Публикации Обобщение опыта работы воспитателя .Тема: «Развитие социальных умений и практических навыков детей и подростков через технологию проектной деятельности»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение опыта работы воспитателя .Тема: «Развитие социальных умений и практических навыков детей и подростков через технологию проектной деятельности»
Автор: Миронова Ольга Васильевна

Краевое государственное казенное учреждение Организация, осуществляющая обучение, для детей – сирот оставшихся без попечения родителей
Детский дом № 12
Обобщение опыта работы воспитателя
высшей квалификационной категории
Мироновой Ольги Васильевны
Тема: Развитие социальных умений и практических навыков детей и подростков через технологию проектной деятельности
г. Амурск
2023
Перечень модулей:
Актуальность и проблемность
Теоретическая интерпретация.
Технология опыта
Система работы с детьми
Принципы работы
Новизна опыт
Результативность
Трудоемкость
Адресная направленность
Вывод
Актуальность и проблемность.
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится, - будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть дети, которые требуют особое внимание к себе. Это – дети сироты, беспризорники, дети правонарушители и другие. Такие дети всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним.
В настоящее время в Российской Федерации сохраняется целый комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По - прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении: не снижается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающими в образовательных учреждениях и нигде не работающими?
В условиях развития современного общества чрезвычайно актуальной является проблема формирования социальной компетентности подростков, что обусловлено поиском оптимальных путей подготовки их к самостоятельной жизни. Общество заинтересовано в формировании личности, которая успешно социализируется, обладает высоким уровнем социальной компетентности, которая бы обеспечивала личностную комфортность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности.
Социальная компетентность:
способность жить в социуме (учет интересов и потребностей социальных групп; соблюдение социальных норм и правил; сотрудничество с партнерами);
интегральное качество личности, состоящее из комплекса эмоциональных, мотивационных, характерологических особенностей и проявляется в социальной активности и гуманистической направленности личности;
умение отстоять собственное мнение, противостоять нежелательному влиянию, а так же толерантность, и умение приспосабливаться, и, более того, эффективно действовать в постоянно меняющихся социальных условиях;
интегральное частное образование, содержащее ряд взаимообусловленных и взаимодополняющих компонентов когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы, позволяющих личности адаптироваться и реализоваться в условиях современного общества, и успешно пройти социализацию.
Социальная компетенция - соответствие конкретного человека условиям и возможностям, предоставляемым конкретным обществом. Не существует социальной компетенции самой по себе, оторванной от реального и конкретного общества. Социальная компетенция зависит от основных характеристик жизни данного общества: экономического и политического уклада, историко-культурных особенностей, рациональной организации общественных отношений. Социальная компетенция это не только и не столько некоторая воспитанность или социализированность человека, сколько способность выжить в данном обществе и достичь успеха, пользуясь социальными ресурсами.
Таким, образом, социальная компетентность - сложная характеристика личности, которая обеспечивает ее интеграцию в общество, продуктивное
выполнение социальных ролей, способность ориентироваться в меняющейся социальной среде и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель – создание условий для всемерной поддержки самораскрытиядетей, ихсоциализации.
Социализацияс точки зрения педагогики - это организация особым образом образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно усваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество, или
овладевает ключевыми компетентностями. Одним из факторов успешнойсоциализацииребенка является предоставление ему возможности раскрыть свои таланты, заниматься любимым делом, самореализоваться.
Какие компонентысоциализации можно выделить?
– это эмоциональное благополучие ребенка в любом коллективе;
– позитивное восприятие окружающего мира;
– коммуникативная компетентность детей и подростков;
–развитиесоциальных навыков детейсоответственно возрасту. Дошкольный возраст – начальный период осознания ребёнком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений
Формирование навыковсоциализации базируется на приобретении нового опыта с удовольствием, радостью и обязательно сопровождается положительными эмоциями.
Изучив многочисленные подходы и методы, позволяющие реализовать поставленные передо мною задачи в областисоциализации, я выделила определённые инструменты, представляющие интерес не только для меня, но и для других участников образовательного процесса. Наиболее эффективным в условиях детского дома, по моему опыту, является методпроектной деятельности.
Проектная деятельность - форма работы, объединяющая воедино все видыдеятельностии вовлекающая всех участников воспитательного
процесса, включающая все компонентысоциализации это проектная деятельность.
Исходя из выше изложенного, я поставила перед собой цель: способствовать формированию социальной компетентности детей и подростков через технологию проектной деятельности.
Теоретическая интерпретация.
Слово проект стремительно вошло в жизнь нашего детского дома.Чем заинтересовал меня метод проектов? Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.Изучив методическую литературу, активно участвуя в работе методических семинаров и педсоветов, я убедилась в эффективности использования метода проектов в обучении и воспитании детей и подростков.
Технология опыта.
Метод проектов можно представить какспособорганизации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога воспитанника,способвзаимодействия с окружающей средой, поэтапнаяпрактическая деятельностьпо достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.,) т. е. этоспособ достижения цели через детальнуюразработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемымпрактическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детскаясамодеятельность, это конкретноепрактическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.Проектная деятельность –этодеятельностьпо созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта(Н. Е. Веракса). Предпосылками использования методапроектной деятельности явились:
видоизменение и совершенствованиеразвивающейсреды;
использование инновационных технологий в образовательнойработе;
адекватное вовлечение детей и подростков в воспитательно-образовательный процесс;
многофункциональное взаимодействие с социумом.
Выдвинутые предпосылки обусловили выбор темы моего опыта работы:
Развитие социальных умений и практических навыков детей и подростков через технологию проектной деятельности
Основная цель моей работы: способствовать формированию социальной компетентности детей и подростков через технологию проектной деятельности.
Задачи:
формирование представлениедетейдошкольного возраста осоциальных ролях, которые он выполняет в обществе, государстве и мире;
формированиесоциализациидошкольников посредством технологиипроектирования, нравственных и культурных ценностейчерез совместную деятельностьсо сверстниками и взрослыми;
преодоление негативного отношения подростков к взрослым, создание ситуации партнерства и взаимного уважения в учебном процессе;
овладение нормами общения с взрослыми и сверстниками;
овладение нормами дружбы как важнейшим приобретением ребенка в подростковом возрасте;
овладение умением рефлексии как механизмом развития самосознания
обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на семинаре, проведения мастер-класса для педагогов и детей, открытых занятий с детьми, участия в Интернет – конкурсах.
Очень важно, что при решении этих задач, параллельно сформированием социально-бытовых умений и навыков,воспитанники расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимыесоциальные компетенции:
- развивают положительные личные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
доброта, сострадание, отзывчивость, забота о других
- элементов трудовой культуры - организация труда;
- экономному и бережному отношению к продуктам, оборудованию,
использованию электроэнергии и др.;
- строгое соблюдение правил безопаснойработы и гигиены труда;
-воспитаниежелания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
- творческого отношения к домашнему труду;
- развития обоняния, осязания, ловкости, скорости;
- внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.
Все проекты, занятия проводились в совместной и самостоятельной деятельности детей. Организовывалась работа небольшими группами, что помогало привить детям навыки самопроверки, взаимопомощи, развивает познавательное общение.
Запланированная работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьировались в зависимости от целей и задач проекта.
Основным принципом в работе с воспитанниками было дать ребенку возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках, ведь именно такой опыт запоминается надолго.
Проектно – исследовательская деятельность – один из интерактивных, инновационных методов современного обучения, который помогает не только всестороннему развитию ребенка, но и упрочняет положительную мотивацию к знаниям.
Система работы с детьми
В работе с детьми были реализованы проекты:
Новый год у ворот
Духовно – нравственный человек. Какой он?
Нам жить и нам помнить
С добрым сердцем – на добрые дела!
Благотворительное рукоделие
Без труда мы не куда
Любимый бутерброд
Для активизации детей и привлечения их ксоциально-бытовойдеятельности использовать разнообразные приёмы и формы работы:
-занятия-практикумы, занятия-путешествия;
-наблюдения, беседы;
-прогулки, экскурсии;
-моделирование жизненных ситуаций;
-решение логических задач;
-дидактические упражнения;
-игровые и проблемные ситуации, с/р игры;
-чтение и обсуждение художественной литературы;
-разноплановаянаглядная деятельность;
-стимулирование деятельности(похвала, одобрение);
-досуги, праздники, конкурсы, кружки.
Очень важно в организации деятельности воспитанников соблюдать принципы: постепенности, последовательности, систематичности, дифференцированности обучения.
Новизна опыта.
- Внедрение инновационных методов: интегрирование работы по духовно – нравственному, патриотическому воспитанию и художественно- эстетическому развитию воспитанников.
- Обучение детей исследовательским навыкам, обширный круг участников проекта.
- Ребенок получает позитивный социальный опыт в реализации собственных замыслов.
Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Главное в проектной деятельности то, что проект не привязан к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.
Результативность.
Социальная компетентность в подростковом возрасте предполагает наличие базовых знаний об устройстве общества и его институтов, о ролевых требованиях и ожиданиях, общечеловеческих нормах и ценностях; владение навыками ролевого поведения и взаимодействия, общения и взаимопонимания.
Развитие социальной компетентности у подростков – это педагогически управляемый процесс. Формы педагогического воздействия определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в группе, традиционного опыта воспитания, степени педагогического воздействия, уровня развития личности каждого подростка, сформированности коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение.
Решая различные познавательно- практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобрели способность нестандартно мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побудили к новому поиску знаний.
Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и с взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что используя проектно-исследовательскую технологию в воспитании и обучении детей и подростков, организованная по ней, жизнедеятельность в детском доме позволило лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
В процессе работы подростки научатся планировать свою деятельность, примерять различные социальные роли, выступать в роли обучающего и обучающегося, развивать организаторские способности, формировать в себе чувство товарищества, самостоятельности и ответственности.
Трудоёмкость работы заключается:
- в разработке игр, побор практических занятий, конспектов занятий;
- в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач.
Адресная направленность:
Опыт направлен на помощь педагогам:
- понять значение и необходимость проектного метода;
- подобрать материал.
Вывод
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, чтопроектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество педагогов идетей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленностипроектной деятельностина конкретный конечный результат и планированиюпрактическихдействий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса.
Нельзя не сказать о влияниипроектной деятельностии на меня как воспитателя.Проектированиезаставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых формработы с детьми.