз;
О – руки, соединяясь, образуют овал;
У – ладони двух рук, соединяясь, образуют круг;
И – руки вытянуты в стороны;
Т – дети кулаком одной руки стучат о ладонь другой (молоток);
К – дети, указательным пальцем одной руки ударяют о ладонь другой (каблук);
М – дети указательными пальцами двух рук, приставленных к голове, изображают рога (корова);
Н – ладонями прикрыть глаза ( Нонна ноет).
Логопед произносит изолированные звуки, слоги, слова, а дети принимают соответствующие услышанному звуку позы или выполняют движения.
С целью закрепления умения детей соединять звуки в слоги и слова условными движениями логопед зашифровывает слог или слово. Перед детьми стоит задача разгадать слово, соединив звуки. Впоследствии зашифровывать слова могут сами дети.
В логопедической практике нередко встречаются дети, которые долго не могут запомнить буквенные обозначения. В логопедии разработано множество приемов работы по оказанию помощи таким детям (Р.И.Лалаева).
Интересной является форма работы по конструированию букв из самих детей. Группа детей, ложась на ковер, под руководством проблемного в этом плана ребенка, строят определенную букву, а затем могут преобразовать ее в другую.
Для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза нами используется авторское дидактическое пособие Звуковой коврик.
Это пособие представляет собой сшитый из двойной полиэтиленовой пленки коврик размером 150 х 150 см, разделенный на 9 квадратов – карманов. В карманы вставляются карточки (символы звуков, буквы) или картинки достаточно большого размера. Использование этого пособия позволяет параллельно развивать навыки пространственной ориентировки. Выполняя задания, направленные на развитие навыков звукового анализа и синтеза ребенок должен двигаться, изменять положение своего тела в пространстве. Эта возможность важна при работе с гиперактивными детьми.
Варианты дидактических игр с использованием пособия:
Покажи дорогу
В каждом квадрате размещаются символы звуков, либо буквы. Ребенок стоит перед ковриком около нижнего левого квадрата. Задание: найти символ звука (букву), на который начинается определенное слово. Ребенок, найдя нужный символ, должен дойти до него, комментируя свой путь. Например: шаг вперед, два шага вправо, два шага вперед, это звук И. Затем можно попросить ребенка найти другой символ и прокомментировать дорогу к нему, назвав следующее слово. Слово может быть названо без первого звука, а ребенок, определив его покажет символ на коврике.
Найди свой домик
Содержимое квадратов тоже. Ребенок двигается по коврику, выполняя команды логопеда или другого ребенка. Остановившись, ребенок выполняет речевое задание. Например, придумать слова, с разной позицией звука, представленного на этом квадрате символом.
Составь слово
Ведущий называет слово. Ребенок должен сделать звуковой анализ этого слова и показать каждый звук на коврике определенной рукой или ногой. Например, в слове МАК первый звук (символ на коврике) показать правой рукой, второй звук показать правой ногой, последний звук – левой рукой. Ребенок может самостоятельно загадывать и показывать символы звуков на коврике, а остальные участники игры угадывают слово, составив его из показанных звуков.
Дидактическое пособие Звуковой коврик используется и при закреплении и совершенствовании навыков слогового анализа и синтеза. Приемы работы аналогичны описанным выше.
Наглядные пособия.
На протяжении двух лет обучения на занятиях и в повседневной жизни детей присутствуют наглядные пособия, которые способствуют осмыслению детьми фонетической системы языка. Основным пособием являются Домики звуков.
При знакомстве со звуками на логопедических занятиях дети отыскивают окошко нужного звука, опираясь на характеристику звука.
Для закрепления фонетических знаний детям предлагаются следующие задания:
Назвать все гласные звуки.
Назвать гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
Назвать звонкие согласные звуки.
Назвать глухие согласные звуки.
Назвать согласные звуки, которые не имеют мягких пар.
Назвать всегда мягкие согласные звуки.
Назвать парные звонкие и глухие согласные звуки.
Назвать буквы, которые не обозначают звуков.
Назвать соседей сверху, снизу, справа, слева у звука (…).
Назвать звук, который живет справа (слева) от звука (…).
Назвать звук, который живет сверху (снизу) от звука (…).
Назвать звук, который живет между звуками (…).
Прочитать слоги, которые получатся, если в гости к согласным звукам придет гласный звук (…).
Покажи окошки звуков, которые составили слово (слог).
Использование в коррекционной работе данного пособия позволяет решать одновременно целый ряд коррекционных задач.
Литература:
Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Зак А.З. Развитие навыков чтения и сопоставления слов у детей 6-8 лет.- М.: НПО Перспектива,1993.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Подготовила:
Кузнецова Н.С.
Разработка новых методических приемов была нацелена на повышение эффективности обучения детей с ОНР звуковому и слоговому анализу и синтезу, на максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Мной были поставлены следующие задачи:
Внедрить в систему работы методические приемы, позволяющие повысить мотивационную готовность детей к обучению.
Разработать дидактические пособия, способствующие комплексному решению коррекциооно-развивающих задач с учетом структуры дефекта каждого ребенка.
Изготоивть и использовать в процессе обучения оригинальные наглядные пособия, способствующие осмыслению детьми фонематической системы русского языка
Повышение мотивационной готовности.
Очень важный элемент успешности обучения – это эмоциональный фон, на котором протекает этот процесс. Поэтому мы, взрослые, должны построить процесс обучения таким образом, чтобы грамота стала для детей увлекательной сказкой, в которой можно жить и играть. Еженедельно в классе оформляется панно Мы учимся читать, куда помещаются символы звуков, сочетания символов для слияния звуков в слоги (они соответствуют этапу обучения). Также на панно помещаются рисунки и аппликации детей, содержащие изучаемый звук, и другие творческие работы. Например, дети с родителями изготавливают книжки – самоделки, в которых иллюстрациями являются рисунки или фотографии детей. Текст придумывают дети совместно с родителями. Дети придумывают короткие сказки о звуках, используя слова и персонажи, присутствовавшие на занятии логопеда. Первоначально сказки придумываются коллективно на логопедическом занятии. Например:
Сказка о звуке И
Жил-был звук И. Рот у этого интересного звука И всегда очень широко улыбался. Песни этого звука звучали игриво: И, И, И. Звук И был гласным звуком и дружил с другими гласными звуками: А и У. Иногда они пели вместе веселые песенки: АИ, ИА, ИУ, УИ.
Во дворе у звука И жил ИНДЮК. На клумбе росли ИРИСЫ. В гости часто заходил ИНДЕЕЦ, с ним звук И ИГРАЛ в ИНТЕРЕСНЫЕ ИГРЫ.
Каждый ребенок является строителем своего Замка Грамоты. На стенде помещается образец замка, а детям разъясняется, что каждый из них сможет построить свой замок, постепенно овладевая навыками звукового, слогового и языкового анализа и навыками чтения. Части замков в торжественной обстановке прикрепляются самими детьми, после завершения очередного этапа обучения. Например, части фундамента обозначают умения детей: анализировать и читать ряд из гласных звуков, анализировать и читать обратный слог, определять позицию гласного звука в слове (начало, середина, конец). Помимо постепенного строительства замков дети украшают их наклейками, полученными на логопедических занятиях в качестве поощрения.
Повышению мотивации детей к обучению способствует использование в коррекционной работе приемов песочной игротерапии, которые предложены Т.Д.Зинкович-Евстигнеевой и Т.М.Грабенков Практикум по креативной терапии.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние гипервозбудимых, склонных к агрессии детей. Применение в коррекционной работе игр с песком позволяет естественным образом будить фантазию детей, развивать воображение, побуждать к творчеству, при этом дети чувствуют себя более успешными.
Для применения в коррекционной работе приемов работы с песком необходимо наличие ящиков, на одну треть заполненных просеянным и прокаленным песком, наборы мелких игрушек, изображающих животных, людей, растения, транспорт, предметы быта. Для проведения игр на закрепление буквенных изображений необходимо иметь наборы пластмассовых или деревянных букв.
Проложи дорожку
При знакомстве со звуками дети отыскивают фигурки, спрятанные в песке, называют их и определяют звук, имеющийся в каждом слове. Можно организовать поиск слов с определенной позицией звука в слове, с определенным количеством слогов.
Использовать песок эффективно с целью закрепления буквенных обозначений. Дети отыскивают в песке буквы и на ощупь угадывают их (вариант игры Чудесный мешочек). На поверхности песка дети могут лепить буквы, сгребая его ребрами ладоней, а затем преобразовывать одну букву в другую. Слова на песке можно писать сначала пальчиками, потом палочкой, держа ее как ручку. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок.
Приведем примеры песочных игр:
Город одного звука
Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе и его жителях.
Мой клад
Ребенок зарывает в песок предмет и дает характеристику звукового и слогового состава слова. Когда другие дети отгадывают, дает инструкции, как найти спрятанную вещь, словами правее, левее, прямо и т.д.
На поверхности песка размещены несколько фигурок. Ребенку нужно по заданию логопеда начертить на поверхности песка дорожку, которая должна соединить слова, начинающиеся на один звук, или имеющие одинаковое количество слогов.
Собери слово
На поверхности песка в определенной последовательности логопедом размещены фигурки. Ребенок, объезжая их на грузовике загружает в кузов первые звуки слов, а после прохождения всего пути соединяет эти звуки в слово.
Дидактические пособия и оригинальные приемы работы
Эффективным приемом работы по обучению звуко - слоговому анализу является использование числового ряда. Наглядно – чувственная опора в виде подвижного набора цифр содействует формированию окулярно – ручной и слухо – произносительной координации, так как позвуковое проговаривание слов в этом случае осуществляется при постепенном достижении согласованных действий всех анализаторов, обеспечивающих процесс письма: последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховым восприятием звуков слова (И.Н.Садовникова). Первоначально цифровой ряд представлен в виде числового коврика. Дети, анализируя, например, звуковой ряд из гласных звуков, берут символ звука и садятся на соответствующее поле с цифрой. При индивидуальной форме работы ребенок, шагая по цифровому коврику, называет звуки, услышанные им в определенной последовательности.
Аналогично проводится работа по развитию слогового анализа, последовательность слогов в слове соотносится детьми с последовательностью цифр в ряду. Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: В этом слове четыре звука. Или дети, с опорой на цифровой ряд, находят место определенного звука в слове, дают его характеристику, называют предыдущий и последующий звуки.
На логопедических занятиях и в ходе совместной деятельности детей с воспитателем мы используем многофункциональную игру Почтальон.
Перед ребенком или группой детей ставится условие, например, доставить почтовый конверт, идя по дорожке, которая соединяет домики, имеющие в названиях разные гласные звуки. На домиках изображены: КОТ, ДОМ, КИТ, СОК. Дети выполняют задание, определив гласные звуки в предложенных словах. Другие варианты задания:
– слова должны начинаться на гласные (согласные) звуки;
– слова должны заканчиваться на разные гласные (согласные) звуки;
– слова должны иметь разное количество звуков (слогов) в своем составе;
– слова должны начинаться (заканчиваться) на разные слоги;
– слова должны иметь одинаковые (разные) гласные звуки в своем составе.
Для активизации речеслухового внимания и памяти детей и закрепления символов звуков эффективно использовать игру Будь внимателен!, попутно способствующую развитию фонематического восприятия.
Звуки, актуальные для конкретного занятия, зашифровываются определенным движением или позой тела. Движения ассоциативно связаны с символом звука. Например:
А – руки описывают большой круг, двигаясь сверху вниз;
О – руки, соединяясь, образуют овал;
У – ладони двух рук, соединяясь, образуют круг;
И – руки вытянуты в стороны;
Т – дети кулаком одной руки стучат о ладонь другой (молоток);
К – дети, указательным пальцем одной руки ударяют о ладонь другой (каблук);
М – дети указательными пальцами двух рук, приставленных к голове, изображают рога (корова);
Н – ладонями прикрыть глаза ( Нонна ноет).
Логопед произносит изолированные звуки, слоги, слова, а дети принимают соответствующие услышанному звуку позы или выполняют движения.
С целью закрепления умения детей соединять звуки в слоги и слова условными движениями логопед зашифровывает слог или слово. Перед детьми стоит задача разгадать слово, соединив звуки. Впоследствии зашифровывать слова могут сами дети.
В логопедической практике нередко встречаются дети, которые долго не могут запомнить буквенные обозначения. В логопедии разработано множество приемов работы по оказанию помощи таким детям (Р.И.Лалаева).
Интересной является форма работы по конструированию букв из самих детей. Группа детей, ложась на ковер, под руководством проблемного в этом плана ребенка, строят определенную букву, а затем могут преобразовать ее в другую.
Для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза нами используется авторское дидактическое пособие Звуковой коврик.
Это пособие представляет собой сшитый из двойной полиэтиленовой пленки коврик размером 150 х 150 см, разделенный на 9 квадратов – карманов. В карманы вставляются карточки (символы звуков, буквы) или картинки достаточно большого размера. Использование этого пособия позволяет параллельно развивать навыки пространственной ориентировки. Выполняя задания, направленные на развитие навыков звукового анализа и синтеза ребенок должен двигаться, изменять положение своего тела в пространстве. Эта возможность важна при работе с гиперактивными детьми.
Варианты дидактических игр с использованием пособия:
Покажи дорогу
В каждом квадрате размещаются символы звуков, либо буквы. Ребенок стоит перед ковриком около нижнего левого квадрата. Задание: найти символ звука (букву), на который начинается определенное слово. Ребенок, найдя нужный символ, должен дойти до него, комментируя свой путь. Например: шаг вперед, два шага вправо, два шага вперед, это звук И. Затем можно попросить ребенка найти другой символ и прокомментировать дорогу к нему, назвав следующее слово. Слово может быть названо без первого звука, а ребенок, определив его покажет символ на коврике.
Найди свой домик
Содержимое квадратов тоже. Ребенок двигается по коврику, выполняя команды логопеда или другого ребенка. Остановившись, ребенок выполняет речевое задание. Например, придумать слова, с разной позицией звука, представленного на этом квадрате символом.
Составь слово
Ведущий называет слово. Ребенок должен сделать звуковой анализ этого слова и показать каждый звук на коврике определенной рукой или ногой. Например, в слове МАК первый звук (символ на коврике) показать правой рукой, второй звук показать правой ногой, последний звук – левой рукой. Ребенок может самостоятельно загадывать и показывать символы звуков на коврике, а остальные участники игры угадывают слово, составив его из показанных звуков.
Дидактическое пособие Звуковой коврик используется и при закреплении и совершенствовании навыков слогового анализа и синтеза. Приемы работы аналогичны описанным выше.
Наглядные пособия.
На протяжении двух лет обучения на занятиях и в повседневной жизни детей присутствуют наглядные пособия, которые способствуют осмыслению детьми фонетической системы языка. Основным пособием являются Домики звуков.
При знакомстве со звуками на логопедических занятиях дети отыскивают окошко нужного звука, опираясь на характеристику звука.
Для закрепления фонетических знаний детям предлагаются следующие задания:
Назвать все гласные звуки.
Назвать гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
Назвать звонкие согласные звуки.
Назвать глухие согласные звуки.
Назвать согласные звуки, которые не имеют мягких пар.
Назвать всегда мягкие согласные звуки.
Назвать парные звонкие и глухие согласные звуки.
Назвать буквы, которые не обозначают звуков.
Назвать соседей сверху, снизу, справа, слева у звука (…).
Назвать звук, который живет справа (слева) от звука (…).
Назвать звук, который живет сверху (снизу) от звука (…).
Назвать звук, который живет между звуками (…).
Прочитать слоги, которые получатся, если в гости к согласным звукам придет гласный звук (…).
Покажи окошки звуков, которые составили слово (слог).
Использование в коррекционной работе данного пособия позволяет решать одновременно целый ряд коррекционных задач.
Литература:
Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Зак А.З. Развитие навыков чтения и сопоставления слов у детей 6-8 лет.- М.: НПО Перспектива,1993.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Подготовила:
Кузнецова Н.С.