Публикации
Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности.
Автор: Колядина Наталья Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности.
Автор: Колядина Наталья Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 п. Степной. Воспитатель: Колядина Наталья Юрьевна.Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности.Только тот, кто любит, ценит иуважает накопленное и сохраненноепредшествующим поколением можетлюбить Родину, семью, узнать ее,стать подлинным патриотом.С. Михалков Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. И поэтому совместно с родителями поставили перед собой задачу как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Наша задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. На протяжении дух лет в нашей группе ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников.Педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному селу, городу – значит связать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Планируем работу блоками, что считаем наиболее целесообразным, причём темы повторяются, проводимые ранее (начиная с первой младшей группы, но изменяем их содержание, объем познавательного материала, его сложность и длительность изучения темы. Отдельные темы приурочиваем к различным событиям, знаменательным датам и праздникам. В качестве основного метода работы по патриотическому воспитанию используем метод проектов. Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное патриотическое воспитание детей, – организация предметно-развивающей среды. В группах созданы уголки по патриотическому воспитанию детей, имеется методическая литература по нравственно-патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, подборка альбомов с образцами народного художественного творчества. Для нравственно-патриотического и всестороннего развития детей созданы все условия: игровые зоны для сюжетно-ролевых игр, разнообразный дидактический материал; создан экологический уголок, богатый разнообразный обучающий материал, наглядный материал; красочный уголок природы «Мини-огород». Имеются дидактические игры, созданные своими руками. Оформляются стенды «Семья – это счастье», «Папы – наши защитники». «Защитники Отечества», «Моя мама самая лучшая». А также мини-уголки с разнообразным информационным, игровым материалом о родном крае, его достопримечательностях, о народных традициях, народные игры и дидактические игры для детей. В книжных уголках дети могут самостоятельно рассматривать книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного села, города, края, страны. Периодически материалы дополняются. Используются в работе с детьми дидактические игры по нравственному воспитанию. С детьми проводятся беседы «Мы гордимся своими земляками», «Они подарили нам жизнь», «Наши защитники» в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной войны, защитниками нашей Родины в настоящие дни. Детям дается представление о родах войск российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике и т. д., что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников. Чтобы помочь детям понять, что такое семья, родные и близкие люди, родственные отношения, социальные роли в семье, нам необходима была помощь родителей. Это заставило нас задуматься над тем, как побудить родителей рассказать детям о себе и других членах семей. Я предложила родителям вместе с детьми собрать фотографии и изготовить «Семейный альбом». При рассматривании фотографий детьми они рассказывали о своих близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивают представление о своей социальной роли в семье. И на вопрос «Кто ты в семье?» отвечают правильно: «Для мамы – сын, для бабушки – внук, для сестры – брат». Появилась идея создания родового древа семьи каждого ребенка. Обратились к родителям с просьбой помочь в сборе сведений. Поскольку составление родословной подразумевает совместную деятельность детей и родителей, мы обращали внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Совместно с родителями и детьми часто проводятся фольклорные праздники «Русский платок», «Валенки», «Рождественские посиделки», «Масленица», и т. д. Родители не только принимают участие в праздниках, но и совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах. На спортивных мероприятиях дети показывают не только свои музыкальные возможности, но и силу, выносливость, спортивный азарт и сплоченность. А родители доказывают свою заботу, любовь, внимание к своим детям. Получаются очень интересные, веселые спортивные совместные мероприятия с папами. Во время экскурсии к памятнику погибшим воинам в преддверии праздника с детьми возлагаем цветы. Собираем информацию о дедушках, прадедушках, о родственниках детей, которые приняли участие в ВОВ. Проводим торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ. Организовали вместе с родителями «Бессмертный полк» в п. Степной.Интересно проходят экологические праздники ко Дню Земли, Дню птиц, Дню космонавтики, и т. д. В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. Как плохо жить, как больно жить на светеБез стебелька, без листьев, без корней. (Марина Симонова) Важна ли крепкая, дружная семья в жизни человека? Ответ очевиден –несомненно!Все мы, люди – существа социальные и не можем жить вне общества. Однако общество не всегда благосклонно к каждому, поэтому очень важно, чтобы у человека был надежный тыл – семья – люди, которые безусловно любят его и в любых обстоятельствах будут рядом. Особенно важно иметь такую уверенность в детстве, когда формируются представления о мире, который нас окружает. Именно поэтому необходимо прививать детям семейные ценности с молодых ногтей, чтобы они выросли с убеждением «мой дом – моя крепость». В наше время, в век высоких технологий, интерактивных игрушек, гаджетов, социальных сетей и компьютерных игр нам особенно важно находить время для живого общения, которое ничем не заменишь. Для нашей семьи – это совместные прогулки, походы в кинотеатр, тюбинг, горные лыжи и катание на снегоходе зимой, пикники на природе летом, настольные игры и чтение перед сном. И, конечно, самое любимое и увлекательное занятие- путешествия! Благодаря общему семейному досугу, мы лучше узнаём друг друга, учимся договариваться, дарить и принимать душевное тепло, делиться чувствами с родными, понимать и, порой, прощать. И не всегда это только веселье и развлечения. Нередко, это могут быть совместные дела. Ведь именно в такие моменты дети учатся умению работать в команде, взаимовыручке и взаимопомощи. Особое место в воспитании занимают семейные традиции. Это то, чему нас когда-то научили наши родители, и теперь пришло время передать нашим детям. Прежде всего, это традиции, связанные с праздниками – совместное украшение ёлки и утренники на Новый год, приготовление куличей и роспись яиц на Пасху, первомайская демонстрация и конечно дни рождения! Благодаря детям, наша жизнь наполнена яркими красками. Желание показать им красоту и многообразие окружающего мира нередко приводит к неожиданным открытиям нас самих. Мы хотим, чтобы наши дети росли с уверенностью в том, что дома их очень любят и всегда поддержат, а еще надеемся, что, став взрослыми, им посчастливится создать свои собственные крепкие семьи и подарить этот удивительный мир следующему поколению.