Публикации Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках изобразительного искусства

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках изобразительного искусства
Автор: Князева Екатерина Владимировна

Формирование ключевых компетенций на уроках ИЗО.
Понятия компетенция и компетентность отличаются от традиционных понятий ЗУН.
Отличие понятия компетенция состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества.
Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Типология образовательных компетенций
ключевые – определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными;
межпредметные – относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные – формирующиеся в рамках конкретных учебных предметов
Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций? Можно выделить следующие действия:
Изучать:
уметь извлекать пользу из опыта;
организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
организовывать собственные приёмы обучения;
уметь решать проблемы;
самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
запрашивать различные базы данных;
опрашивать окружение;
получать информацию;
уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
организовывать связи прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому или иному явлению;
умение противостоять трудностям;
занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой;
уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
уметь работать и сотрудничать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
уметь договариваться;
уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
включаться в проект;
нести ответственность за порученное дело;
войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;
доказать солидарность с коллективом;
уметь организовать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
доказать гибкость к изменениям;
стойкость перед трудностями.
Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.
Компетентностный подход на уроках ИЗО заключается прежде всего в формировании системы универсальных ЗУН, который осуществляется через личностно-ориентированный подход
к учащимся и приоритетное направление в работе, а именно, практико-прикладное, т. е. ученик должен знать как выполнить работу и как в дальнейшем практически использовать либо это
знание, либо результат.
Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний,
а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода
к делу, умения принимать самостоятельные решения.
Рассмотрим, как формируются ключевые компетенции на уроках изобразительного искусства.Компетенция
Характеристика компетенции
Формирование компетенции
Учителем
Учеником
Коммуникативная
Поведение в обществе, этикет, национальные традиции.
Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.
Сообщения по выбранной теме, использование знаний в рисунке при выполнении творческой работы.
Например, цикл уроков в разделе Каждый народ художник, в которой ученик узнаёт особенности национальной культуры народа (поведение, обычаи, особенности общения и т. д.) и отображение их в художественных произведениях.
Работа в группах.
Руководство во время работ и практических занятиях в группах.
Распределение обязанностей в группах, оценка друг друга и самооценка, приобретение навыка коллективного творчества.
Например, в 6 классе в теме Конструирование и понятие формы. Замок зимы, когда этапу выполнения коллективной композиции предшествует индивидуальная работа и работа в группах.
Социокультурная
Применение на практике и в жизни ЗУНов: Приобретение навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимания особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества. Применять основы
конструирования.
Профориентационная работа, связь с учебными учреждениями художественного профиля.
Обучение основам конструирования, моделирования, умению читать технологические карты.
Контроль и помощь во время практических занятий.
Отработка полученных навыков на практических занятиях.
Например,
в 3 классе главная идея программы От родного порога - в мир культуры Земли.
В разделах Художник и зрелище, Художник и музей, даётся понимание места и роли изобразительного искусства в синтетических искусствах ( кино, театр, телевидение).
Профориентационная работа – разработка курса Оформительская графика. Неизвестное в известном.
Ценностно - смысловая
Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.
Помощь при выборе темы проекта, творческой работы и при его создании.
Исследовательская
деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах.
Например, в 1 классе в теме Зимние узоры. Платье Зимы (показ),
в 6 классе в теме Знакомство со шрифтами (показ),
в 9 классе в теме
Геральдика, герб семьи (показ).
Информационная
Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира.
Выработка навыков работы со справочной литературой.
Умение пользоваться компьютерными технологиями, справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов (по заданию учителя и по собственной инициативе).
Культуроведческая и природоведческая
Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов.
Использование краевого компонента в образовании.
Поисковая деятельность, выполнение эскизов национальных костюмов и т.п.
Например, в 5 классе в разделе Для чего нужны украшения?, тема Одежда. Рассматривается знаковая роль одежды (положение в обществе) и национальный костюм.
Учебно - познавательная
Межпредметная связь: география, биология - в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература -оформление сообщений и творческих проектов; технология - при выполнении эскизов изделий, музыка - как эмоциональный фон и как мотив творческой деятельности учащихся.
Инструктаж по выполнению и построению чертежей конструкций, ознакомление с видами волокон, типами и видами бумаги, правилами и особенностями работы с ними. Использование демонстрационного материала.
Умение пользоваться технологической картой, оформление сообщений и творческих проектов. Выполнение эскизов изделия, исследовательская работа по выбору художественных материалов и техники для задуманного или предложенного для работы.
Пример технологической карты Этапы рисования. Бабочка.
(показ)
Здоровье- сберегающие
Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи, воспитание экологической культуры.
Инструктаж по технике безопасности.
Воспитание экологической культуры, проведение физкультминуток.
Соблюдение норм экологического поведения, охраны здоровья – своего и окружающих, Соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности на уроках ИЗО.
Например, в 7 классе в разделе Сюжет и содержание в теме Защита окружающей среды.
Формирование компетенций невозможно без положительной мотивации обучения, поэтому важнейшей задачей для учителя является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по ИЗО, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания художественно-эстетического образования.
Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.
Показателем развития ключевых компетенций на уроках ИЗО является стабильный уровень качества знания, ежегодные победители и призёры проводимых в районе и в области конкурсов.
Хочу отметить, сейчас учителя ИЗО, как и представители остального педагогического сообщества, активно обсуждают: развитие каких ключевых компетенций должно стать приоритетным на уроке.
Я считаю, на уроках ИЗО, как на любом уроке творчества, нужно и есть все возможности формировать ключевые компетенции в целом, не отделяя их друг от друга и, тем более, не определяя их значимость в учебном процессе; другой вопрос, если в силу определённых причин (местность - культурный центр, промысловый, художественных предпочтений учителя, его достижений в художественной деятельности) учитель будет больше работать в выбранном им определённом направлении.