Публикации
День Рождения звука [ш].
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: День Рождения звука [ш].
Автор: Ирина Николаевна Мельникова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: День Рождения звука [ш].
Автор: Ирина Николаевна Мельникова
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждениедетский сад № 11 (МДОАУ д/с № 11) города ЗеиМетодическая разработка образовательной деятельности(подгрупповое логопедическое занятие)тема: «День Рождения звука [ш]»для воспитанников подготовительной группы.Подготовила и провелаучитель-логопед: Мельникова И.Н.2022 годг. ЗеяНепосредственно-образовательная деятельность с подгруппой воспитанников подготовительной группы.Тема: «День Рождения звука [ш]».Цель: Закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- совершенствовать верное произношение звука [ш] в активной речи воспитанников;- формировать навык артикуляции звука [ш] и самоконтроля в произношении;- продолжать учить воспитанников выделять заданный звук в слове, находить его место в слове;- формировать умение дифференцировать звуки [с]=[ш] в словах;- формировать умение образовывать имена существительные в Родительном падеже от имен существительных Именительного падежа.Коррекционно-развивающие:- развивать артикуляционную и мелкую моторику;- развивать фонематический слух;- развивать длительный выдох;- развивать внимание, восприятие, понимание обращенной речи.Коррекционно-воспитательные:- формировать доброжелательные отношения друг к другу;- воспитывать умение работать в коллективе;- воспитывать аккуратность в обращении с дидактическим материалом.Интеграция образовательных областей:- речевое развитие;- познавательное развитие;- социально-коммуникативное развитие. Предварительная работа: Первый этап – диагностика речи воспитанников (сентябрь 2022). Второй этап – формирование умений выполнять все упражнения артикуляционной гимнастики. Третий этап – постановка звука [ш].Оборудование: мультимедийный проектор, флэш-носитель «Логомер - 2», зеркала на подставке - 4 шт., пластиковые тарелочки - 4 шт., пластиковые трубочки - 4 шт., манная крупа, картинки, колпачки на голову – 5 шт., контейнер с прищепками, разрезные картинки, схемы к словам, мольберт, поднос, большие и маленькие медальки, 4 воздушных шара на подставке.Ход НОД.Логопед: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей:Скажем «Здравствуйте» руками,Скажем «Здравствуйте» глазами, Скажем «Здравствуйте» мы ртомСтанет весело кругом.Логопед: Давайте возьмем зеркала в руки и выполним артикуляционную гимнастику. Смотрим на экран и при выполнении упражнений в зеркало, контролируем четкость выполнения движений. (Логомер 2 – Артикуляционная гимнастика) («вкусное варенье», «гармошка», «гриб», «маляр», «качели», «лошадка», «часики», «чашечка», «чистим верхние зубы»,).Логопед: Ребята, а сейчас я попрошу вас поставить зеркала и подойти к столу с тарелочками. Сейчас вы попробуете самостоятельно определить, произношение какого звука мы сегодня будем закреплять на занятии. Для этого нужно выполнить следующее задание: становитесь вокруг стола, у каждого из вас есть трубочка и тарелочка, в центре которой прячется картинка, подуйте и увидите изображение. Саша, что увидел ты?Дети: груша, шахматы, душ, шарф. Логопед: Скажите, какой звук встречается во всех этих словах?Дети: Звук [ш].Логопед: Верно, звук [ш]. Давайте вспомним, когда мы произносим этот звук, что делают наши губы, язычок? Какая воздушная струя?Дети: Вытягиваем губы трубочкой, язычок удерживаем «Чашечкой». Воздушная струя - тёплая.Логопед: Давайте дадим характеристику этому звуку. Звук [ш] какой?Дети: Согласный, твердый, глухой.Логопед: Ребята, у меня отличная новость: сегодня звук [ш] празднует День Рождения! Он приглашает нас с ним поиграть. Надевайте колпачки и отправляемся за праздничные столы звука [ш]. Логопед: Посмотрите, каждый стол и окружающие нас предметы обозначены порядковыми номерами: 1-2-3-4-5. Давайте будем подходить поочередно от номера к номеру. Первый стол – номер 1. Игра «Слоги». Сейчас вам нужно будет произнести слог столько раз, сколько шариков я подниму вверх. Не забываем четко произносить звук [ш].Дети: ша, ош, ушу, шка, што.Логопед: Молодцы! Подходим к столу с номером 2. Веселая игра «Подели слово на части». Ребята, перед вами картинки с изображением предметов и прищепки. Определите, количество частей в названии вашей картинки, и прикрепите к ней такое же количество прищепок. Логопед: Готово? Отлично! Проговариваем полным предложением: «Слово … состоит из … частей». Слова (картинки): чашка, лягушка, мишка, подушка.Логопед: Отлично! Ребята, ищем следующий ориентир! Это цифра 3 на экране. Сегодня в гости к звуку [ш] пожаловал его лучший друг попугай Дормедонт. Нужно угостить гостя? Дети: Да! Логопед: Смотрим на экран. (Логомер 2 – Игра по звукопроизношению) Ребята, но чтобы нам накормить попугая нужно повторять верно слова со звуком [ш], будьте внимательны. Логопед: Верно справились с заданием! И попугай Дормедонт сказал вам спасибо за каждое зернышко, которое попало в его тарелку. Итак, стол номер 4 нас ждет. Игра «Где спрятался звук [ш]». Перед Вами разрезные картинки и схемы слов. Ваша задача собрать картинку и определить, где спрятался звук [ш]: в начале слова, середине или в конце, и к картинке нужно будет подобрать соответствующую схему.Слова (картинки): камыш, шкаф, машина, шапка.Логопед: Молодцы! Ну что ребята, а мы ищем новый ориентир. Какой следующий порядковый номер? Это номер 5. Верно. Подходите к мольберту. Игра «Четвертый лишний». Посмотрите на предметы, изображенные на картинках. Давайте их назовем. Как вы думаете, какой предмет здесь будет четвертым лишним и почему? Нужно объяснить свой ответ.Слова (картинки): Шляпа, нож[ш], совок, шайба.Карандаш, сапоги, бабушка, дедушка.Бусы, мошка, избушка, башня.Логопед: Молодцы! Ребята, а скажите, без чего не обходится ни один День Рождения?Дети: Без подарков!Логопед: Верно! Я предлагаю Вам вытянуть по три картинки и составить предложение: «Я подарю звуку [ш] …и…».Слова (картинки): кошка, мышка, Петрушка, шашки, пушка, катушка, петушок, шары, книжка, мишка, шишка, мартышка. Логопед: Ребята, давайте поздравим звук [ш] с Днем Рождения и подарим ему красивое стихотворение, а помогут нам эти же картинки. Только не забывайте правильно и четко произносить звук [ш] в словах. Смотрим на экран и произносим все вместе:(Слайд). По дорожке мы пошли и подарки принесли:Кошку, мышку и Петрушку,Кашку, клюшку и подушку,Петушка, шары и книжку, Мишку, шишку и мартышку.Логопед: Молодцы, ребята! У каждого из Вас теперь есть свой звук [ш] и сегодня мы с ним поиграли, вместе отметили его день рождения. Я уверена все на свете звуки [ш] остались довольны таким замечательным подарком.Логопед: Скажите, на каком празднике мы сегодня побывали? Логопед: Произношение какого звука мы сегодня закрепляли?Логопед: А какие игры приготовил для нас звук [ш]? Логопед: Ребята, если занятие вам очень понравилось, предлагаю Вам взять медальки большого размер в качестве напоминания о Дне Рождении и верном произношении звука [ш]. И если занятие вам не понравилось или вам было скучно, но так же как и напоминание о верном произношении звука [ш] в речи, возьмите маленькие медальки.Логопед: Отлично! Теперь, я надеюсь, что вы всегда будете дружить со звуком [ш] и никогда не забудете произносить его верно в своей речи. Ребята, еще в память о нашем занятии, возьмите себе по воздушному шарику. Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой воспитанников подготовительной группы.Вы посмотрели непосредственно-образовательную деятельность по автоматизации звука [ш] с подгруппой воспитанников подготовительной группы, имеющих общее недоразвитием речи 3 уровня, по теме: «День Рождения звука [ш]» с интеграцией образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Организация осуществлялась с подгруппой воспитанников, что необходимо для качественного выполнения практической деятельности заданий, а так же позволило использовать индивидуальные приемы взаимодействия с ними. Тема образовательной деятельности была выбрана в соответствии с рабочей программой и с учетом индивидуальных планов коррекционно-логопедической работы на каждого воспитанника. На занятии использовала современную технологию – программно-дидактический комплекс «Логомер - 2». Комплекс «Логомер -2» является принципиально новым коррекционно-логопедическим продуктом дошкольного образования. Отвечает требованиям времени, федеральному государственному образовательному стандарту. Данная технология:Является элементом компьютерной среды, которая касается ребенка; Требует совместной деятельности и участия взрослого, что более сближает педагога и воспитанников; Несет новое грамотное эстетическое оформление и наполнение на занятиях, что способствует максимальной вовлеченности воспитанников в коррекционный процесс; Формирует у воспитанников навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития; Создает ситуацию успеха и достижения цели; Стимулирует познавательное развитие воспитанников. НОД состояла из нескольких частей, в ходе которых воспитанники поэтапно выполняли различные действия. На занятии обучение строила с использованием игровой технологии. Цель занятия соответствовала его содержанию. Выбранные методы и приемы, соответствовали возрасту воспитанников и были подобранны с учетом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение наглядных опор (картинок). Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.На протяжении всего занятия у воспитанников поддерживался интерес. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). Был создан благоприятный эмоциональный фон, так как создание положительной мотивации к выполнению заданий, поощрение правильно выполненных действий, формирует у воспитанников уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Каждая игра решала определенную задачу в формировании верного произношения звука [ш] и способствовала устойчивому закреплению умения. Артикуляционная гимнастика способствовала развитию подвижности органов речи, притоку крови к ним и насыщению мышечной ткани кислородом. Элемент дыхательной гимнастики позволил отработать длительный верный выдох, что характерно и важно при произношении шипящих звуков. Игра «Слоги» являлась подготовительным этапом к произношению слов с изучаемым звуком и математическим элементом – произнеси слог столько раз, сколько шариков подниму вверх. Игра «Подели слово на части» формирует умение воспитанников делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове, определять количество слогов в слове, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению воспитанников в школе. Игра «Где спрятался звук» направлена на развитие фонематического слуха воспитанников, что совершенствует навык звукового анализа слова. Игра «Четвертый лишний» направлена на умение различать и дифференцировать схожие и взаимозаменяемые в речи воспитанников звуки [с]=[ш], что предупреждает возникновение дисграфии при обучении письму.Таким образом, поставленные передо мной цель и задачи занятия были достигнуты, но остаются открытыми, так как умение верно произносить поставленный звук в спонтанной речи сформирован не до конца, будут проводиться еще занятия по автоматизации звука [ш] с данной подгруппой воспитанников. Ведь навык формируется постепенно благодаря активному и пристальному наблюдению учителем-логопедом, родителями и воспитателями групп за верным произношением поставленного звука в речи воспитанников.