Публикации "Слагаемые успеха: учитель-ученик-родитель"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Слагаемые успеха: учитель-ученик-родитель"
Автор: Рычкова Светлана Николаевна

Статья на тему: Слагаемые успеха: учитель-ученик-родитель. Знакомство с родителями будущих первоклассников происходит часто на этапе предшкольной подготовки, организованной в нашей школе, при поступлении детей в первый класс и первом собрании, где раскрываются вопросы по приобретению школьных принадлежностей, дидактической и дополнительной литературы.Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно лишь в результате систематически, последовательно организуемой работы по формированию педагогических умений и навыков. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации. Система работы с родителями складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе:
  • целенаправленность деятельности всего педколлектива. В начальной школе на каждой параллели по три класса. Все учителя делятся своим опытом по работе с родителями на семинарах и методическом объединении. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные, насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, семье, и как правило, работа начинается с первого класса с знакомства и составления социального паспорта обучающихся.
  • повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Формы могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей, работа постоянного педагогического семинара «Семейная педагогика» или «Совершенствование семейного воспитания»; обязательный учет и посещение неблагополучных семей; использование и обобщение передового опыта семейного воспитания; педагогический анализ работы с родителями, определение ее эффективности;
  • выработка единых требований педагогического коллектива к работе классного руководителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными;
  • формирование действенной общественной родительской организации. В моем классе родительский комитет ежедневно, в родительском чате интересуются, какую помощь нужно оказать, какая наглядная, дидактическая информация нужна для проведения уроков, какие внеурочные мероприятия в ближайшее время будут проводиться.
  • Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности должен обеспечивать при направляющей роли педагогов школы формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями школьника. В своей работе применяю, как индивидуальные, так и групповые. Возникают различные ситуации, при которых индивидуальные беседы и консультации с родителями не нужны группе присутствующих. Поводом для приглашения родителей на консультацию являются результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация и др. Если в коллективе есть проблемы, касающиеся нескольких семей, то проводится тематическая консультация. Она требует серьезной подготовки со стороны учителя, специалистов. Темы для подобных консультаций тщательно отбираются. Подобная консультация будет полезна только в том случае, если родители осознают проблему, из-за которой их пригласили. В тематических консультациях принимают участие специалисты, которые могут найти оптимальный вариант проблемы решения. Это социальный педагог, психолог. Ее лучше всего использовать беседу, в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания и назидания.Индивидуальные беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании.Чтобы беседы классного руководителя достигали цели, а его слово воспринималось как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для беседы время и место.Рассказывая о ситуации, послужившей причиной вызова в школу, попросить у родителей совета, что, по их мнению, должен сделать учитель, как лучше поступить, а затем дать свои рекомендации. В такой беседе естественно возникает вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы. Еще одна из форм посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей, так как не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома. Посещение педагогом семьи должно оставить хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода. Педагог может побеседовать с родителями о характере ребенка, его интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, проинформировать родителей об успехах их ребенка, дать советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.Еще одна из форм работы, которая часто используется на практике, это переписка с родителями.Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год, один раз в четверть. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблемы.Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику: «Праздник осени», «День пожилого человека», «День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «День космонавтики», «9 мая» и др. В школе проходят праздники, концерты общешкольного уровня.Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы. А с каким желанием родители украшали класс в Новому году, 8 Марта, 23 февраля, все украшения и декорации были выполнены собственноручно.«День защитника Отечества» и «8 Марта» объединили и приготовили концерта который пришли мамы, папы, бабушки и дедушки, все дети до одного участвовали, многие родители удивились что их дети- первоклассники, сами без помощи родителей, выучили стихи, тем самым приготовили сюрприз.Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности, внеурочной деятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная. Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д .Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд. Обучающиеся моего класса, в течении года принимали активное участие, не только в общешкольных мероприятиях, но и всевозможных акциях, которые проводились. От партии ЛДПР дети получили благодарственное письмо, для приюта бездомных животных мы собирали корм и медикаменты. На территории нашего поселка есть дом- интернат для престарелых в октябре мы поучаствовали в акции «День доброты, или Старость в радость» приготовили своими руками небольшие сувениры посетили интернат спели песенки, рассказали стихи. Еще принимали участие в акциях «Планета чистыми руками», «Операция чистый двор», «Покормите птиц зимой», «Книжкина неделя», «Георгиевская ленточка», «Семейные фотографии ВОВ», «Традиции моей семьи». Но главным взаимодействием семьи и школы является – совместная деятельность. В течение учебного года внутри класса проводятся различные мероприятия. Родители помогают  в организации и проведении конкурсов, экскурсий, походов, праздников, поездок в театры, классных часов. При проведение таких мероприятий родители ещё лучше сближаются между собой, со своими детьми, удивляются талантам, которые раскрывают дети при проведении праздников. Налаживается контакт между учителем и родителями. В этом году мы начали работать по внеурочной программе, которая расчитана с 1-4 класс «Я и труд». Результатом послужила, помощь всех родителей. В конце учебного года, на заброшенной пришкольной территории мы разбили цветущую клумбу, никто не остался равнодушным, все принесли семена, саженцы, клубни и по сей день, ежедневно сами родители поливают, ухаживают и пропалываютоэтому осенью мы должны увидеть результаты нашей совместной работы. Огромную помощь родители оказывают своим детям в подготовке и проведении исследовательской работы в научно-практических конференциях и проектах. Именно в тесном сотрудничествевместе с родителями рождается исследовательская работа и когда добиваешься результатов, понимаешь, что совместный труд был не напрасен. Тема космоса для детей_это интересный и вечный познавательный вопрос, как и для взрослых. К 12 апреля приготовили в классе поделки, провели выставку, лучшие поделки отправили на региональный конкурс, нарисовали рисунки, лучший был отравлен на районный конкурс в ДЮЦ, где получил первое место. Но, поговорив с родителями, мы организовали поездку детей в ближайший Авиационный музей, сколько информацииколько эмоций, сколько впечатлений от увиденного не по телевизору, а своими глазами. В первом классе по «Окружающему миру» есть проект «Домашние животные», с какой любовью обучающиеся все рассказывали, приносили, фото, видео, картины своих питомцев, без помощи родителей, таких интересных докладов и рассказов бы не получилось. Обучающиеся моего класса все до единого посещают кружки и секции. Есть призеры, муниципальных, региональных конкурсов и олимпиад. На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха - «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель. Обязательно должна быть приемственность, так в этом учебном году, мы неоднократно приглашали воспитателей из детского сада , для них тоже проводили интересные уроки, урок математики-«Морское путешествие», урок русского языка-«В гостях у Умной Совы».Воспитатели наглядно посмотрели, как у детей проходит адаптация, а также какие знания и умения они уже получили.Придя работать в школу, на своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.