Публикации
Изменение психики, как следствие компьютерной зависимости
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Изменение психики, как следствие компьютерной зависимости
Автор: Лагаева Людмила Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Изменение психики, как следствие компьютерной зависимости
Автор: Лагаева Людмила Викторовна
На тему: Изменение психики, как следствие компьютерной зависимости.
Работу выполнила: педагог дополнительного образования
Л.В. Лагаева
г. Асино
2023 г
Введение
Если рассмотреть вехи истории, то в каждой есть характерная особенность включения исторических открытий через предметы. Так когда – то был изобретено колесо, потом двигатель, компьютер. Время движется вперед, совершенствуется. Но бывает, когда человек переходит грань использования своих открытий и они вредят человеку. Данные проблемы, доходя до точки кипения, превращаются в глобальные проблемы. Признаком таковой является компьютерная зависимость.
Исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние годы они накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка, точнее сказать изменяют психику человека.
Психика – это реакция человека на окружение, через собственное развитие
Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной наркомании, вызванной техническими средствами.
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.
Компьютерная зависимость- патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Изучали зависимость зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг, Т. Больбот. Исследования этих авторов указывают на то, что на формирование компьютерной зависимости влияют не только желание и острая необходимость в уходе от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенности человека. К таким особенностям относят характер, который определяет устойчивое поведение человека.
По данным различных исследований, интернет - зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире.
В ходе изучения источников педагогической литературы и практического опыта по профилактике компьютерной зависимости нами были обнаружены противоречивые направления между возможностью применения компьютерных технологий детьми и подростками в своей деятельности и недостаточной разработанностью вопроса по профилактике компьютерной зависимости в теории и практике педагогической науки; между развитием компьютерных технологий и их разработанностью применительно к решению современной проблемы компьютерной зависимости.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК, которые окружают нас дома и на работе, часто со всех сторон.
Их можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не существенные моменты. Последствия воздействия излучения, а также других факторов влияния компьютеров на человека изучены недостаточно, а то, что изучено, практически не известно пользователям.
Имеющиеся данные об ухудшении здоровья пользователей ПК, о нарушении психики носят отрывочный и часто противоречивый характер. При этом логика рассуждений такова: раз нет однозначных доказательств вреда, значит, нет и самого вреда. Однако некоторые данные о стрессовом воздействии компьютеров на психику всё же опубликованы. Действие многих вредных экологических и социальных факторов, на фоне которых можно выделить специфическое ПК - воздействие бывает трудно.
Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности.
Цель: Изучитьвлияниеинтернета на формирование личности подростков.
Задачи:
Изучить понятие компьютерная зависимость.
Определить круг причин возникновения компьютерной зависимости.
Выявление отличий зависимости от компьютера и разумное использование компьютера как средства использования компьютерных технологий детьми и подростками в своей учебной деятельности.
Социологический опрос по выявлению негативного влияния компьютерной зависимости на психику подростка.
Глава I. Формирование психологической зависимости у подростков от компьютера
Понятие компьютерной зависимости
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть человека с компьютером постоянно – на улице, работе, дома, в транспорте. Компьютер как часть нас самих, вроде мы отдаем дань времени. Это стало частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, вследствие этого не будет проблем с ним на улице среди сверстников. А дома он не слишком будет надоедать, часто не будет задавать вопросы Почему. А следствие выше сказанного ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.
Понятие компьютерная зависимость появилось в 90-х годах прошлого века.
Мы разобрались с первопричиной молчаливым разрешением родителей, а что же дети? Когда они маленькие их прельщает приобщение к миру взрослых. Шаг за шагом дети осваивают компьютер, а родители радуются успехами ребенка. И вот наступает черта, где взрослые насыщаются успехами – их ребенок не отстал от мира сего и успокаиваются, но не всем знакома область психологии. Здесь теряется нить сопровождения детей. Психика детей ранима, неустойчива. И утех детей, у которых имеются проблемы, они чаще являются зависимыми с компьютером. Стремление уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие – вот первейшая причина. Когда тебя не понимают или ты мешаешь. Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых.
В основе увлеченности компьютерными лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости:
потребность в уходе от реальности;
в принятии роли другого.
Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости.
Причины возникновения компьютерной зависимости.
Отсутствие навыков самоконтроля. Не может самостоятельно контролировать свои эмоции.
Неумение самостоятельно организовывать свой досуг.
Дефицит общения.
Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.
Стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.
Низкая самооценка и неуверенность в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.
Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.
Терминология: самоконтроль, эмоции, дефицит общения, низкая самооценка, неуверенность, подражание - это все понятия, относящиеся к психологии, потому, что психика – это реакция человека на окружение. И в меру развитых составляющих психики мы можем настолько же правильно или неправильно реагировать и влиять на окружающих или окружение, а может быть и вредить окружающему. Он становится не таким как все, кто соответствует правилам и законам общества, в котором живет.
Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:
хорошее самочувствие или нескрываемые эмоции за компьютером;
нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
раздражение при вынужденном отвлечении;
неспособность выйти из компьютера по первому личному желанию;
требование денег у родителей расходование больших денег на обеспечение жизнедеятельности компьютера;
нежелание выполнять домашние обязанности, не посещать учебное заведение, помнить о встречах и делах;
пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
жизнь нормальная замещается жизнью за монитором;
желание предстать перед знакомыми и друзьями компьютерным асом.
Злоупотребление компьютером имеет отрицательные последствия физического и психического здоровья.
Сетеголиков и кибераддикциков можно узнать по внешнему виду, у них:
Красные подслеповатые глаза.
Снижение иммунитета.
Постоянные головные боли.
Повышенная утомляемость.
Бессонница.
Боли в спине.
Боли в запястье.
Согласитесь, они могут напоминать человека, заключенного под стражу или тюремного заключенного. Причем заключенным он стал по собственному желанию, но с подачи родителей или законных представителей.
Компьютерная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.
Одной из причин формирования компьютерной зависимости у подростка является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх или компьютерном времяпровождении. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.
Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности.
Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.
Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его жизней ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.
В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться.
Глава II. Влияние компьютерной зависимости на психику подростков
Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками.
Искажается режим дня и ночи - близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть компьютерной зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком.
Навыки общения у детей зарождаются в контакте с окружением: вначале малый социум, затем при выходе из него в другой, эмоциональная сфера маленького человека формируются, постепенно сменяя один этап, за другим на более сложный: общение с родителями и сверстниками, чтении сказок, при выходе в окружающую среду. Виртуальная реальность искажает представления об окружающем и заменяет реальность на виртуального мир (ему там легче там все дается, он его устраивает). Реальность отпадает сама по себе. Это происходит, если ребенка отдают на воспитание компьютеру.
Так возникают Сетеголики зависимые от Интернета люди.
У них наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.
Кибераддикция - зависимость от компьютерных игр.
Для таких людей реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого они пытаются жить в другом мире - виртуальном, где всё дозволено, где они устанавливают правила игры. Дезадаптация, неадекватное восприятие себя и окружающего мира - основной признак зависимости от компьютерных игр. При этом данную зависимость осознают окружающие человека друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам.
В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.
При зависимости по своей воле прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью. Нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как карьера, работа, семья перестают волновать. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую сферы деятельности.
Происходит замена социальных качеств человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания на деградацию социальных связей личности на социальную дезадаптацию человека. Отсюда появляется избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.
Подросток, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания учебе и исполнению различных социальных функций.
Под влиянием компьютерной зависимости у подростка может сформироваться аддикгивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии.
В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству.
Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет.
В подростковом возрасте формируются ценностные ориентации: понятия добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. У ребенка возникает эмоциональная холодность, замкнутость, не способность к сопереживанию, психологический инфантилизм - не умение брать на себя ответственность, контролировать свои поступки. Адекватная личность формируется только в живом общении с другими людьми.
Подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь.
2.1 Социологический опрос по выявлению негативного влияния компьютерной зависимости на психику подростка.
Названные проблемы сделали необходимым исследования, направленные на выявление особенностей подростков, проводящих большое количество времени за компьютером.
Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к нарушению психики подростка, обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены подростки в возрасте от 15 до 17 лет.
Анкета состояла из 10 вопросов (см. приложение 1). Всего было опрошено 25 студентов. Были выявлены следующие результаты анкетирования:
1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
Более половины опрошенных подростков не могут контролировать время, проведенное за компьютером. Это способствует дезорганизации подростка, неспособности планировать свое время.
2. Сколько времени в день вы проводите за компьютером?
Большая половина студентов проводят за компьютером в день по 4-6 часов, что небезопасно для психического и соматического и превышает суточную норму работы за компьютером в 3 раза.
3. Как часто из-за времени, проведенном за компьютером, страдает ваше образование?
Опрос показал, что более половины опрошенных студентов подтвердили, что учеба отходит на второй план. Это является очень серьезной проблемой, так как в подростковом возрасте учеба является одной из важнейших сфер деятельности.
4. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
100% опрошенных в той или иной мере нервничают, раздражаются или испытывают дискомфорт при отвлечении от работы на компьютере. А это доказывает любая степень компьютерной зависимости вырабатывает раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если им мешают контакту с компьютером.
5. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
Четвертая часть опрошенных заменяют общение с окружением (своими сверстниками) на компьютер, утрачивая тем самым приобретение коммуникативных навыков и необходимых знаний о жизни. Подростки теряют это ведет к утрате интереса к социальной жизни и способствует обособлению личности.
6. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?
Большая часть (60%) опрошенных подростков, может уйти от реальности, т.е. бросит дела насущные и сесть к компьютеру, если не удается, чувствуют неудовлетворенность. Могут агрессивно реагировать на окружающую действительность. Часто на уроках заменяют компьютер на телефонный интернет, что менее заметен во время занятий. Следовательно, это уже определенная форма зависимости от компьютера. А это значит идет приостановка развития личности
7. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
В подростковом возрасте спокойный, здоровый сон напрямую зависит от гормонального и здорового формирования физических и психических качеств человека. У половины опрошенных студентов наблюдается проблемы со сном из-за долгого пребывания за компьютером, что может привести к ночным кошмарам, вспышкам внезапного приступа страха и тревоги, социально-стрессовым расстройствам, к появлению навязчивого состояния.
8. Как часто Вы сопротивляетесь разговору, или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?
На этот вопрос чаще отвечают лживо, скрывая истину, так как такие вопросы лишь дают ответ о зависимости подростка от компьютера и отраслями их интереса.
9. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями о проведении времени за компьютером?
У четвертой части опрошенных компьютер заменитель жизни, чаще к ним относятся дети – сироты или оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных семей, что ведет к неспособности решать свои жизненные проблемы так, как они самоутверждаются в виртуальном мире, что в корне отличается в реальности.
10. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
Большинство опрошенных признались, что зачастую они стараются скрыть от родителей количество времени пребывания за компьютером в интернете.
Итак, исследование показало, что большая половина в стадии увлеченности. Для неё характерна сильная утомляемость и существует тяга к компьютеру.
У четвертой части опрошенных с риск развития компьютерной зависимости. Здесь нужны беседы о вреде компьютера. 5 % отсутствие компьютерной зависимости. Данные студенты используют компьютер для получения знаний, сюда относятся и те, у кого нет в доме компьютера.
Таким образом, студенты ОГБПОУ АТпромИС имеют уровень компьютерной зависимости определяемой стадией увлеченности.
Последний блок анкеты (тест на детскую Интернет-зависимость, С.А. Кулаков, 2004) был посвящен отношению родителейксвободному время провождению своихдетей за компьютером (см. приложение 2).
Ответы оценивались по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.
При сумме баллов 50-79 родители разрешаютсмотреть своимдетям жестокие фильмы и играть в те игры, которые предпочитает сам ребенок. Здесь необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь своего ребенка.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности есть Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста, родители не ограничивают время игры за компьютером.
Установив, что 80% родителейне ограничивают времяигры за компьютероми 74% родителей разрешаютсмотреть своимдетям жестокие фильмы и играть в те игры, которые предпочитает сам ребенок. Эти данные свидетельствуют о том, что произошли нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами нового мира - мира искусственного, мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, некой новомодной детской субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает перед блеском остроумия, создает парадоксальную картину антимира. Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.
Заключение.
После проведения опроса, его анализа и исследования психических особенностей подростков получаются следующие выводы:
1.Компьютерная зависимость – явление, набирающее скорость развития в современном информационном и компьютеризованном мире, которое негативно влияет на формирование психики, социальных и физических качеств подростка.
2. Наиболее подверженная риску компьютерной зависимости является категория детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет, так как в этот период идет первичная социализация подростка, формирование его психики, мировоззрения.
3.Чрезмерное пребывание за компьютером способно нарушать некоторые психические свойства подростков, а именно коммуникабельность, открытость, желание общения, чувство сострадания. Это приводит к замкнутости, обособленности подростка; утрате интереса к социальной жизни, нарушению межличностных отношений.
Таким образом, проблема формирования компьютерной зависимости у подростков является действующей, важной и социально значимой.
Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей и подростков) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ - работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что его воспитание должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
Литература
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000
Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. 2003. - № 9
Азарова Р. И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. - № 10
Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. - 2004.
Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. - К. - 2004.
Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. - Томск.: НИИ ФСИН, 1996.
Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. - Д.: Сталкер, 1997.
ЛитМир - Электронная Библиотека>Автор: Коллектив авторов>Книга: Как справиться с компьютерной зависимостью Глава 2. Появление компьютерной зависимости.
Розин В. М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5
Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3.
Фресс А., Пиаже Ж. Экспериментальная психология., М. - 1986.
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
http ://rastem-vmeste. com
Приложение 1
Анкета
По выявлению негативного влияния компьютерной зависимости на
психику подростка.
1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
2. Сколько времени в день вы проводите за компьютером?
3. Как часто из-за времени, проведенном за компьютером, страдает ваше образование?
4. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
5. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
6. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?
7. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
8. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?
9. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями о проведении времени за компьютером?
10. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
Приложение 2
Анкета для родителей
Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)
Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда
1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых друзей?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?
Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. 2003. - № 9
Азарова Р. И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. - № 10
Розин В. М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5
ЛитМир - Электронная Библиотека>Автор: Коллектив авторов>Книга: Как справиться с компьютерной зависимостью
Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. - Д.: Сталкер, 1997.
ЛитМир - Электронная Библиотека>Автор: Коллектив авторов>Книга: Как справиться с компьютерной зависимостью Глава 2. Появление компьютерной зависимости.
Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. - К. - 2004.
20