Публикации "Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано"
Автор: Агапова Марина Владимировна

Агапова М.В.
Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано
Фортепиано – универсальный инструмент, который дает возможность пианисту исполнять музыку соло, в фортепианном ансамбле, с оркестром, а также играть в камерном ансамбле с любыми музыкальными инструментами и, наконец, поддерживать аккомпанементом сольные выступления инструменталистов и вокалистов.
Задача начального музыкального образования дать ученику – пианисту не только теоретические знания о возможностях фортепиано, как музыкального инструмента, но и практические умения и навыки.
Одним из важнейших условий достижения успеха в фортепианном исполнительстве является владение искусством вокального интонирования, поскольку только выразительная, певучая игра способна найти настоящий отклик в душе у слушателя. Как писал К.Н. Игумнов - пианист, профессор Московской консерватории: Пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки.
Понятие кантилена с итальянского буквально означает – пение, то есть напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. На фортепианном языке это означает - умение петь на инструменте.
Работа над кантиленой – кропотливый, продолжительный, достаточно сложный процесс, но в тоже время увлекательный и творческий, он занимает значительное место в обучении и воспитании юного пианиста. Произведения кантиленного характера всегда входят в программные требования по обучению игры на инструменте. Поэтому каждый педагог решает данные задачи с учётом индивидуальных возможностей ученика, его возрастных и психологических особенностей, уровня развития и готовности к обучению и, конечно, своих педагогических принципов. В зависимости от всего вышеперечисленного выбирается уровень сложности музыкального материала и его объём.
В младших классах обучение начинающих пианистов основывается на работе над звукоизвлечением, мелодическим мотивом, музыкальной фразой. Ребенок знакомится с элементами музыкальной формы от простейших мотивов до музыкальных предложений, динамикой; приобретает опыт эмоционального сопереживания музыке. Работа строится на использовании песенного материала и изучением наиболее простых пьес.
В средних классах педагог подбирает уже более сложный музыкальный материал, но музыка для изучения по-прежнему хрестоматийная: детские альбомы П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева. Мелодическая линия кантилены, её гармония и сама фортепианная фактура усложняются, музыкальная форма становится более объемной и сложной.
В старших классах ученик изучает сложные по фактуре и форме, яркие по выразительности и эмоционально наполненные пьесы кантиленного характера таких композиторов как В. А. Моцарт, Ф. Шопен, П. И. Чайковский и др.
Работа над кантиленой – это, прежде всего работа над мелодией, над звуком, очень важно, чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи, понимал её смысл, выразительность, характер. Для этого необходимо его активное и заинтересованное отношение к исполняемому музыкальному произведению, а также практический показ педагогом исполнения кантиленных произведений. Наглядное сопровождение позволяет доходчиво объяснить ребенку содержание и авторский замысел исполняемой пьесы, постепенно вводить необходимые музыкальные термины.
Для того чтобы научить слушать звук, научить приёмам звукоизвлечения, ведению фразы, желательно, давать кантиленные пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по настроению, близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла. В воспроизведении кантиленой мелодии на фортепиано важно, внутренне услышав её выразительные особенности, избрать соответствующее ей тактильное ощущение к клавиатуре. Педагог должен передать ребенку правильное прикосновение клавиатуре при исполнении кантилены путем сравнений и ассоциаций.
Работая над кантиленой ученик должен стремиться выполнить три основные задачи, во-первых, следить за свободой пианистического аппарата, от которого зависит формирование полного, мягкого, певучего звука, во-вторых, добиваться максимального разнообразия звуковых красок и, в-третьих, научиться слушать себя со стороны. Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия, исполняемая legato. Это основной прием игры на фортепиано, и работе над ним необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения. Игровой аппарат при исполнении кантилены должны быть сильными и точно направленными в клавиатуру, но в тоже время должны оставаться мягкими и пластичными. Каждому ребенку необходимо объяснить, что при звукоизвлечении, руки должны быть полностью освобождены, особенно в запястье. В исполнении кантилены основным является использование веса рук, опоры на клавиатуру, а вернее правильно рассчитанное давление их на клавиши.
Таким образом, хорошее исполнение кантилены - это исполнение legato на одном движении рук, избегая при этом толчков, лишних движений, чрезмерного поднятия пальцев, а также умение почувствовать и передать моменты дыхания – цезуры между отдельными фразами. Поэтому при разучивании музыкальных произведений педагогу следует помочь ребенку выбрать наиболее удобную аппликатуру, так как именно от её грамотного выбора зависит целостность исполнения музыкальной фразы.
Огромную роль в достижении правильного звукоизвлечения играет искусство пения. Пропевание голосом, выразительное и певучее исполнение одно- и двухголосных песен и пьес является основой для развития навыков исполнения произведений кантиленного характера.
Так же нельзя исключить влияние педали на правильное и красивое звучание кантиленных произведений. В таких пьесах основное значение имеет запаздывающая педаль. Несложные певучие мелодии на ранних этапах следует учить без педали. Так красивый звук, плавное legato, выразительность фразировки будут чувствоваться в первую очередь пальцами, затем можно начинать работу над педализацией. Как один из простых вариантов можно предложить подчеркнуть педалью кульминации (вершины) музыкальных фраз, а в напевных пьесах брать её на каждый длинный звук мелодии, вслушиваясь в чистое звучание и снимать на коротких нотах.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что изучение кантиленных произведений помогает активно развивать различные стороны музыкального мышления ученика: навык выразительной певучей игры и мелодичного исполнения музыкальных фраз, умения внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникая в ее смысл и строение, работая над качеством звучания. Всё это благотворно сказывается на развитии творческих музыкальных способностей, исполнительской инициативы ребенка.
Список использованной литературы.
1. Браудо И.А. Артикуляция. (О произношении мелодии). – Л.: Музыка,1961.
2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.– М.: Музыка, 1988.
3. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. – М.: Классика – XXI, 2001.
4. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М.: Классика – XXI, 2003.
5. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано.- М.: Музыка, 1978.
6. Метнер М. Повседневная работа пианиста. - М.,1981.
7. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.
-М.: Классика XXI, 2002.
8. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано.- М.: Просвещение, 1984.
9. Благой Д. , Гольденвейзер А. В классе А.Б. Гольденвейзера - М.,
Музыка, 1998.