Публикации "Тайны моего характера"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Тайны моего характера"
Автор: Ганина Елена Анатольевна

Проект Тайны моего характера
Общая цель данного проекта – помочь ребятам лучше узнать себя и друг друга, научиться принимать и ценить индивидуальность свою и других ребят в группе.
Поставленная цель требует решения основных задач:
Активизация познавательного и мыслительного процесса, повышение осведомленности.
Развития умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Гармонизация эмоционального состояния.
Стабилизация психических процессов, снятия напряжения.
Развитие творческого воображения и фантазии
Стимулирование творческого самовыражения.
Развитие символических представлений, креативности.
Дать рекомендации воспитателям об индивидуальных особенностях ребенка
I. Блок проекта Характер на кончиках пальцев
Цель: исследовать особенности характера ребят с использованием дерматоглифики педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.
Выбор тем определяется обычно из наблюдений за детьми, их взаимоотношениями между собой и за их игрой. Метод наблюдения является одним из основных методов в психологии и педагогике. Наблюдая за игрой ребят в футбол на спортивном поле, меня заинтересовало, как они распределяются в игре, как они выбирают ролевую функцию, кому быть вратарем, защитником, нападающим. Оказалось, что выбор делает или капитан команды или идет выбор на камень, ножницы, бумага.
Поэтому и пришла идея провести совместное исследование с инструктором по физкультуре, исследовать психологические особенности и (уровень физической подготовленности) физические способности ребят Центра по основным показателям силы, быстроты, выносливости и сопоставить данные со спортивной нормой для каждого возраста.
Кожа, которой покрыта рука, имеет сложный рельеф – его образуют так называемые гребешки, и поэтому специалисты именуют ее гребневой.
Гребешки составляют характерные узоры, уникальные для каждого человека. И эти узоры на пальцах рук называются папиллярными узорами.
Папиллярные узоры каждого человека неповторимы. Эти узоры даются нам при рождении, генетически передаются от родителей, но имеют индивидуальные, абсолютно неповторимые линии, отличающие узор даже от тех, кто дал нам жизнь.
За 100 последних лет в мировой практике не выявлено ни одного случая совпадения кожных узоров.
Отпечатки на вашей основной руке, т.е. той которой мы пишем, отвечают за основные черты характера, а на другой – скрытые, редко проявляемые особенности.
Дерматоглифика – это наука, изучающая узоры на пальцах. Её родоначальником считается англичанин Фрэнсис Гальтон. А термин дерматоглифика переводится как Гравировка кожи.
Существует огромное количество различных книг и исследовательских работ по дерматоглифике (около 150) и первостепенной задачей стояло подобрать теоретический материал и сделать его доступным для понимания ребят, так как в группе проживают ребята разного возраста (возраст детей в группе составляет от 8 до 14 лет.)
Мы с ребятами изучали, в каких областях используется дерматоглифика: в криминалистике, судебной медицине, генетике, спортивной медицине – метод пальцевой дерматоглифики используется в диагностике индивидуальных способностей спортсменов. Предрасположенность к занятиям тем или иным видам спорта, позволяет выявить спортивный потенциал. Во Всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры и спорта уже много лет изучают рисунки на отпечатках пальцев спортсменов. Впервые серьезно попробовали воспользоваться этим методом при анализе потенциальных способностей начинающих тогда теннисисток Анны Курниковой и Татьяны Пановой. Тогда пальцы девочек показали, что они очень талантливы.
В настоящее время пальцевые узоры как показатель темперамента часто используют для профориентации (т.е. для выбора специальности обучения) и профотбора (т.е. исследуется к каким профессиям пригоден человек).
Следующим шагом в работе было выдвижение предположений (гипотез) детей совместно с воспитателями по изученному материалу. Ребятам было интересно:
На самом ли деле по рисункам на пальцах рук можно определить предрасположенность в выборе спорта.
Имеют ли одинаковые типы рисунков (узоров) на пальцах родные братья и сестры?
Как настоящие криминалисты воспитатели помогли освоить ребятам технику дактилоскопирования, снять отпечатки пальцев с помощью штепсельной подушки. И провести тщательную проверку на подлинность типов паппилярных узоров выявленных самими ребятами.
В процессе проведения данного исследования мы:
Изучили характер дерматоглифических признаков папиллярных узоров пальцев рук ребят и систематизировали результаты.
Сравнили результаты данных тестов среди ребят с различными видами папиллярных узоров пальцев рук.
Определили способности к физическому развитию ребят в определенном виде спорта на основе систематизации по папиллярным узорам пальцев рук.
Определили, какими видами спорта могут заниматься и владеть ребята, по дерматоглифическим (генетической маркер) характеристикам пальцев рук и физическим качествам.
У Богдана по генетической маркировке пальцев рук ролевое назначение в футболе по дугам А=0, завиткам W = 6, петлям L = 4 – вратарь.
По Дельтовому индексу Д = 16 – высокие способности к игровым (футбол, волейбол) и высокоорганизованным видам спорта.
Ему свойственен тип темперамента сангвиник. Богдан ребенок инвалид, с диагнозом ДЦП и тем не менее, его физическим качеством является развитость силы рук. Подходящий для него вид спорта – армрестлинг (вид борьбы на руках между двумя участниками).
У Юрия по генетической маркировке пальцев рук ролевое назначение в футболе по дугам А=0, завиткам W = 6, петлям L = 4 – вратарь.
По Дельтовому индексу Д = 16 – высокие способности к игровым (футбол, волейбол) и высокоорганизованным видам спорта.
С помощью тестов выявили, что у Юрия скоростные, силовые и координационные способности и выносливость соответственно возрасту высокие, а это означает, что он может владеть разными видами спорта. Так же он показал хороший результат на сдаче ГТО, нормативы были выполнены на золото и серебро.
Мы не ограничивали ребят в выборе спортивного предпочтения, мы говорили, о их генетической предрасположенности. А еще мы говорили о том, что очень много примеров в жизни, когда ребята пришли в спорт, не 4 или 5 лет, а в 11и 12 лет и достигли достойных результатов. Потому что у них было огромное желание заниматься тем или иным видом спорта. А желание – это сильный мотиватор в достижении целей в жизни. Чтобы стать чемпионом, не достаточно иметь соответствующие наклонности – нужны сила воли и настойчивость для их реализации.
Мы выявили и тип темперамента ребят по психологическому тесту. И увидели различия в типах темперамента по паппилярным узорам и типом темперамента по тесту Айзенка. Различия результатов допустимы, так как дактилоскопия показывает наследственную информацию (генотип), а психологические тесты показывают сиюминутное состояние человека, которое обусловлено как наследственностью, так и влиянием внешней среды (фенотип).
Изучая типы темперамента, мы говорили ребятам о том, что каждый тип темперамента обладает определенными достоинствами и проблемным полем.
Так известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, раскованы и уверены в себе, но бывают беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным, однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов.
Научиться управлять своим темпераментом можно лишь при сильном характере:
При сильном характере холерик сдерживает свою природную неуравновешенность и вспыльчивость.
При сильном характере меланхолик сдерживает свою застенчивость.
При сильном характере флегматик преодолевает свою медлительность.
Завершающей задачей в исследовании первого блока проекта - определение психологической совместимости ребят в группе.
Психологическая совместимость по типам узоров папиллярных линий левого указательного пальца руки
Типы узоров папиллярных линий
Психологическая совместимость
Гармоничная
(на 100%)
Напряженная
(на 50%)
Проблематичная
Петля (собеседник):
Петля-петля
Петля
(собеседник, сангвиник)
Завиток
(мыслитель, флегматик)
Дуга
(практик, холерик)
Юрий Ш.
(петля-петля)
Алексей Б.,
Богдан К.
Владислав Ш.
(завиток-завиток)
Семен Г.
(дуга-дуга)
Завиток (мыслитель): завиток-завиток
Завиток
(мыслитель)
Дуга
(практик)
Петля
(собеседник)
Владислав Ш.
(завиток-завиток)


Алексей Б.,
Богдан К, Юрий Ш.
(петля-петля)
Гармоничные варианты типов узоров дуга-дуга, петля-петля, завиток-завиток – отражают взаимное дополнение двух личностей, всегда прислушиваются к мнению другого, умеют между собой договориться. Всегда будут стремиться сгладить возникший конфликт.
Напряженные варианты типов дуга-завиток, петля-завиток. Когда ребята знают, что человек всегда имеет недостатки, но их друг в друге не замечают (или умело скрывают). То есть это идеалистическое отношение одного к другому.
Проблематичные варианты типов – возможны между ребятами, но при условии наличия терпения. Если ребенок не может мириться с поведением другого, то может возникать недовольство, непонимания и неприязнь одного ребенка к другому. Когда никто не хочет уступать и считаться с мнением другого. Если этот баланс не урегулировать, то произойдет распад взаимоотношений.
Данные о психологической совместимости и знание о генетическом маркере дерматоглифики указательных пальцев рук ребят, позволяет воспитателям создать условия комфортного проживания ребят друг с другом в группе, так как единообразие типов узоров папиллярных линий, либо совсем другой тип узора, наиболее полно дополняет другую личность.
II. Блок проекта Звездная страна Зодиакалия
Цель – передать ребенку знания, о его предназначении посредством раскрытия базового принципа его зодиакального знака.
Знак Зодиака дан человеку как психологический язык, позволяющий ему взаимодействовать с людьми в обществе. Знак Зодиака присваивается человеку автоматически в момент его рождения и после может укреплять свое влияние в психологии человека. В некоторых народах существуют науки о знаках Зодиака, объясняющие психологические качества человека.
За основу занятий мы взяли программу Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой Сказки звездной страны Зодиакалии, включающие медитативные сказки, аудиосказки, направленные на раскрытие изначального потенциала личности, ее самооценки, а также на исследование различных явлений нашей жизни.
Главная цель медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному Я позитивных идеальных взаимоотношений с окружающим миром и людьми.
Ребята изучали карту созвездий.
Знакомились со своим знаком Зодиака и датами рождения.
После прослушивания медитативных сказок, ребята рассказывали, о сильных характеристиках своего знака и о проблемном поле, над чем, им стоит работать.
И в завершении каждый из них получил в подарок шоколадную медаль своего знака Зодиака.
В процессе реализации этого блока программы ребятам было сложно расслабиться и сосредоточиться на прослушивании сказок, ребята помладше, постоянно были в движениях. И мы увидели необходимость в создании сенсорной комнаты, где ребенок мог бы научиться расслабляться.
В сенсорной комнате проводятся занятия, направленные на снятие мышечного напряжения, овладения навыками и приемами саморегуляции и психомышечной релаксации.
Зная свой зодиакальный знак, ребенок имеет возможность:
- посмотреть на себя со стороны и узнать себя, возможно, совсем не таким, каким представлял до этого;
- научиться понимать себя, корректировать свое поведение;
- познать свои потенциальные возможности, что поможет найти свое место в жизни.
Зная основные черты характера других людей, особенно тех, кто рядом, ребенок сможет:
- лучше понимать их самих и их поступки;
- строить с ними взаимоотношения.
III.Блок проекта Характер по почерку
Цель: исследование особенностей характера воспитанников с использованием графологического анализа почерка педагогом-психологом и учителем-логопедом Центра.
Почерк формируется с раннего детства. В начальных классах ребенок обучается навыкам письма, к 13-14 годам почерк приобретает индивидуальные особенности и только примерно к 20 годам начинает складываться окончательно.
Почерк – это проекция внутреннего мира, темперамента и характера человека, его отношения к внешней среде и окружающим людям.
Еще в античные времена великий древнегреческий философ Платон говорил, что почерк – это зеркало души человека.
В научной среде до сих пор ведутся жаркие споры о том, является ли графология наукой. Графология системна, основана на исследованиях, наблюдениях и изучении закономерностей, а также на специальных экспериментах, что, несомненно, говорит в пользу ее научности.
Этот блок исследования мы решили провести совместно с учителем-логопедом, так как почерк является одним из составляющих письменной речи ребенка и носит значимый характер для успешной учебной деятельности.
Исследование проводилось педагогом-психологом с помощью психологических тестов:
Тест 1. Нарисуй себя собственным почерком
Тест 2. Знаете ли вы себя?
Тест 3. Несуществующее животное.
Учителем-логопедом проведено исследование почерка ребят с помощью выполнения логопедических заданий:
1. Списывание
Слуховой диктант.
Учителю–логопеду через письменные работы ребят можно полнее выявить нарушения в письменной речи: дисграфические нарушения: пропуски слов, перестановки букв, замена слов) и дизорфографические ошибки (орфографические ошибки, несоблюдение правил (ч-к, ч-н).
В результате наших исследований ребята знакомятся со своими особенностями, воспитывается интерес к своей личности и личности ребят, с которыми живут рядом в группе, так называемой семье.
Для нас, как узких специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физкультуре, так и воспитателей важна совместная парная работа, важен сбор полной информации о каждом ребенке, для планирования маршрутов работы с детьми.
И самым важным является сбор информации о ребятах, которая помогает при устройстве в семью. Как правило, когда приезжают потенциальные опекуны, всегда приглашаются и узкие специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), и воспитатели и мы владеем полноценной информацией, с которой всегда делимся с ними. Для того, чтобы ребятам было легче адаптироваться в семье и для того, чтобы потенциальные опекуны, могли, не теряя времени в дальнейшем помочь ребятам включиться в полноценную учебную деятельность.