Публикации Лекция: «Профилактика травматизма на уроках физической культуры».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция: «Профилактика травматизма на уроках физической культуры».
Автор: Бажок Юрий Александрович

Лекция: «Профилактика травматизма на уроках физической культуры».Травматизм на уроках физической культуры в школеНесмотря на меры предосторожности, предпринимаемые большинством учителей, тренеров и воспитателей, на уроках физической культуры, тренировочных занятиях, спортивных соревнованиях еще нередки случаи травматизма. В общей структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и школьного.Статистика травмированных детей на уроках физкультурыПо частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент падает на детей 12—14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7—11 лет), на третьем — 15—16-летние подростки. У мальчиков повреждения, полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в два раза чаще, чем у девочек.Эта печальная статистика красноречиво говорит о том, что проведение целенаправленной работы по профилактике спортивного травматизма среди школьников является важнейшей задачей, которую должны решать не только учителя физической культуры и тренеры, но и администрация школ, медицинские работники, родители учащихся.Для того чтобы борьба с травматизмом была успешной, учителя, тренеры, воспитатели должны иметь четкое представление о степени травмоопасности каждого вида, входящего в учебную программу по физической культуре, держать под неусыпным контролем причины, могущие привести к опасным последствиям.Причины травматизма на уроках физкультуры.При всем многообразии этих причин все же можно выделить такие, которые чаще всего приводят к травматизму. Это - недостаточный врачебный контроль за состоянием здоровья, физической подготовленностью учащихся, нарушение дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований, неудовлетворительное состояние мест занятий, пользование неисправным или не соответствующим антропометрическим данным занимающихся оборудованием, отсутствие строгого контроля за рациональной одеждой, обувью учащихся, неблагоприятные для проведения занятий или соревнований санитарно-гигиенические и метеорологические условия, не соответствующие физической подготовленности детей, нарушение методики проведения занятий, тренировок, соревнований и, наконец, недостаточная квалификация учителя (тренера). Истоки травматизма полиморфны и, как правило, содержат в себе сочетанные причины, поэтому лишь комплексный, квалифицированный разбор каждого случая позволит вскрыть и ликвидировать их источники.А теперь вновь обратимся к статистике; по данным НИИ травматологии, 55,1 % травм, полученных учащимися, приходятся на занятия по спортивной гимнастике, 23 % — по легкой атлетике, лыжной подготовке и на коньках, 8,2 % — по спортивным играм, на другие виды травматизма падает 13,7 % повреждений.Гимнастика как наиболее травма опасный вид программного материалаИтак, как следует из приведенных данных, наибольший процент травм среди школьников зафиксирован на занятиях гимнастикой, которая является наиболее травмоопасным видом учебной программы. К самым распространенным специфическим причинам детского травматизма при занятиях этим видом относятся неудовлетворительное состояние спортивных снарядов, использование матов плохого качества или с поврежденным покрытием, неправильная их укладка, плохая организация урока (отсутствие учителя или тренера при выполнении учащимися упражнений на снарядах, скопление их у одного из снарядов, отсутствие контроля учителя за выполнением детьми упражнений), неправильная методика проведения занятий (форсированные нагрузки, отсутствие полноценной страховки, плохое владение приемами самостраховки). Очень частая причина травм — азарт и завышенная самооценка учеников, что в большой степени присуще мальчикам 10—14 лет, и потому они требуют особого внимания учителя.Одной из причин травм может быть недостаточная освещенность гимнастического зала, Естественное и искусственное освещение в зале должно соответствовать нормативным требованиям, изложенным в соответствующих документах (). Горизонтальная (на уровне пола) освещенность должна быть не менее 30 лк, вертикальная — не менее 100 як. Загрязнение ламп приводит к уменьшению освещенности, поэтому не реже одного раза в месяц следует производить их чистку. Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительных установок. В зале необходимо иметь и аварийное освещение, при использовании которого горизонтальная освещенность не должна быть менее 0,5 лк. На всех розетках в зале следует устанавливать предохранительные заглушки.Окрашенные в светлые и теплые тона стены зала увеличивают световой поток отражения. Определенное значение имеет и окраска спортивных снарядов. Известны примеры, когда учащиеся опасались выполнять упражнения с широкой амплитудой поперек разновысоких брусьев, боясь нарушить их равновесие, хотя брусья стояли на месте устойчиво, и уверенно делали упражнение лишь после того, как станина брусьев была выкрашена в черный цвет. При этом у них исчезало ощущение психологической опасности и создавалась уверенность в незыблемости опоры снаряда. Исходя из этого, на занятиях физической культурой необходимо создавать психологически обоснованную, целесообразную, располагающую к двигательной активности цветовую гамму. (Во время занятий легкой атлетикой, лыжным и конькобежным спортом травмируются в основном нижние конечности, чаще — суставно связочный аппарат коленного сустава, и в частности мениск. При резких толчках, падениях возможны разрывы отдельных мышечных волокон и всей мышцы, отрыв костной пластинки в месте прикрепления мышцы.Причинами подобных травм служат, в основном, неудовлетворительное состояние мест проведения занятий, отсутствие специальных ограждений, установка финиша возле каких-либо препятствий (стен, дверей, дерева, забора и т. д.). К травмам приводят и занятия в зале со скользким полом, а также при неблагоприятных метеорологических условиях на плохо убранной площадке. Понятно, что не каждой школе доступны беговые дорожки со специальными покрытиями, однако необходимо проявлять постоянную заботу о местах проведения занятий.Профилактика травматизма при прохождении раздела «Лыжная подготовка».Одним из условии предотвращения травматизма при прохождении раздела «Лыжная подготовка» опять-таки является качественная подготовка мест занятий. На учебной площадке (хорошо, если она прямоугольной формы) прокладываются две лыжни: внутренняя предназначается для начинающих лыжников, наружная — для подготовленных.Участок для площадки готовится заблаговременно; еще осенью его очищают от посторонних предметов (больших камней, пней, коряг и т. п.), более или менее значительные неровности почвы заравнивают, промеряют дистанцию. С особенным тщанием следует подойти к подготовке участков, где школьники будут обучаться спускам и подъемам: пологие склоны (их крутизна должна быть не более 15—20°) освобождают от деревьев и кустарников. В конце склона делают ровный выкат. Нельзя использовать участки с выкатом на проезжую часть дороги, водоем, болото. Если местность ровная, учебные трассы возле школы надо подготовить искусственным способом; в этом случае неровности местности имитируют с помощью сборных деревянных конструкций. При этом необходимо следить, чтобы на деревянных щитах не было выступающих гвоздей, петель проволоки и т. п.Если занятия проводятся в парке (лесу), перед каждым уроком учитель должен тщательно осмотреть всю трассу, подготовить лыжню и места для упора палок (если снег рыхлый). Трасса не должна пересекать шоссейных и грунтовых дорог, плохо замерзших водоемов и других препятствий, создающих опасность для лыжников. На трассе, проходящей среди деревьев, убирают свисающие ветки, через канавки, ручейки прокладывают мостки и насыпают на них снег. Ширина трассы на спусках должна быть не менее 5 м. На поворотах по ходу трассы устанавливаются отметки.Профилактика травматизма при подготовке катка.Особое внимание должно быть уделено подготовке катка. Для качественной его заливки необходимо иметь специальное оборудование: шланг, лопаты (деревянные и железные), скребки, лейки. Площадку для будущего катка готовят с осени. По периметру участка насыпают земляной валик 15X15 см, чтобы не стекала вода. Заливку начинают после того, как грунт промерзнет не менее чем на 5 см: тогда не будут образовываться выбоины, на которых легко получить травму. Предварительно уплотненный снег заливают с помощью распылителя до получения ледяной корки не менее 6 см толщиной. Ежедневно с поверхности катка убирают наледь; большие трещины заделывают снегом и с помощью распылителя заливают водой.Во избежание столкновений и падений, которые могут закончиться травмой, нельзя одновременно выпускать на ледяную площадку хорошо катающихся на коньках детей и тех, кто только начинает овладевать этим навыком, нельзя разрешать детям кататься на беговых коньках. Если школьный каток используется в вечернее время для неорганизованных занятий, необходимо установить на нем освещение и организовать дежурство.Наиболее распространенными травмами на занятиях игровыми видами спорта являются повреждения верхних и особенно нижних конечностей. Необходимо иметь в виду, что переломы конечности могут возникнуть как при прямой травме, так и при падении на подвернутую руку или нижнюю конечность. При прямом ударе мяча нередки вывихи и переломы в области мелких суставов кисти. Главная причина их возникновения — плохой пол, скользкая обувь.Типичными травмами для таких видов спорта, как борьба, являются вывихи костей предплечья, ушибы шейного и грудного отдела позвоночника, переломы хирургической шейки плеча. Частой причиной такого рода повреждений является несоответствие весовых категорий на тренировках.В связи с повышением требований к профилактической работе по борьбе с травматизмом в школах необходимо обратить внимание учителей, тренеров на анализ и своевременное устранение причин, ведущих к возникновению травмоопасных ситуаций. Одной из форм профилактической работы являются систематические беседы со школьниками и юными спортсменами по предупреждению несчастных случаев. Нельзя допускать к занятиям, тренировкам, соревнованиям детей, перенесших травму и не прошедших врачебный контроль после соответствующего лечения.Чрезвычайно важным звеном работы по профилактике травматизма является обучение детей приемам самостраховки при падении, так как большинство спортивных, да и бытовых травм,— результат падений.Навыки безопасного падения, развитые в детстве, сохраняются на всю жизнь. Наблюдения показывают, что дети, не прошедшие предварительного обучения элементам самостраховки, падают, как правило, опасно. Зато даже после кратковременного обучения у них вырабатывается устойчивый навык. при падениях целесообразно начинать после предварительной общефизической подготовки. При имитации падения с высоты роста используют вначале мягкую поверхность — маты. Технику выполнения всех приемов следует доводить до полного автоматизма. Детям первых классов элементы безопасного падения желательно преподнести в игровой форме.Каждая школа, ДЮСШ должны вести систематический учет и анализ всех случаев травм по установленной форме, результаты которых необходимо обсуждать на педагогических советах.Первичная регистрация травмы осуществляется медицинским работником в специальном журнале, который должен быть в каждой школе. В журнал заносятся следующие сведения: фамилия, имя и отчество пострадавшего, его пол, возраст, класс, время получения травмы, дата (день и час), характер травмы, место, где произошел несчастный случай, фамилия! преподавателя, проводившего занятия, сведения о знакомстве пострадавшего с правилами техники безопасности, подробное описание обстоятельств, при которых произошел несчастный случай, причины его возникновения, перечень мероприятий по устранению причин несчастного случая с указанием сроков исполнения, фамилии исполнителей, отметка о выполнении, время составления записи (час, число, месяц, год).В заключение следует отметить, что четкая организация труда учителя, тренера, соблюдение установленных правил и норм позволяет полностью исключить возможность возникновения несчастных случаев на уроках физкультуры и занятиях спортивных секций. Сознательное отношение к четкой организации труда, усвоение безопасных методов и приемов работы — залог полноценной профилактики детского травматизма. Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на занятиях физической культуры.Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, администрации , медицинских работников. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит к травмам.ПРИЧИНЫ  ТРАВМАТИЗМАПричины методического характера.
  • Неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;
  • Выполнение сложных, незнакомых упражнений;
  • Занятие без разминки или недостаточной разминки;
  • Отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.
  • Причины организационного характера
  • Отсутствие должной квалификации у учителя;
  • Проведение занятия без преподавателя;
  • Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
  • Неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами;
  • Нарушение правил врачебного контроля;
  • Неблагоприятные метеорологические условия.
  • Администрацию лицея, учителей физкультуры, классных руководителей беспокоит факт достаточно высокого уровня травматизма среди учащихся нашего образовательного учреждения. Сегодня мы будем говорить о том, как предупредить травмы. Травмы происходят у детей как в лицее, так и за его пределами – дома, на улице. Чаще всего они связаны с, казалось бы, безобидными ситуациями: шел по лестнице – неудачно встал, играл на перемене, задел неловко товарища, побежал на улице – упал. Моя задача сегодня, как учителя физкультуры, который непосредственно на уроках развивать у детей опорно-двигательный аппарат, укрепляет костно-мышечную систему, обратить ваше внимание, уважаемые родители, на систему семейного воспитания по созданию условий для укрепления физической подготовленности детей.Остановлюсь на условиях, созданных в лицее, для предупреждения травматизма у детей. Как и во всех российских школах, в лицее введен третий час физкультуры. Во второй половине дня работают такие кружки, секции, студии как: баскетбол, волейбол , полиатлон, работает тренажерный зал. В секциях физкультурно-оздоровительной направленности охвачено 178 учеников из 640 учеников  школы, в студиях, кружках художественно- эстетической направленности – 120 человек. При этом часть детей занимается в кружках и секциях той или другой направленности. На основании анкетирования родителей  прошлого учебного года 40% детей занимается в спортивных кружках и секциях (городских и лицейских). Однако, часть детей не посещает кружки, секции, которые направлены на укрепление своего здоровья. Стиль жизни ребёнка формируется в его семье. Задача родителей научить своих детей физической культуре собственным примером: утренняя гимнастика, спортивные игры на свежем воздухе, лыжные прогулки зимой, а также соблюдение санитарно-гигиенических норм. Всё это способствует повышению мотивации ребёнка к здоровому образу жизни. Физическая культура в школе призвана повысить культуру здоровья учащегося, повлиять на оздоровление его стиля жизни и создать условия для более эффективного развития юного организма. Урок физической культуры — самый травм опасный урок в школе. Для предупреждения спортивных травм учащихся, родители должны знать состояние здоровья своего ребёнка в день проведения урока, обеспечить его спортивной одеждой и обувью, которые соответствуют данному уроку физической культуры. Для обеспечения санитарно-гигиенических норм на уроке физкультуры, родителям необходимо напомнить своему ребёнку о его поведении по окончании урока: обязательно снять спортивную форму (во избежание простудных заболеваний), сменить носки и обувь (с целью предупреждения опрелости и потёртости ног)щё одним важным условием снижения травматизма на уроках физической культуры является соблюдение правил техники безопасности. Родители должны напоминать своему ребёнку, чтобы он был особенно внимателен и дисциплинирован на уроках физической культуры, точно выполнял все команды учителя и правила техники безопасности. Многие практически здоровые учащиеся плохо защищены от социально- психологических стрессов, подвержены аллергореакциям, переутомляются в школе и не восстанавливаются за ночной отдых. Правильная организация режима дня ребенка и контроль родителей за его соблюдением улучшат работоспособность школьника и снизят риск бытового и спортивного травматизма. Избыток веса у школьника также, как и недостаток массы тела, может привести к нарушению обмена веществ, атрофии мышц, что способствует травматизму на уроках физической культуры. Физическое воспитание учащихся важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности. Родители должны способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представление о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Всё это способствует мобилизации у школьников жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации движений и т.п.), таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и в своих силах.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ.Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом:
  • К  занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил техники  безопасности на занятиях;
  • при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
  • аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале.
  • перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:
  • убрать все посторонние и выступающие предметы;
  • проверить чистоту пола;
  • наличие освещения и вентиляции в зале;
  • убедиться в исправности инвентаря;
  • проветрить помещение;
  • проверить температурный режим в зале;
  • учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;
  • проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;
  • перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;
  • научить учащихся вести дневник самоконтроля;
  • проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий;
  • начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
  • занятие должно быть организовано согласно плана - конспекта занятия;
  • необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
  • в конце занятия провести упражнение на восстановление дыхания;
  • учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;
  • осуществлять  страховку  занимающихся  в необходимых случаях;
  • по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся;
  • не оставлять детей без присмотра во время занятия;
  • чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
  • вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;
  • уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;
  • при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;
  • не допускать входа и выхода в зал без разрешения учителя  до, во время, и после занятий;
  • требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя;
  • в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр;
  • избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;
  • при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы само страховки;
  • при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место;
  • при получении учащимся травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации школы и родителям;
  • после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;
  • проводить детей в раздевалку, напомнить им порядок пользования душевыми помещениями;
  • проверить верхнюю одежду учащихся;
  • закрыть раздевалки;
  • о всех обнаруженных недостатках сообщить администрации.
  • Памятка для родителейКак подготовить ребёнка к урокам физкультуры
  • Пройти медосмотр и определить  медицинскую группу (основная, подготовительная, специальная медицинская группа)
  • Пройти дополнительно ортопеда, офтальмолога, лора
  • При наличии специальной медицинской  группы узнать требования у учителя физкультуры (получить индивидуальную накопительную ведомость)
  • Подготовить  спортивную форму (футболки, шорты,  спортивный костюм,  сменную спортивную обувь (для зала).
  • Быть личным примером для своего ребёнка.
  • Проверять домашние задания по физкультуре
  • Искренне интересоваться успехами ребёнка.
  • Не оставайтесь равнодушными к пропускам уроков физкультуры, контролируйте наличие спортивной формы на уроках физкультуры.
  • Поощряйте занятия спортом вашего ребёнка, постарайтесь иметь дома спортивный инвентарь для занятий спортом (мячи, скакалку, ролики, велосипед, гантели, эспандер)
  • Поощряйте своего ребёнка морально за спортивные достижения и учебные результаты по физкультуре.
  • Контактируйте с учителем физической культуры, если у вас возникли вопросы и проблемы, связанные с его уроками или со здоровьем ребёнка.
  • Посещайте со своим ребёнком спортивные мероприятия в школе и вне школы, в которых он участвует.
  • Рассказывайте ребёнку о своих спортивных достижениях, показывайте свои награды.
  • Не высказывайтесь пренебрежительно о занятиях физкультурой и спортом.
  • Будьте сами примером своему ребёнку, пусть занятия физкультурой и спортом станут хорошей традицией вашего дома!
  • Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами игры не только интересовали школьников, но и чтобы в них были заложены элементы творчества.