Публикации Проблемы и тенденции развития эстрадного вокала

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы и тенденции развития эстрадного вокала
Автор: Громак Мария Александровна

Громак М.А.
Проблемы и тенденции развития эстрадного вокала
В настоящее время эстрадный вокал один из популярнейших видов исполнительского творчества. Эстрада сегодня – это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен, она привлекает своих почитателей своей красочностью сценического воплощения, экспрессивностью, достаточно простым, по сравнению с академическим искусством, содержанием и эмоциональным строем произведения, несложным для восприятия языком.
В музыкально - педагогической отечественной литературе организации процесса обучения музыкальной эстраде посвящен целый ряд работ. Направленность этого процесса на творческое развитие личности подчеркнута в работах таких исследователей как О.Я. Клипп, Д.В. Харичевой и др. По их мнению, эстрадная музыкально-исполнительская деятельность, сочетает в себе многообразие жанровых компонентов: индивидуальный вокально-технический стиль, актёрское мастерство, сценический имидж и др. Современные теоретические, методологические и практические аспекты преподавания эстрадного вокала изложены в работах И.Б. Бархатовой, О.И. Исаевой, В.И Коропка, В.П. Малишава, Л.В. Романовой и др.
Вокальная эстрада представляет собой наиболее массовый вид профессионального и любительского музыкального творчества и занимает ведущие позиции в учебной и внеклассной деятельности общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования и охватывает широкий возрастной диапазон учащихся.
Эстрадное музыкальное искусство своей зрелищностью и возможностью реализовать себя привлекает, прежде всего, подростков. Для подростка вокальная эстрада - доступный вид музыкального исполнительства, так как современные технические средства в достаточной мере содействуют её освоению, что создаёт условия для вовлечения подростков в разнообразную музыкально-творческую деятельность, способствует развитию личности подростка, формированию его духовной культуры, активности эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания и музыкально-исполнительских способностей.
Занятия эстрадным вокалом наиболее востребованы сегодня в условиях дополнительного образования, так как основное предназначение дополнительного образования – компенсирование дефицита практической деятельности детей, обеспечение возможности личностного роста через реализацию значимых для них интересов и склонностей в избранном виде деятельности, они способствуют развитию творческой самостоятельности личности подростка к познанию и творчеству и немаловажным в работе педагога с подростками является развитие в них мотивации к этой деятельности.
Однако за внешней простотой и легкостью эстрадного жанра скрывается трудоемкий и сложный процесс становления певца, как личности. Он требует от педагога эстрадного вокала мобилизации творческого потенциала, теоретических, педагогических и методических знаний, исполнительских умений, активизации нравственно-эстетических аспектов в работе. В настоящее время в высших и средних профессионально - педагогических учебных заведениях зачастую отсутствует подготовка музыкально-педагогических кадров, для системы общего и дополнительного музыкального образования, способных преподавать эстрадный вокал на профессиональном уровне. Специалисты же имеющие классическую вокальную подготовку, зачастую действуют интуитивно, при выборе нотной репертуарной литературы, постановке и оформлению сценических номеров, так как им не хватает знаний необходимых для преподавания эстрадного вокала смежных видов подготовок (хореографической, актерской, режиссерской, звукооператорской и др.);
В то же время, имеющийся накопленный практический, методический и нотный материал для преподавания эстрадного вокала, не востребован современной музыкально-педагогической практикой. среди изданных учебных материалов, посвященных эстрадному вокальному творчеству немного изданий, удачно сочетающих в себе последовательное изложение теоретических и методологических положений преподавания данного учебного предмета с современными нотными материалами;
В тоже время, поиск решений и возможностей формирования одного из важнейших качеств личности - творческой самостоятельности является проблемой, в последние годы подвергшейся научно-теоретическому и методическому переосмыслению. Не в полной мере проанализирован воспитательно-образовательный потенциал вокальной эстрады в условиях дополнительного образования. Воспитание творческих способностей, активности и самостоятельности декларируется в программах обучения, но на практике воплощается не достаточно. Учебные программы для подростков, предлагаемые к реализации в системе дополнительного образования, сосредотачиваются на изложении общих сведений о строении голосового аппарата, сведений по элементарной теории музыки, по истории стилей и т.п. и не анализируют разработанные или адаптированные методики, учитывающие интересы, возрастные и физиологические особенности данной категории учащихся; Так же за частую, молодые люди, самостоятельно занимающиеся эстрадным вокалом, зачастую при поиске необходимой информации обращаются в первую очередь к электронным ресурсам сети Интернет, которые изобилуют непрофессиональными и низкопробными материалами, не способствующими развитию их музыкального вкуса.
Все вышеизложенное ставит перед каждым преподавателем главную задачу в его работе, разработать комплекс методических и практических материалов эстрадного вокала, направленных на развитие мотивации творческой самостоятельности подростков в условиях дополнительного образования.
Библиографический список.
Изюрова О.С. Детская вокальная эстрада в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]
Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: дис. на соис. учен. спеп. канд. пед. наук. М., 2003.- 120с.
Харичева Д.В. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения Автореферат дис. на соиск. ученой степ. кандидата пед. наук. - М, 2007.
Психология современного подростка/под редакцией проф. Л. А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005. - 400с.
Малишава В.П. Методика обучения эстрадному пению. – Архангельск, 2012. – 26с.