Публикации Экологическое воспитание

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание
Автор: Игнатенкова Галина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №71 «Кристаллик» г. СмоленскСценарий мероприятия на тему:«Охрана природы Смоленского края» Для детей 5-6 лет.Автор: Игнатенкова Галина Николаевна, воспитатель МБДОУ «детский сад №71 «Кристаллик»Смоленск2022г.Праздники в детском саду играют важную роль в жизни ребенка. Впечатления, полученные в детстве, самые эмоциональные, выразительные и запоминающиеся. Дети долго помнят свой лучший маскарадный костюм, любимое стихотворение и песню, свое участие в празднике. Если праздник в детском саду не формальное проведение мероприятия, а действо, яркое, выразительное, гуманистическое, дети растут эмоционально и нравственно воспитанными, потому что все начинается с детства. Цель: формирование экологической культуры детей, правил экологически-грамотного взаимодействия с окружающей средой. Расширение знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе, к животным, растениям и птицам.Задачи:
  • Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
  • Учить почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства.
  • Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу.
  • Учить любить и понимать природу с детства, соблюдать необходимые правила поведения.
  • Воспитывать желание беречь и охранять ее.
  • Ход праздника:Ведущий: Добрый вечер, ребята. Мы рады приветствовать вас на мероприятии, посвященном красоте и богатству наших родных просторов. Все мы живем на планете Земля и это наш общий дом. Мы живем на ней в окружении растений и животных и не можем не любить природу. Родина!.. Это короткое, но дорогое слово. Когда мы произносим слово родина, каждый из нас мысленно представляет какой-то свой, милый и близкий сердцу уголок родной земли.Начать хочу с высказывания известного писателя Михаила Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину».Ребята, а не пойти ли нам прогуляться в смоленский лес? Посмотрим кто же обитает в наших лесах. Пойдемте, ребята? Тогда с песней в путь.Дети маршируют и исполняют песню «Берегите лес»Слова: Ф. Лисичкина, Музыка И.Другова IЧтоб веселее и здоровее Припев: II Припев: III Припев: Во время исполнения на экране демонстрируется видеоряд «Животные и птицы Смоленской области».Ведущий: Молодцы, ребята. Мы с вами пришли в лес с такой замечательной песней, посмотрели на обитателей наших лесов. Каких животных и птиц вы запомнили?Слушаем ответы детей, дополняем.Звучит песня Лесовичок Сл. и Муз. В.Плешакова , выходит лесовичок (ребёнок) Лесовик: - А кто это ко мне пожаловал, кто нарушает тишину леса? Я седой старик, называюсь Лесовик. За порядком я слежу и на помощь прихожу.Ведущий: - Мы пришли сюда погулять, познакомиться с обитателями, свежим воздухом подышать.Лесовик. - Знаю я как вы отдыхаете. Муравейники разоряете, цветы топчите, зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес!Ведущий:- Лесовик, среди наших ребят ты найдешь себе помощников. Наши ребята любят природу, дружат с ней.Лесовик: - Ну ладно, уговорили, пущу вас, но с условием. Вы должны выполнить мои задания.- Что нужно сделать с железными банками, если они валяются в лесу? (ответ детей: их нужно закопать под корни молодых деревьев, чтобы они лучше росли. Банка будет ржаветь и выделять в почву железо, которое необходимо для их роста. И животные не поранятся.)- А стеклянные банки можно оставлять в лесу? (Ответ детей: нет, могут разбиться, а осколки поранят людей и животных, а еще в сухую и солнечную погоду может начаться пожар, ведь на стекло попадают солнечные лучи, и оно действует как лупа.)- А с пластиковыми бутылками что делать? (Ответ детей: их нужно забрать домой и делать разные подделки.)- Молодцы, я за вас очень рад, а еще я хочу с вами поиграть и узнать, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!***Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)***Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)***Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)***Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)***Если разведу костер,а тушить не буду? (нет)***Если сильно насорю и убрать забуду. (нет)***Если мусор уберу, банку закапаю? (да)***Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)Лесовик: Молодцы! Ребята, а вы знаете как богат мой лес. Посмотрите и скажите какие деревья растут в лесу?На экране демонстрируются изображения деревьев.- Правильно, здесь растут дубы, березы, липы, ели, сосны, рябина.Ведущий: Лесовик, а наши девочки хотят сделать тебе подарок и станцевать.Танец птиц в исполнении девочек. Под песню «птицы мои птицы» автор текста - О. Жуков, автор музыки - О. Елисеенков.Лесовик: Молодцы какие ваши девочки. А кто знает какие животные живут в наших лесах? Как надо относиться к ним? Слушаем ответы детейЛесовик: Молодцы, ребята. За ваше старанье я вас угощаю корзинкой яблок с моей любимой дикой яблони. А мне пора идти. До свидания, ребята! Ведущий:- (делает заключение) – До свидания лесовичок, нам с тобой было интересно и весело. Вот так дети, лес дарит нам чистый воздух, защищает поля и луга от ветра, дает древесину для строительства, а еще лесные дары: ягоды, грибы, лекарственные растения. В лесу люди отдыхают, набираются сил, любуются его красотой.Ведущий:- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.Возвращаемся под песню « Это называется природа»Музыка Юрия ЧичковаСлова Михаила ПляцковскогоМы любим лес в любое время года,Мы слышим речек медленную речь…Все это называется природа,Давайте же всегда ее беречь!В лугах ромашки солнечного цвета,Такие, что светлей на свете жить…Природой называется все это,Давайте же с природою дружить!Летят, звеня, дождинки с небосвода,Клубится на заре тумана дым…Все это называется природа,Давайте же сердца ей отдадим!Прощальный вальс танцует с ветром лето,Дрожит в окне вечерняя звезда…Природой называется все это,Давайте же любить ее всегда!Ведущий: Ну вот мы и вернулись, все немного устали, поэтому я предлагаю разделиться на две команды и провести небольшое соревнование «Кто лучше отгадывает загадки о природе?» Здесь нам силы не понадобятся, а только наша сообразительность.
  • Крыльев нет, но я летаю.
  • Я незрим, неосязаем. Но, как только осерчаю, Берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)
  • Очень добродушная,
  • Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. (вода)
  • Висит в небе высоко,
  • Светит ярко, далеко. Всех увидит, обогреет, Темноту везде рассеет, Прыгнет зайчиком в оконце. Догадались? Это … (солнце).
  • Высоченный великан
  • Будто угодил в капкан, Никуда он не идет, На одной ноге растет. Как огромными руками, По ветру шуршит ветвями. (Дерево)
  • Он деревьев младший брат,
  • Только ростом маловат, А еще стволов полно У молодчика того. (Кустарник)
  • Сами гнезда они вьют
  • И заливисто поют. Могут быстро в небо взвиться. Кто же это? Это… (птицы) 7. Хожу в пушистой шубе, 8. В лесу зимой холодной, 9. Хитрая плутовка, Рыжая головка, 10. Что за зверь лесной,Подведение итогов.Звучит песенка водяного из мультфильма летучий корабль композитор (музыка)-Максим Дунаевский, Автор слов (текста)-Юрий Энтин Выходит водяной (взрослый) – Здравствуйте, ребята, встретил я тут неподалёку лесовичка, и рассказал он мне о том, что оказывается в этом саду дети знают как вести себя в лесу. А мне стало интересно , знаете ли вы как вести себя на водоёмах, и решил я к вам в гости зайти, но не просто так а с рассказом. Для начала расскажите мне:-Вы когда-нибудь отдыхали на речке? Что делали?-А вы ездили с родителями отдыхать на другие водоемы?-А что вам нравится больше всего, когда отдыхаете на речке, загораете, купаетесь?- Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на пруду любят все. Но не все знают, как надо правильно себя вести. Как сделать так, чтобы Речка не обиделась, чтобы она оставалась чистой  любила детей. Сейчас я расскажу вам про речку, которую очень обидели люди. Как люди речку обидели (Рыжова Н.А.)Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.Водяной: Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу? Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?Ответы детейВодяной: Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми. Дети, вы хотите знать, где рождается речка?Давайте выйдем в центр зала (водяной кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани). На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную реку, а остальные – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали большую реку. Вот так много воды и надо ее беречь. А сейчас давайте и мы с вами будем маленькими ручейками и поиграем.игра «РУЧЕЕК».Водяной: Послушайте и отгадайте загадку:Она и в озере, она и в лужице,Она снежинкою над нами кружится,Она и в чайнике у нас кипит,Она и в реченьке бежит, журчит. (Вода)Водяной: Дети, у меня в стаканчике речная вода. В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной.Сравните воду в стаканчиках и скажите, чем она отличается? (в одном стаканчике она чистая, в другом – грязная). В какой воде могут жить рыбы, раки и другие водные животные и растения, а в какой - нет? (в чистой)Водяной: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.Водяной: Сравните ее с водой "из чистой реки" (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.Водяной: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки  с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.Ну вот я теперь спокойно могу возвращаться домой, я уверен что вы не будите обижать не только леса, но и на берегу водоёмов будете вести себя правильно. А в подарок ,я вам оставлю вкусный сок.Ведущий:-Спасибо , тебе ,водяной, нам было очень интересно. До свидания.Ребята, и нам с вами пора заканчивать наш праздник, я думаю, что мы с вами стали добрее, многое поняли и осознали. Будем беречь и охранять природу.Звучит песня Мы хотим, чтоб птицы пели Музыка Я. Жабко Слова Е. Карганова Мы хотим, чтоб птицы пелиДети идут в группу.