Публикации МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА, ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА" 1КЛАСС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА, ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА" 1КЛАСС
Автор: Кузьменкова Елена Николаевна

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности Основы информационной культуры школьника разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденнымприказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
Федеральной образовательной программой начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992;
Положением О рабочих программах, разрабатываемых по обновленным ФГОС НОО, ООО, СОО (Приказ №162 от 18.05.2023г.);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
на основе авторской программы курса Основы информационной культуры школьника для учащихся младшего школьного возраста / Сост. Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В. (Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника [текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 1 - 4-х классов общеобразовательных учебных заведений /Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.: РШБА, 2014. – 208 с.)
Информационная грамотность личности – это одна из составляющих общей культуры человека. Ее важнейшим компонентом, наряду с системой информационных знаний и умений, является информационное мировоззрение – это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение к необходимости получения специальной информационной подготовки.
Особая роль школьной библиотеки в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения с помощью специального курса определяется возможностью реализации последовательной, систематической информационной подготовки обучающихся в ее неразрывной связи с учебным процессом.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы. Особенностьюданной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Программа предназначена для обучающихся 1 классов и рассчитана на 1 года обучения (мальчики и девочки занимаются вместе).
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 18 часов в год, 2 часа в месяц.
Занятия длятся по 35 минут.
Цель программы – сформировать у обучающихся знания, умения и навыки библиотечно-информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Задачи:
формировать умение рационально работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
формировать способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитывать целеустремленность и настойчивость;
— формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— учить самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— учить самостоятельно и совместно принимать решения.
учить решать творческие задачи.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса Основы информационной культуры школьника
У учащегося будут сформированы:
- навыки оценки поступков людей, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- навыки понимания эмоций других людей, сочувствовать, сопереживать;
- умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам;
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
-знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности;
- формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории;
- развитие Я-концепции и самооценки личности;
- развитие толерантности, доброжелательности, позитивного отношения к жизни;
- формирование моральных норм и самооценки;
- выделение нравственного содержания своих поступков;
- формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности;
- умения самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Учащийся получит возможность для формирования:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей деятельности;
- проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задач;
- способности к саморазвитию.
Метапредметные результаты изучения курса Основы информационной культуры школьника
Регулятивные
Учащийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- соотносить выполненное задание с образцом;
- планированию совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей;
- принятию и сохранению учебной задачи;
- осуществлению итогового и пошагового контроля по результату;
- различению способа и результата действия;
- адекватному принятию словесной оценки учителя;
- в сотрудничестве с учителем постановке новых учебных задач;
- целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя главное).
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения поставленной задачи;
- адекватно проводить самооценку результатов своей деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге, по рисунку, инструкционной карте, схеме;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- пользоваться схемами;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
- осуществлять поиск и выделение конкретной информации с помощью учителя;
- построению речевых высказываний в устной форме;
- оформлению своих мыслей в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, схемах и т.п.;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Учащийся получит возможность научиться:
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- умениям самостоятельно находить необходимую информацию;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- формулированию собственного мнения и позиции;
- формулировке вопросов;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других;
- компромиссу и поиску путей, приводящих к общему решению;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учащийся получит возможность научиться:
- умению использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
- готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты изучения курса Основы информационной культуры школьника
Учащийся научится:
- понимать сущность понятий: книга, библиотека, информация, документ, Интернет и др.;
- различать виды информации по способу восприятия;
- различать виды библиотек;
- понимать структуру библиотеки: абонемент, читальный зал;
- пользоваться библиотекой и библиотечной книгой;
- применять правила поведения в библиотеке.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно выбирать книги в библиотеке (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг);
-использовать возможности библиотеки и сети Интернет в учебной и познавательной деятельности;
-классифицировать документы по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
класс
Информационные ресурсы общества и информационная культура – 6 часов.
Тема 1. Информация и ее виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
Цели и задачи курса Основы информационной культуры школьника. Место курса в системе общеобразовательной подготовки школьника. Практическая направленность курса.
Представление об информации. Человек и информация. Роль информации в жизни общества и отдельного человека.
Зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая информации как виды информации по способу восприятия органами чувств.
Тема 2. Источники информации. Виды информации.
Многообразие информации, окружающей человека.
Представление о традиционных (бумажных) (книги, газеты, журналы, и др.) и электронных
( интернет-сайты, CD- и DVD-диски, флеш-накопители и др.) ресурсов.
Виды информации по сферам деятельности: бытовая (например, информация о правильной стирке изделия на этикетке одежды); учебная (например, информация в учебнике о том, как правильно написать слово молоко); научная (например, информация о том, как выглядит вирус гриппа под электронным микроскопом); художественная (например, информация о том, кто написал рассказ Косточка).
Тема 3. Книги как основной источник информации.
Представление о книге как материальном носителе информации.
Классификация видов книг по целевому назначению: учебные, справочные, художественные, издания для досуга.
Развитие представлений об электронных источниках информации. Локальные и сетевые электронные ресурсы для младших школьников.
Электронная библиотека Библиотека RIN.ru — раздел Детская литература http: / /lib.rin.ru/main /2nkbop1.html
Детский портал
Каталог детских ресурсов Kinder.ru
Тема 4. Анализ и синтез текстов.
Представление о процессе анализа и синтеза информации.
Расширение представления о ключевых словах как наиболее важных словах, передающих смысл текста.
Свертывание и развертывание информации по ключевым (опорным) словам на примере научно-познавательных книг, небольших рассказов, газетных статей.
Возможности использования навыков выделения ключевых слов из текста в учебной деятельности младших школьников.
Тема 5. Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия).
Развитие представлений о библиотеке. Назначение детской и школьной библиотек. Правила пользования читальным залом и абонементом библиотеки. Открытый доступ к книжному фонду. Правила пользования открытым доступом. Правила пользования библиотечной книгой. Назначение читательского билета, читательского формуляра, книжного формуляра.
Структура и назначение библиотечного каталога.
Назначение книжных выставок, тематических полок. Мультимедийные ресурсы библиотеки для младших школьников (дискеты с обучающими программами и играми, видео- и аудиокассеты, DVD и т.д.).
Информационные продукты и услуги детской и школьной библиотек для младших школьников.
Тема 6. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность личности.
Представление о сущности понятий: Интернет, веб-сайт. Области применения Интернета:
для учебы (сайт Интернет Урок: коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы );
для получения справочных сведений (Электронная детская энциклопедия ):
для творчества (сайт для рисования онлайн Яндекс Краски . xml):
для общения (детский портал Вебики http:/www.webiki.ru/);
для развлечения (сайт Все для детей ).
Опасности, связанные с использованием Интернета. Понятие об информационной безопасности личности.
Правила безопасной работы в Интернете.
Использование возможностей Интернета в учебной и познавательной деятельности младших школьников.
Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения – 5 часов.
Тема 1. Библиографическое описание книги.
Представление о библиографических элементах обложки книги (автор, название, город издания, издательство и т.п.). Назначение библиографических элементов обложки книги.
Библиографическое описание как паспорт книги. Правила составления библиографического описания книги. Назначение библиографического описания книги. Библиографическое описание книги как важнейший элемент структуры библиотечных каталогов.
Тема 2. Алфавитный каталог: структура и алгоритм использования.
Адресный запрос как способ выражения потребности в определенной (конкретной) книге. Алфавитный каталог и картотека заглавий произведений художественной литературы как источники адресного библиотечного поиска. Структура алфавитного каталога библиотеки.
Библиографическое описание книги как важнейший элемент структуры алфавитного каталога. Основные поисковые элементы, используемые при поиске книг в алфавитном каталоге: фамилия конкретного автора, заглавие книги (на примере сборника стихов, сказок, рассказов, басен).
Алгоритм поиска литературы в алфавитном каталоге и картотеке заглавий художественных произведений.
Представление об особенностях и о назначении электронного каталога. Алгоритм выполнения адресного поиска документа в электронном каталоге.
Тема 3. Поиск информации в словарях.
Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т. п. как формальные атрибуты фактографических запросов.
Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) факте.
Словари как источник фактографической информации. Основные виды словарей: орфографический словарь, толковый словарь.
Алгоритм поиска информации в орфографическом словаре. Алгоритм поиска информации в толковом словаре.
Алгоритм поиска информации в электронных словарях.
Использование результатов фактографического поиска в учебной и познавательной деятельности школьников, при подготовке тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий.
Тема 4. Поиск информации по теме.
Понятие темы текста. Тематические запросы как способ выражения потребности школьников в литературе по конкретной теме. Ключевые слова как средство выражения тематических запросов.
Тематические книжные полки как источники книг по теме в библиотеке. Строение тематических полок. Алгоритм поиска книг на тематических полках.
Тематические книжные выставки.
Использование результатов тематического поиска при подготовке сочинений, рассказов, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных вечеров и т.п.
Тема 5. Особенности поиска информации в Интернете.
Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь может найти интересующую его информацию по заданным ключевым словам.
Представление о Яндексе (Yandех) как крупнейшей российской поисковой системе и интернет-портале. Безопасный режим поиска Яндекс — семейный поиск httр: //familу.уаndех.ru/.
Алгоритм поиска информации в Интернете при помощи поисковой системы на основе ключевых слов.
Поиск информации внутри веб-сайта.
Аналитико-синтетическая переработка источников информации– 4 часа.
Тема 1. Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги.
Представление о художественной книге как носителе общекультурных, эстетических, исторических, этнических и др. традиций. Структура книги (на примере книги сказок).
Компоненты художественной книги: обложка, переплет, корешок, форзац, титульный лист, текст книги, иллюстрации, содержание. Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в художественных книгах.
Назначение библиографической информации на обложке книги.
Тема 2. Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебных книг.
Представление об учебной книге. Структура учебной книги (на примере учебника по русскому языку для 1-х классов).
Компоненты учебной книги: обложка, титульный лист, предисловие, текст книги, содержание. Структура текста учебной книги: главы и параграфы. Компоненты текста учебной книги: правила, практические задания и упражнения, задания для контроля.
Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в учебных книгах.
Условные обозначения как вспомогательное средство для ориентирования в учебной книге.
Тема 3. Текст и его свойства.
Представление о тексте. Развитие представлений о теме текста. Разделение текста на части. Микротемы текста.
Важнейшие свойства текста: связность и осмысленность, законченность (целостность), структурированность.
Тема 4. Медиатекст и его виды.
Представление о медиа как средствах массовой информации (СМИ): телевидение, Интернет, радио, кинематограф.
Представление о медиатексте. Специфика медиатекста: сочетание словесного текста с изображением и звуком (звучащая речь, музыка, пение и т.п). Роль невербальных компонентов в структуре медиатекста. Наглядность и образность, обращенность к массовой аудитории как отличительные черты медиатекста.
Жанры медиатекстов: информационные, художественные, рекламные медиатексты.
Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся– 3 часа.
Тема 1. Технология подготовки картинного и текстового плана готовых текстов.
Общее представление о плане как систематизированном перечне разделов, подразделов и т.п. элементов, характеризующих содержание какого- либо документа или текста.
Представление о картинном плане. Технология составления картинного плана. Использование изображений при пересказе текста.
Представление о текстовом плане. План как краткая форма записи прочитанного. Составление плана путем выделения микротем текста. Использование плана при пересказе текста.
Алгоритм составления текстового плана готового текста: осмысление заглавия документа, выражающего основную тему и отвечающего на вопрос, о чем говорится в данном тексте, деление текста при чтении на части по смыслу (смысловая группировка материала); озаглавливание; систематизация введенных на предыдущем этапе заголовков смысловых частей текста; оформление плана в виде иерархически упорядоченной структуры.
Тема 2. Технология подготовки традиционных (бумажных) писем.
Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии. Значение переписки в жизни человека.
Структура письма (основные элементы письма): обращение и приветствие, основная часть, заключительная фраза, подпись, дата написания письма.
Адреса получателя и отправителя как обязательные элементы письма. Почтовые правила оформления адреса. Правила оформления и редактирования писем.
Тема 3. Технология подготовки электронных писем.
Роль электронной переписки и электронных писем как важнейшего средства коммуникации в современном мире. Электронная почта (е-mail) как система, позволяющая обмениваться сообщениями по компьютерной сети.
Сходство традиционных и электронных писем: единая структура письма, наличие адреса, соблюдение правил этикета.
Представление об электронном почтовом ящике. Понятие электронный адрес (е-mail). Состав и структура электронного адреса. Роль доменного имени в структуре электронного адреса. Особенности написания электронного адреса.
Правила электронной переписки.
Соблюдение правил личной информационной безопасности при ведении электронной переписки. Опасность сообщения личных данных, номера телефона, пароля, домашнего адреса по электронной почте.
Тематическое планирование
1 класс

п/п
Название раздела
Кол-во часов
Темы раздела
Количество часов
Теория
Практика
Общее количество часов
1
Информационные ресурсы общества и информационная культура
6
1.Информация и ее виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
0,5
0,5
1
2.Источники информации. Виды информации.
1
1
3.Книги как основной источник информации.
0,5
0,5
1
4.Анализ и синтез текстов.
0,5
0,5
1
5.Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия)
1
1
6.Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность личности.
0,5
0,5
1
2
Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
5
1.Библиографическое описание книги
0,5
0,5
1
2.Алфавитный каталог: структура и алгоритм использования.
0,5
0,5
1
3.Поиск информации в словарях.
0,5
0,5
1
4.Поиск информации по теме.
0,5
0,5
1
5.Особенности поиска информации в Интернете.
0,5
0,5
1
3
Аналитико-синтетическая переработка источников информации.
4
1.Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги.
0,5
0,5
1
2.Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебных книг.
1
1
3.Текст и его свойства.
0,5
0,5
1
4.Медиатекст и его виды.
1
1
4
Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся.
3
1.Технология подготовки картинного и текстового плана готовых текстов.
0,5
0,5
1
2.Технология подготовки традиционных (бумажных) писем.
0,5
0,5
1
3.Технология подготовки электронных писем.
0,5
0,5
1
Итого:
18
11
7
18
Приложение.
Календарно-тематический план.
1 а класс.
Раздел (кол-во часов)
№п/п
Тема урока
Дата по плану
Дата по факту
Корректировка
1.
Информация и ее виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
2.
Источники информации. Виды информации.
3.
Книги как основной источник информации.
4.
Анализ и синтез текстов.
5.
Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия)
6.
Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность личности.
7.
Библиографическое описание книги
8.
Алфавитный каталог: структура и алгоритм использования.
9.
Поиск информации в словарях.
10.
Поиск информации по теме.
11.
Особенности поиска информации в Интернете.
12.
Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги.
13.
Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебных книг.
14.
Текст и его свойства.
15.
Медиатекст и его виды.
16.
Технология подготовки картинного и текстового плана готовых текстов.
17.
Технология подготовки традиционных (бумажных) писем.
18.
Технология подготовки электронных писем.
Календарно-тематический план.
1 б класс.
Раздел (кол-во часов)
№п/п
Тема урока
Дата по плану
Дата по факту
Корректировка
1.
Информация и ее виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
2.
Источники информации. Виды информации.
3.
Книги как основной источник информации.
4.
Анализ и синтез текстов.
5.
Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия)
6.
Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность личности.
7.
Библиографическое описание книги
8.
Алфавитный каталог: структура и алгоритм использования.
9.
Поиск информации в словарях.
10.
Поиск информации по теме.
11.
Особенности поиска информации в Интернете.
12.
Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги.
13.
Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебных книг.
14.
Текст и его свойства.
15.
Медиатекст и его виды.
16.
Технология подготовки картинного и текстового плана готовых текстов.
17.
Технология подготовки традиционных (бумажных) писем.
18.
Технология подготовки электронных писем.
Календарно-тематический план.
1 в класс.
Раздел (кол-во часов)
№п/п
Тема урока
Дата по плану
Дата по факту
Корректировка
1.
Информация и ее виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
2.
Источники информации. Виды информации.
3.
Книги как основной источник информации.
4.
Анализ и синтез текстов.
5.
Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия)
6.
Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность личности.
7.
Библиографическое описание книги
8.
Алфавитный каталог: структура и алгоритм использования.
9.
Поиск информации в словарях.
10.
Поиск информации по теме.
11.
Особенности поиска информации в Интернете.
12.
Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги.
13.
Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебных книг.
14.
Текст и его свойства.
15.
Медиатекст и его виды.
16.
Технология подготовки картинного и текстового плана готовых текстов.
17.
Технология подготовки традиционных (бумажных) писем.
18.
Технология подготовки электронных писем.
HYPER13PAGE HYPER15
2